Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |||
От Mnemonikon Основная изюминка этой книги - образные коды двузначных и трехзначных чисел для английского языка. Многие из тех, кто живет в Европе или в Америке, часто спрашивают, когда на сайте появятся образные коды чисел для англо-говорящего населения. Такие коды на сайте не появятся, так как сайт на русском языке. Необходимые образные коды есть в книги "Суперпамять" Тони Бьюзена. Только не совсем понятно, зачем они нужны в книге, переведенной на русский язык. Для тех, кто говорит по-русски, эти образные коды не подходят. Буквенно-цифровой код следующий:
Например, число 45 кодируется в слово RaiL (рельс) Вот код для русского языка, для сравнения (в книге не дается):
Число 45 кодируется в слово ЧиП Английские коды в русском переводе книги сильно затрудняют понимание изложенного материала, особенно тем, кто впервые знакомится с темой тренировки памяти. Кстати, следует отметить, что книга эта довольно старая. Первое её издание было в 1984 году. Методы и теория мнемотехники претерпели значительные изменения за 20 лет, прошедших с момента написания этой книги. Основное содержание книги "Суперпамять" перекликается с содержанием книги Т.Бьюзена "Усовершенствуй свою память" (Master Your Memory). Те же методы и принципы. И было бы странно, если бы они были другими. Для запоминания телефонных номеров Тони Бьюзен рекомендует составлять фразы по цифрам телефонного номера, в соответствии с буквенно-цифровым кодом. Например, номер продуктового магазина - 155-9399 преобразуется в набор букв ЗПП ЗТЗД. По буквам рекомендуется подобрать фразу. Например, такую: "Хорошая Пища Предполагает: Здоровое Тело - Здоровый Дух". (Тут переводчик дает свой вариант буквенно-цифрового кода: 0-н, 1-кх, 2-лмр, 3-т, 4-чг, 5-п, 6-шж, 7-с, 8-вб, 9-дз.) Если вам нравится такой способ запоминания телефонных номеров, запоминайте. Но, вообще-то, в мнемотехнике применяется совершенно другая техника запоминания телефонных номеров - более простая, более скоростная, и более эффективная. При запоминании дат также рекомендуется составлять слова и фразы по цифрам. Удивительно живуч этот метод запоминания! Непонятно почему Т.Бьюзен не использует для запоминания телефонных номеров образные коды чисел, которые дает в этой же книге? Методы запоминания, представленные в книге "Суперпамять" практически ничем не отличаются от мнемотехники в книгах Н.Д.Слоуща (1893) и Г.Челпанова (1903); см. в разделе "История мнемотехники". Основной метод в этой мнемотехнике - составление фраз. Как запоминать сами фразы, авторы умалчивают. Действующие мнемонисты, выступавшие на эстраде, никогда не применяли этот метод. Так как он слишком неуклюж. Для кодирования цифр этим методом требуется очень много времени. И при запоминании большого количества числовой информации возникает проблема запоминания большого количества придуманных фраз. Это все равно, что чесать левое ухо правой рукой через затылок. По-видимому, с точки зрения техники запоминания, Т.Бьюзена следует относить к школе "речевой мнемотехники", основные методы которой: составление фраз, рассказов, историй. "Речевая мнемотехника" исторически возникла как альтернатива "образной мнемотехнике", использующей прямое запоминание с помощью зрительных образов. Методы составления фраз просты для понимания и освоения, правда, применяться они могут лишь к очень маленьким объемам информации, и когда у запоминателя есть много времени для запоминания и мало времени на обучение мнемотехнике. Метод запоминания лиц в этой книге также подходит лишь для медленного запоминания. Ведь чтобы проанализировать на каждой фотографии форму лба, глаз, носа, губ, волосы на голове и на лице - потребуется несколько минут на каждую фотографию. В "образной" мнемотехнике - в классической мнемотехнике - используется метод выделения у человека одного отличительного признака, к которому и привязывается нужная информация. Вообще, от всех книг Тони Бьюзена веет доброй средневековой стариной. Именно в те далекие времена были распространены системы запоминания ("Театр памяти" Джулио Камилло, например), создатели которых делали акцент не столько на методы запоминания, сколько на систематизацию в памяти всего объема накопившихся знаний. Вот и книги Тони Бьюзена похожи на "Справочник необходимых знаний", где каждому "знанию" (дате, фамилии, открытию) заранее определено место в мнемонической системе (мозговой карте). Однако системы образования разные в разных странах. И то, что нужно знать английскому школьнику, совсем не подходит русскому школьнику. Очевидно, что в наше время объем знаний настолько огромен, что любая попытка их систематизировать и "инсталлировать" в память заранее обречена на неудачу. Современная мнемотехника отказалась от попытки "инсталлировать" в память готовый набор знаний и делает акцент на теорию памяти, на методы быстрого запоминания, на методику обучения этим методам, на формирование навыка запоминания. А что вы будете запоминать - это решать вам. Итак, основной методический стержень мнемосистемы Тони Бьюзена - это неторопливое накопление в памяти сведений, которые, по мнению Т.Бьюзена, должен знать каждый образованный человек. На каждую дату, событие, фамилию дается заранее составленная фраза, которую нужно запомнить и привязать на свое место в системе опорных образов. Действительно, такой подход не требует развитой системы запоминания, которая бы позволяла использовать мнемотехнику импровизационно, для быстрого запоминания нужной конкретно вам информации. Для этих целей вполне подойдет неторопливый метод составления фраз. Любая система запоминания имеет право на существование. К какой бы школе мнемотехники не относилась мнемоническая система, она, несомненно, помогает запоминать. Разница лишь в целях запоминания и связанных с ними методах.
Другие книги Тони Бьюзена
Книга мозговых карт: разветвленное мышление
Книга гениев Тони Бьюзена
Работай головой
Скоростное чтение
Максимально используйте свой мозг
Как заставить работать парамозг
Совершенствуйте свою память
Видение памяти
Первый шаг - в поэзию
|
|||
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |||
Интернет-школа
мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, Россия, Москва, 2002. Адрес сайта: mnemonikon.ru Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника |
|||