В.Козаренко
Что нового в мнемотехнике
Если вы решили изучать технику запоминания и выбрали Систему запоминания
"Джордано", то вы сделали правильный выбор. Система запоминания
"Джордано" содержит максимально полную информацию о памяти и
способах запоминания.
Несколько слов о Системе запоминания "Джордано"
До 1990 года мнемотехника существовала в виде разрозненных приемов, не
имела теоретической базы, не объясняла механизмов памяти, книги о тренировке
памяти описывали низкоэффективные приемы и содержали большое количество
методических ошибок. Системы запоминания 16-го века были "системами
Знаний" (что-то вроде энциклопедий), но не системами мнемотехники.
Мнемотехника (как целостная система, как учебная дисциплина) ранее не
существовала, о чем совершенно
справедливо писал в книге "О памяти и мнемонике, 1903 г."
профессор Г.Челпанов, основатель и директор Московского психологического
института (1912-1923). Вы лично можете убедиться в этом, просмотрев литературу
о памяти и о мнемонике на этом сайте, а также на других сайтах (по ссылкам).
Система запоминания "Джордано", созданная в 1990 году - это
первая мнемоническая система запоминания, имеющая теоретическое обоснование,
собственный понятийный аппарат, унифицированный набор приемов запоминания,
систему оценки сформированного в процессе обучения навыка запоминания.
Наличие теоретической базы позволяет анализировать приемы запоминания
на предмет их эффективности. В Системе изменены формулировки некоторых
психологических понятий; даже такое привычное понятие, как "кратковременная
память", в Системе отсутствует.
Самое главное в Системе запоминания "Джордано"
1. Это действительно Система запоминания, а не набор разрозненных приемов.
2. Система имеет всё необходимое для того, чтобы называться самостоятельной
учебной дисциплиной. Методы запоминания гарантируют стопроцентную повторяемость
результатов запоминания у разных людей.
3. В Системе запоминания "Джордано" объясняется механизм
памяти человека и впервые дается теоретическое обоснование мнемотехники.
4. Из Системы "Джордано" исключены все низкоэффективные
приемы запоминания, которые до сих пор кочуют по разным книгам о развитии
памяти, авторы которых переписывают эти приемы из сомнительных книг о
мнемонике столетней давности.
5. Система "Джордано" успешно выдержала проверку временем.
Она существует с 1990 года, автор имеет большой опыт преподавательской
и методической работы: на очных курсах в Москве мнемотехнике обучены сотни
людей. Система широко распространилась, курсы мнемотехники с использованием
элементов Системы "Джордано" читаются в разных городах России.
Десятки преподавателей прошли стажировку у автора Системы. Элементы Системы
можно встретить в современной популярной литературе о мнемотехнике.
6. В Системе "Джордано" в качестве основного метода запоминания
используется принципиально НОВАЯ
ТЕХНИКА, которая ранее не описывалась в литературе о мнемонике: прием
образования ассоциации с выделением основы и элементов.
7. В Системе "Джордано" используются многоуровневые
системы опорных образов, которые легко создаются из любых произвольных
образов и могут достраиваться без ограничений по ходу запоминания информации.
8. Система "Джордано" не переписывает старые книги о мнемонике.
Это совершенно новая Система, содержащая более ста новых понятий, гармонично
включившая в себя ранее известные приемы запоминания.
Ниже вы можете ознакомиться с основными разделами Системы и с новыми
понятиями, которые впервые введены в мнемотехнику в Системе запоминания
"Джордано". При использовании этих понятий другими авторами
ссылки на Систему запоминания "Джордано" и сайт Mnemonikon
(http://mnemotexnika.narod.ru)
обязательны.
В таблице собрана не вся терминология Системы запоминания, а только новая
для мнемотехники. Полный словарь терминов смотрите в "Словаре мнемотехники".
Раздел Системы запоминания
|
Впервые введено в Системе "Джордано"
|
- Теория памяти (двухкомпонентная модель памяти).
|
- Разделены понятия "память" и "запоминание".
- Память - процесс образования связи между нервными клетками мозга.
- Электрическая память - процесс синхронизации электрической активности
в группе одновременно работающих нервных клеток.
- Схема образования электрической связи.
- Временные характеристики электрической памяти.
- Информация для мозга - связь между нервными клетками (резонансная
или синаптическая).
- Объясняется реакция мозга на разные виды информации: образная,
текстовая, знаковая.
- Точная (знаковая) информация - информация, не вызывающая образного
отклика в мозге.
- Генерация информации - процесс создания информации по зафиксированным
в мозге связям (припоминание).
- Каналы воссоздающего воображения: канал пространственных операторов,
канал рефлекторного преобразования слов в образы.
- Объясняется механизм понимания и запоминания речи.
|
|
- Смысл запоминания - последовательное соединение элементов информации.
- Информационное сообщение (информация) - группа взаимосвязанных
простейших элементов.
- Ассоциация - группа соединенных зрительных образов, обозначающих
элементы одного информационного сообщения.
- Основа ассоциации (большой образ) - главная часть информации.
- Элементы ассоциации (средние образы) - другие части информации.
- Основной способ запоминания в Системе "Джордано" -
образование ассоциации с выделением основы и элементов.
- Навык запоминания (коэффициент увеличения способности запоминания).
- Объем запоминания - количество элементов, запомненных за один
раз, без перерыва.
- Основная мыслительная операция, включающая процесс память -
операция "Соединение образов".
- Мыслительная операция "Выделение частей образа".
- Относительные размеры образов (большие, средние, маленькие).
- Способ образования искусственной ассоциации.
- Три способа соединения двух образов в воображении.
- Фиксированные образные коды.
- Правила обращения с образными кодами:
- образные коды должны быть неизменяемыми;
- образные коды не должны повторяться;
- образные коды не могут быть основой ассоциации;
- образные коды нельзя соединять между собой и др.
- Как регулировать процесс запоминания.
- Эффект стирания связей.
- Эффект сворачивания ассоциативных цепочек.
- Эффект первого образа.
- Эффект непосредственного припоминания.
- Четыре этапа запоминания:
- кодирование;
- запоминание (образование связи);
- запоминание последовательности;
- закрепление связей в мозге.
- Многоуровневые системы опорных образов.
- Блок опорных образов.
- Блок информации (группа однотипных сведений).
- Нумерация произвольных образов образными кодами.
- Повторение - процесс припоминания информации для её закрепления
в мозге.
- Изоляция образных кодов.
- Контрольное припоминание.
- Приемы, методы, техники запоминания - формулировки.
- Разделены понятия "повторение" и "повторное восприятие".
|
- Приемы запоминания (методы, техники)
|
- Метод наводящих ассоциаций
- Кодирование в образы знаков
- Фонетические образные коды
- Выделение отличительного признака, функции отличительного признака.
- Составная (комбинированная) основа ассоциации.
- Метод сжатия информации (обозначение отрывка текста зрительным
образом).
- Способы соединения двух образов.
- Образование ассоциации.
- Соединение нескольких ассоциаций (формирование информационного
блока).
- Прием свободных ассоциаций.
- Выделение частей образа.
- Прием "Матрешка".
- Схема запоминание в алфавитном порядке.
- Прием возврата.
- Закрепленная последовательность образов.
- Невидимые части образа.
- Нумерация произвольных образов образными кодами.
- Метод активного повторения:
- просмотр опорных образов и основ ассоциаций;
- повторение с полной расшифровкой;
- повторение с прорисовкой и проговариванием.
- Техника "Календарь".
- Техника " Матрица".
- Техника запоминания лиц, фотографий, иллюстраций.
- Схема (техника) запоминания текстовой информации.
- Уровни точности запоминания текстов.
- Разные способы запоминания названий, терминов, понятий.
- Прием мысленной прорисовки.
- Визуализация формул на чертеже.
- Запоминание структуры (иерархии) понятий.
- Схема (техника) запоминания иностранных слов.
- Техника последовательного запоминания коротких фраз на русском
или иностранном языках.
- Запоминание названий на иллюстрациях.
- Мнемоплан (образный конспект лекции).
|
- Схемы формирования систем опорных образов
|
- Многоуровневые системы опорных образов, составляемые путем комбинации
10 приемов запоминания последовательности.
- Наиболее используемые схемы в Системе "Джордано":
- четырехуровневый блок опорных образов (для долговременного запоминания):
- метод Цицерона;
- прием выделения частей образа;
- закрепленная последовательность произвольных образов;
- прием выделения частей образа;
- двухуровневый блок опорных образов (для долговременного запоминания):
- метод Цицерона;
- выделение частей образа;
- запоминание в алфавитном порядке (для долговременного запоминания):
- образные коды букв;
- закрепленная последовательность произвольных образов;
- выделение невидимых частей образа;
- для тренировки (временное запоминание):
- для тренировки (временное запоминание):
- образные коды двузначных чисел;
- прием свободных ассоциаций;
- выделение частей образа.
|
|
- Согласованная система образных кодов.
- Образные коды трехзначных чисел для русского языка.
- Словарь мнемотехники.
- Систематизация приемов запоминания по этапам запоминания ("Учебник
мнемотехники", 2002).
|
|
- Система упражнений, в которую заложено практическое изучение
всех положений Системы запоминания:
- вводный курс "Интенсивный тренинг";
- базовый курс "Ваша первая база данных";
- курс "Техника запоминания иностранных слов и фраз";
- курс "Запоминание текстов";
- курс "Коды и пароли".
- Метод заучивания образных кодов чисел.
- Программа "Numbers training" - тренажер для заучивания
образных кодов и запоминания числовой информации.
|
- Контроль результата обучения
|
- Навык запоминания (коэффициент увеличения способности запоминания
по сравнению с нормой).
- Методика проверки навыка запоминания (программа "Мастер
запоминания").
- Методика проверки рефлекторного уровня запоминания (по скорости
узнавания)
- Контрольный тест в курсе "Ваша первая база данных"
(проверка способности быстрого поиска информации в мозге без наводящих
вопросов)
- Нормативы скорости запоминания.
- Методика составления контрольных работ по курсу "мнемотехника",
расчет времени запоминания и количества запоминаемых образов при
запоминании разнородной информации.
|
Добавлено 6 мая 2004 года
|