Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

Когнитивная психология памяти


Под редакцией Ульриха Найсера, Айры Хаймен
(2005)

Memory Observed (2000 г.)
Remembering in Natural Contexts

Перевод: С.Рысев, О.Исакова, П.Румянцева, А Потапова
Тираж 2000 экз.

Издательство "Олма-Пресс", Москва, 2005 г. "Прайм-Еврознак", Санкт-Петербург

ISBN 5-93878-168-X
ISBN 0-7167-33190-6 (англ.)

 

Данное второе издание является книгой, в которой собраны первоисточники - статьи, посвященные изучению памяти в естественном контексте, как оно осуществляется сегодня. Сохранив 27 классических статей из предыдущего варианта книги, второе издание включает также 23 новые впечатляющие работы. Как и в исходном издании, каждому авторскому тексту предшествуют короткие комментарии, которые делают книгу целостной.

Увлекательно, авторитетное, стимулирующее мысль, второе издание "Когнитивной психологии памяти" является существенным вкладом в исследование научения, памяти и познания.

Содержание

Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию

Часть 1. Аргументы

Глава 1. Память: какие вопросы важны?

Глава 2. Банкротство повседневной памяти

Вызов экспериментальному изучению памяти
Матрица подходов 2 х 2
Заключение

Глава 3. Случай несвоевременной ностальгии

Для чего всё это?

Часть 2. Отдельные случаи

Глава 4. Личные воспоминания о событии

Глава 5. Коллекция мгновений

Глава 6. Воспоминания-вспышки

Метод
Результаты
Обсуждение

Глава 7. День, когда они услышали о Линкольне

Глава 8. Моментальные снимки или точки отсчета?

Точность воспоминаний-вспышек
Когда формируются воспоминания-вспышки?
"Последствия"
Структура воспоминаний

Глава 9. Вспышки-фантомы

Процедура
Кодирование
Результаты
Обсуждение

Глава 10. Воспоминания о землетрясении: непосредственный опыт и получение информации из "Новостей"

Метод
Результаты
Обсуждение

Часть 3. Опыт повседневности

Глава 11. Трансформация воспоминаний в повседневной жизни

Немного об исследовании
Память: ряд концептуальных вопросов
Воспроизведение и эмоциональность

Глава 12. Память день за днем

Глава 13. Долговременная память на характеристики привычного предмета

Эксперимент 1
Эксперимент 3
Эксперимент 5

Глава 14. Утренняя молитва профессора Сэнфорда

Глава 15. К вопросу о забывании местоположения вещей, хранящихся в особых местах

Эксперимент 1
Общие размышления

Глава 16. Измените имеющееся и получите желаемое
Исследование
Метод
Результат
Обсуждение

Глава 17. Точность и искажение воспоминаний об оценках, полученных в старших классах

Метод
Результаты и их обсуждение

Глава 18. Воспоминания родителей об уходе за своими детьми

Метод
Результаты

Глава 19. Гендерные различия воспоминаний о близких взаимоотношениях

Четкость воспоминаний
Почему женщины сохраняют более яркие воспоминания?
Факт или домысел?

Часть 4. Под присягой

Глава 20. Реалистичные эксперименты

Эксперимент 2

Глава 21. Свидетельские показания

Глава 22. Память на лица и обстоятельства встречи

Эксперимент 1
Эксперимент 3
Обсуждение результатов в целом

Глава 23. Воспоминания дошкольников о Сэме Стоуне

Проблемы свидетельских показаний
Стереотипы как личностные схемы
Внушающие воздействия, повторяющиеся в течение длительного промежутка времени
Метод
Результаты и их обсуждение

Глава 24. Исследование воспоминаний свидетелей о преступлении, происшедшем у них на глазах

Метод
Результат
Обсуждение

Глава 25. Воспоминания Джона Дина

Рассказ Дина о своих воспоминаниях
Встреча 15 сентября
Показания Джона Дина о событиях 15 сентября
Встреча 21 марта
Значение полученных результатов для психологии памяти

Часть 5. Раннее детство

Глава 26. Ранние воспоминания из автобиографии Гёте

Глава 27. К вопросу о памяти и амнезии на события детства

Глава 28. Источники автобиографических воспоминаний

Конструирование повествования при воспоминаниях
Влияние речи на воспоминания

Глава 29. Исход амнезии на события детства

Метод
Результаты

Глава 30. Ложные воспоминания о детском опыте

Эксперимент 1
Эксперимент 2
Общее обсуждение

Часть 6. Травма: реальная и воображаемая

Глава 31. Воспоминания узников концентрационных лагерей

Сбор данных
Результаты
Обсуждение

Глава 32. Прикованные историей

Глава 33. Подлинное восстановление памяти

Случай 4

Глава 34. История "отказницы"
Рассказ Шауны Флетчер, отказавшейся от своих "воспоминаний"

Глава 35. Полемика вокруг памяти

Часть 7. Память в действии

Глава 36. Сверхдолговременная память на прозу и стихи

Эксперимент 1
Эксперимент 4

Глава 37. Мнемическое мастерство "Шасс Поллака"

Глава 38. Устная поэзия в Югославии
Приложение

Глава 39. История одного племени в Либерии

Глава 40. Тотемное знание в Новой Гвинее

Глава 41. Грамотность, культуральная принадлежность и "интеллект" как детерминанты успешности воспроизведения историй

1. "Интеллект"
2. Испытуемые
3. Экспериментальная модель
4. Стимульный материал
5. Методика подсчета
6. Предъявление
Результаты
Выводы
Приложение: сказка о Маакге и Инканьямбе

Глава 42. Два подхода к заучиванию театрального сценария

Метод
Результаты
Обсуждение

Глава 43. Вспоминание в ходе беседы

Метод
Результаты
Обсуждение

Часть 8. Особые люди

Глава 44. Люди с хорошей памятью

Глава 45. Ум мнемониста

Глава 46. Второй мнемонист

Биографические данные
Тесты общих способностей
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Глава 47. Раджан, специалист по числу "пи"

Данные о способностях и процессах кодирования
Эксперимент 6: припоминание рассказа

Глава 48. Взрослый эйдетик

Глава 49. Память Тосканини

Глава 50. Исключительная память

Особенности памяти Эйткена
Различение множественных свойств
Психическая биография

Фрагмент из книги

Память: какие вопросы важны? Ульрих Найссер (Ulrich Neisser)

Открывать конференцию по практическим аспектам памяти - большая честь, и не могу сказать, что это событие для меня обычное дело. Насколько я знаю, подобная конференция никогда ранее не проводилась. Возможно, это событие кажется мне особенно знаменательным, поскольку я - американец и, следовательно, относительно мало знаком с плодотворным взаимообменом между теоретической и прикладной психологией. Британские экспериментальные психологи давно извлекают пользу из этого взаимообмена, мы же в Соединенных Штатах к нему пока не привыкли. К сожалению, в изучении памяти, даже в Британии, традиция исследования естественного контекста слабее, чем во многих других областях. Тем не менее нельзя говорить, что её нет совсем: именно из Кембриджа Бартлетт бросил свой донкихотский вызов тем, кто являлся авторитетом в изучении памяти в 1920-1930-е годы. Он был убежден, что его современники не понимают ни назначения, ни природы памяти, и что стандартные лабораторные процедуры лишь затемняют её подлинные характеристики. Его вызов оставался почти неслышимым в течение 40 лет, со времени публикации Remembering (1932) до нынешнего десятилетия, но теперь услышан. Внезапно заявили о себе множество теоретиков, рассуждающих о "схемах", и множество экспериментаторов, изучающих способность людей запоминать истории и рассказы. На мой взгляд, этой работе по-прежнему недостает экологической валидности - едва ли кто-либо запоминает рассказ длинной в одну страницу за рамками психологического экспериментирования, - но все-таки это большой шаг вперед. Возможно, как было сказано по иному поводу, естественное изучение памяти - это идея, время которой настало.

Я немного смущен тем, что не могу вспомнить источник этого конкретного выказывания, но не удивлен. Со мной такое случается нередко. Мне часто не удается припомнить авторов фраз, которые я хочу процитировать, и у меня возникают аналогичные трудности с припоминанием людей, которые сообщили мне что-то. Эти неудачи с извлечением информации из памяти позволяют поставить несколько интересных вопросов. Почему такое происходи? Возникают ли у других людей меньшие трудности с припоминанием источников, чем у меня? Связаны ли мои затруднения при припоминании источника с другими видами изъянов памяти, или они не зависят друг от друга? Каким образом человек осуществляет припоминание источников, доводов или материала, соответствующего ходу его мысли? Что способствует успеху в подобных действиях?

...

Большинство экспериментальных психологов, изучающих память, являются ещё и преподавателями. Мы зарабатываем себе на жизнь, предоставляя информацию студентам, часто в форме лекций, а в конце семестра проводим экзамены, чтобы проверить, запомнили ли учащиеся что-либо из услышанного. И что же? Студенты посещают университеты, в частности, потому, что надеются приобрести знания, которые будут важны впоследствии; т.е. они рассчитывают запомнить какую-то их часть. Разумеется, мы разделяем эту надежду. Вопреки старинному афоризму, согласно которому: Образование - это то, что остается, когда вы забываете изученное" (источник афоризма я также не могу указать), мы пришли бы в отчаяние, если бы нечто вроде амнезии Корсакова регулярно стирало все следу нашего преподавания. Тогда какой процент знаний студенты сохраняют? Вот действительно важный вопрос. Высшее образование стало основной особенностью западной культуры, охватывая ежегодно миллионы людей, и оно в большой мере зависит от допущения, что студенты запоминают нечто важное из своего образовательного опыта. Можно было бы ожидать, что психологи ухватятся за эту возможность изучить важнейшую проблему памяти, находящуюся в них под рукой, но они этого не делают. Трудно обнаружить хотя бы одно исследование - давнишнее или современное - того, что именно сохраняется из академического обучения. Учитывая нашу специализацию и наш способ заработать себе на жизнь, это упущение можно охарактеризовать не иначе как возмутительное.

Легко привести и другие примеры обсуждаемого общего принципа. Вам нужно только сообщить кому-то из своих друзей, не психологу, что вы изучаете память. Достаточно лишь небольшой стимуляции с вашей стороны, и друг начнет описывать всевозможные интересные феномены: ограниченность своих воспоминаний о раннем детстве; свою неспособность вспомнить о назначенных встречах; свою тетушку, которая могла часами читать по памяти стихи; прискорбное снижение своей способности припоминать имена людей; насколько хорошо он мог ориентироваться в родном городе после тридцатилетнего отсутствия; отличия его памяти от чьей-то ещё. Разумеется, нашим исследованиям буквально нечего сказать ни по одной из этих тем.

Многозначительное молчание психологии по подобным вопросам можно было бы простить, если бы изучение памяти началось лишь недавно. Нельзя добиться всего сразу. Однако дело в том, что мы изучаем память и проводим эксперименты в этой области на протяжении почти ста лет. Исследования по этой теме продолжались даже в мрачные десятилетия господства бихевиоризма, а в последнее время достигли просто поразительного уровня. Эти исследования проводятся не малообразованными или некомпетентными людьми; в области памяти работал и работает в настоящее время ряд лучших умов в психологии. Тогда почему же они не обращают внимания на практические проблемы и естественные условия?

Ответ не нужно долго искать. Психологи не интересуются подобными вопросами, главным образом потому, что полагают: их текущие занятия посвящены более важным вещам. Они разрабатывают общую теорию памяти, научное понимание её базовых механизмов, более фундаментальное и ориентированное на перспективу, чем какие бы то ни было исследования всяческих "приземленных" вопросов. Они могут заявить, что их работа уже позволила сделать широкие обобщения и привела к новым открытиям; сейчас уже сводятся воедино частные и более общие теории. Если бы такого рода утверждения были верны, это могло бы оправдать пренебрежение проблемами, которые кажутся более насущными и интересными нашим друзьям, не имеющим отношения к психологии. Поэтому я рассмотрю вкратце каждое из этих утверждений: базовые принципы, новые открытия и сами теории. Как вы можете предположить, результаты моего анализа не будут обнадеживающими.

8 мая 2005 года

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2005.
Адрес сайта: mnemonikon.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника