Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | ||||||||||
Ф.Франселла, Д.Баннистер Новый метод исследования личности Руководство по репертуарным личностным методикам Общая редакция и предисловие доктора психологических наук
Ю.М.Забродина Москва, издательство «Прогресс», 1987 год
Книга подробно знакомит читателей с одним из современных методов целостного изучения личности. Применение этого метода особенно эффективно в сочетании с обработкой данных на компьютерах. Книга предназначена психологам, педагогам, специалистам в области профориентации и профотбора, а также студентам, изучающим современные методы тестирования. Предисловие. Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик Глава 1. Основы техники построения репертуарных личностных методик Глава 2. Конструкты и элементы Глава 3. Репертуарные тесты, использующиеся в настоящее время Глава 5. Методы компьютерной обработки и сравнения решеток Глава 8. Трудности и предостережения Приложение. Использование репертуарных решеток для предсказания и выявления изменений в процессе групповой психотерапии Библиография Именной указатель Предметный указатель
Предлагаемая вниманию читателей книга английских психологов Ф.Франселлы и Д.Баннистера посвящена описанию индивидуально-ориентированного метода личностной психодиагностики - метода репертуарных решеток. Этот термин предложен автором метода и теории конструктов (являющегося теоретической и методологической базой всего направления) Джорджем Келли. Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе обследования или беседы. Столбцам матрицы соответствует определенная группа объектов (называемых в данной традиции элементами). В качестве объектов могут выступать люди, предметы, понятия, отношения, звуки, цвета - все, что интересует психодиагноста. Строки матрицы представляют собой конструкты - биполярные признаки, параметры, шкалы. Конструкты либо задаются исследователем, либо выявляются у испытуемого с помощью специальных приемов и процедур выявления. В процессе заполнения репертуарной решетки испытуемый должен оценить каждый объект по каждому конструкту или каким-то другим образом поставить в соответствие элементы конструктам. Определение "репертуарная" означает, что элементы выбираются по определенным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны осмысленным образом (контекстом) аналогично репертуару ролей в пьесе. Предполагается, что, изменяя репертуар элементов, можно «настраивать» методики на выявление конструктов разного уровня общности и относящихся к разным подсистемам. Второй смысл этого определения заключается в том, что в технике репертуарных решеток часто элементы задаются в виде обобщенных инструкций («мужчина, ровесник, к которому вы относитесь положительно», «человек, оказавший сильное влияние на ваши взгляды»), репертуара ролей, на место которых каждый конкретный человек мысленно подставляет своих знакомых людей или конкретные предметы, если в качестве элементов заданы названия предметов. Анализ репертуарной решетки позволяет оценить силу и направленность связей между конструктами заполнившего ее человека, выявить наиболее важные и значимые параметры (глубинные конструкты), лежащие в основе конкретных оценок и отношений, построить целостную подсистему конструктов, позволяющую описывать и предсказывать оценки и отношения человека (своеобразную индивидуальную семантическую карту)… …Джордж Келли - автор оригинальной теории личности и нового метода исследования личности. Для него самого концепция и метод были органично взаимосвязаны, представляли собой нерасторжимое единство. Однако судьба их сложилась по-разному. Метод Келли - репертуарные решетки - в гораздо большей степени известен и популяре, чем его концепция. Читатель найдет в книге ряд довольно резких высказываний авторов, выражающих недовольство наметившейся тенденцией отделить метод репертуарных решеток от теории конструктов… …Книга Дж. Келли «Психология личных конструктов» вышла в свет в США в 1955 году. Это было сложное для американской психологии время, период разочарований в антименталистских направлениях «объективной» психологии, прежде всего бихевиоризма и необихевиоризма, что проявилось, с одной стороны, в возрождении интереса к феноменологическим и иррационалистическим «толкованиям» личности и сознания и, с другой стороны, в появлении тенденции отказа от «теоретических спекуляций» и обращении многих психологов к чисто прикладным задачам… вверх
Репертуарные методики чем-то похожи на людей. Они задают вопросы и отвечают на них; они различаются по виду и размерам; их можно применять группами и анализировать индивидуально; с их помощью можно проводить одноразовые или многократные обследования; ими можно пользоваться правильно, а можно исказить до неузнаваемости. Целью нашей работы не является получение ответов на все возможные вопросы, мы хотим лишь дать новые сведения о репертуарных личностных методиках и тем читателям, кто уже знаком с этой техникой и хочет узнать ее лучше, и тем, кто только начинает интересоваться новым методом, но плохо представляет себе, что это такое. Мы приводим как общие данные о репертуарных методиках (развитие метода, его надежность и валидность), так и специфические сведения (типы методик, операциональные меры, основные теоретические предположения, наиболее распространенные ошибки). Для чтения книги не нужны специальные знания, необходимо лишь желание разобраться в нескольких простых статистических понятиях, поскольку метод, предложенный Джорджем Келли в 1955 году (для «исследования того, что стоит за словами»), действительно весьма прост. Его репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК) позволяет увидеть, как связаны между собой различные представления, и в чем данный конкретный человек похож на других людей, и чем он от них отличается. Репертуарные методики дают возможность выявлять и такие связи, которые отнюдь не всегда можно выразить словами… вверх
Глава 1. Основы техники построения репертуарных личностных методик Предположим, что Фред считает, что люди с холодным взглядом, как правило, скупы. Предположим также, что Фред - психолог, причем один из тех, кто верит в существование врожденных фиксированных личностных черт. Он, несомненно, постарается обосновать свои взгляды статистически. Поэтому естественно, что он для проверки своих предположений попробует оценивать каждого человека в терминах холодный взгляд - теплый взгляд и скупой - щедрый. Результаты своих наблюдений над выборкой, скажем, из ста человек он может представить в виде следующей четырехклеточной таблицы.
Эти данные можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, мы можем действительно полагать, что они дают возможность судить о взаимосвязи выражения глаз и скупости или щедрости людей. Иными словами (отдавая дань строгим требованиям к терминологии в традиционной практике планирования эксперимента), можно сказать, что на данном уровне значимости параметр «холодный - теплый взгляд» коррелирует с параметром «скупость - щедрость». Затем можно попытаться обосновать эту связь, сформулировать новые гипотезы и спланировать эксперименты по их проверке. С другой стороны, можно рассматривать эти данные как информацию о психологии Фреда. Обнаруженную зависимость можно интерпретировать как показатель того, что для Фреда конструкты «теплый взгляд - холодный взгляд» и «скупой - щедрый» связаны между собой. Продолжая рассуждать подобным образом, мы можем обнаружить иные взаимосвязанные конструкты, являющиеся частью общей системы конструктов, а также предположить, каким образом подобные представления о людях отразятся на поведении Фреда и какого рода положительный или отрицательный опыт способен усилить или изменить его способ восприятия и оценки людей… …Если мы рассмотрим полученные результаты как данные о системе личных конструктов Фреда, тогда в составленной им четырехклеточной таблице мы сможем увидеть основы техники репертуарных методик. Множество таких четырехклеточных таблиц составит решетку. За каждым единичным актом оценки - сознательной или неосознаваемой - у каждого человека скрывается собственная имплицитная теория причин и следствий реальных событий, в рамках которой он выносит суждения… вверх
Глава 2. Конструкты и элементы …В своей книге Келли описал шесть способов выявления конструктов. 1. Метод минимального контекста (карточная форма). Испытуемому вначале предлагается подставить имена конкретных людей в ролевой список, например в список Келли. Затем ему предъявляются три элемента из этого списка, и предлагается назвать какое-нибудь важное качество, по которому два из них сходы между собой и, следовательно, отличны от третьего. После того как экспериментатор запишет ответ, испытуемого просят назвать, в чем конкретно состоит отличие третьего человека от двух других (если испытуемый не указал, какие именно два человека были оценены как сходные между собой, то его просят сделать это). Ответ на этот вопрос и представляет собой противоположный полюс конструкта. Испытуемому предъявляется столько триад элементов, сколько сочтет нужным экспериментатор. Специфических правил не существует. Все зависит лишь от величины выборки, то есть числа конструктов, подлежащих исследованию. 2. Метод полного контекста. При этом методе все элементы, выписанные на карточках, раскладываются на столе перед испытуемым. Его просят подумать о важных качествах, характерных для разных групп людей, и выбрать двух человек, наиболее сходных между собой по какому-либо значимому качеству. Когда две первые карточки выбраны, испытуемого спрашивают, в чем они сходны между собой. Затем, по мере добавления последующих карточек, испытуемого время от времени просят сказать, представляет ли данная карточка все еще ту же категорию, что и две первые карточки. Если карточка исключается из группы, испытуемого просят уточнить, изменилась ли категория группировки или осталась прежней… вверх
Глава 3. Репертуарные тесты, использующиеся в настоящее время И все-таки мы можем увидеть то, что стоит за словами. В этом нам поможет контекст. Например, важно знать, использует ли клиент слово «нежный» только по отношению к лицам противоположного пола. Применяет ли он слово «сочувствующий» только по отношению к членам своей семьи или только по отношению к людям, которых считает «близкими»? Ответы на подобные вопросы дадут нам возможность понять сложный узор терминологии клиента и особенности его взглядов на мир. А этого не найти ни в одном словаре. (Дж. Келли) Цель этой длинной и временами, может быть, скучной главы - познакомить вас и помочь справиться со сложностями, возникающими при разработке решеток. Репертуарная решетка (такая, какой мы знаем ее в настоящее время) есть производная репертуарного теста ролевых конструктов (РТРК), разработанного Келли для «познания того, что стоит за словами». Во второй главе мы уже знакомили вас с этим тестом, правда, только в свете задачи выявления конструктов человека. Теперь мы коснемся основных положений методологии Келли, предложенной им для обоснования математического описания личного психологического пространства человека. Основное предположение Келли было следующим: математические зависимости между суждениями человека отражают психологические процессы, лежащие в основе этих суждений. Существует множество разновидностей конкретных форм репертуарного теста ролевых конструктов. Некоторые из них мы рассмотрим подробно. Однако сначала мы опишем тот тип решетки, который предложил Келли. Первое, что должен сделать человек, заполняющий эту форму решетки, - подставить имена своих знакомых в ролевой список. Испытуемого инструктируют следующим образом: «Начиная с самого себя, напишите имена всех описанных мною лиц. Затем запишите их имена в соответствующие графы. Если вы не можете вспомнить имя данного человека, напишите его фамилию или что-нибудь такое, что позволит вам сразу его вспомнить». Испытуемому сообщается, что имена сами по себе не представляют интереса для экспериментатора. Решетка предъявляется испытуемому в том виде, в котором она представлена в таблице… …Не следует считать, что все многообразие решеток ограничивается лишь приведенными в этой главе примерами. Решетка - это действительно техника, причем ограничения на нее, как правило, накладывает возможный недостаток воображения у исследователя. Необходимо помнить, что она развивалась в рамках психотерапии и представляла собой, прежде всего инструмент ознакомления с жизненными проблемами индивида. Для Келли «основная цель психологического обследования пациента состояла в выявлении всех возможных направлений развития, а основная цель клинического диагноза - в установлении наиболее вероятного направления развития. В целом же постановку диагноза можно назвать стадией планирования терапии». Акцент, который делается в технике решеток на межличностных отношения, объясняется терапевтическими задачами. Однако многие исследователи успешно используют решетки и вне контекста терапии. Все типы решеток представляют собой задания на сортировку, дающие испытуемому возможность сообщить нам нечто о своем мировосприятии. Для интерпретации выявленной связи конструктов нет необходимости обращаться к нормативным данным: не существует фиксированного содержания и определенных форм, считающихся единственно правильными для данного контекста. И, наконец, самое важное: выводы основываются на гипотезе о том, что выявляемые математические зависимости внутри решетки отражают психологические отношения внутри системы конструктов испытуемого. Эти психологические отношения связаны какими-то достаточно стабильными и неизменными образованиями индивидуальной системы конструктов. В связи с этим при интерпретации результатов решетки необходимо соблюдать правила статистики. Если все коэффициенты корреляции в ранговой решетке, содержащей 8 элементов, не превышают 0,4, то нельзя дать обоснованной интерпретации отношений между конструктами, хотя сам по себе этот факт уже представляет интерес для психолога… вверх
Глава 4. Некоторые показатели взаимоотношений между конструктами и особенности функционирования систем конструктов …Мы можем упорядочить явления в соответствии с какой-то темой - или конструктом, - отнеся часть к одному полюсу конструкта, а другую часть - к противоположному, в зависимости от того, какой из этих полюсов более подходит для каждого явления. После этого мы можем перемешать явления и упорядочить их снова, но уже в соответствии с другим конструктом. С каждой такой перегруппировкой рассматриваемое явление все яснее высвечивается в психологическом пространстве. Или, другими словами, когда мы рассматриваем явление в рамках одного измерения, то оно - не более чем обычная точка, и все, что можно сделать с такой точкой, - это определить ее место в континууме. Но если найти место явлению в пространстве нескольких измерений, то оно приобретает психологическую значимость и уникальность (Дж. Келли). …Существует опасность, что показатели, используемые исследователями при обработке решеток, будут все более усложняться и становиться все более и более абстрактными. Как при этом избежать статистической неразберихи? Пожалуй, лучше всего будет провести небольшое исследование, задать себе такой вопрос: если вы предлагаете какую-то меру для решетки, то способны ли вы проследить связь между предлагаемым показателем и теми операциями, которые выполняет испытуемый при работе с решеткой? Другими словами, если вы собираетесь дать вашему показателю название вроде «мера конфликтности креативности идеального Я», можете ли вы аргументировано объяснить, какие именно ответы испытуемого или какой тип статистической обработки позволяет дать вашему показателю именно это название? Можете ли вы обосновать выбор своего названия? Впрочем, по мере роста популярности решеток, конечно, будут появляться все новые меры, показатели и баллы. Поэтому важно, чтобы психологи подводили хорошую теоретическую базу под то, что они собираются измерять на операциональном уровне. Лучше всего, на наш взгляд, если такой базой станет для них теория, которая дала начало методу репертуарных решеток… вверх
Глава 5. Методы компьютерной обработки и сравнения решеток …Статистические игры с решетками привлекают внимание многих несостоявшихся математиков, работающих ныне в психологии. Программы становятся все сложнее: зачастую невозможно обнаружить никакой связи между машинной распечаткой результатов и действиями испытуемого при заполнении решетки. Мы не призываем к примитивизму и упрощению обработки, а лишь хотим предостеречь исследователей, склонных входить в азарт игры с числами: им следует помнить, что множество интересных сведений можно почерпнуть при непосредственном изучении «сырого» материала решеток. Сам Келли лелеял мысль о разработке и применении сложных статистических процедур для анализа решеток. В первом томе «Психологии личных конструктов» он в общих чертах наметил непараметрический метод факторного анализа. Первая программа компьютерной обработки была написана Фейджером и позднее доработана Келли. Следующий значительный шаг был сделан Слейтером, описавшим в 1964 году свой метод «главных компонент» для анализа ранговых решеток, причем как решеток со сходными элементами и конструктами, так и с различными элементами или конструктами. Представив психологическое пространство в виде гиперсферы, он нашел возможность численного выражения взаимодействия между элементами и конструктами ранговой и оценочной решеток. В течение ряда лет недоступность его программ, находившихся под финансовым контролем Совета по медицинским исследованиям, лишала психологов возможности двигаться вперед. Были, конечно, и исключения. Баннистер разработал программу раздельной кластеризации конструктов и элементов. Другие исследователи использовали модификацию кластерного анализа Мак-Квитти. Равенетт разработал метод «двустороннего» анализа, проводимого без помощи ЭВМ и позволяющего «вычитать» влияние специфических элементов внутри каждого кластера конструктов… вверх
Надежность - это мера нечувствительности теста к изменениям. (Дж. Келли) Когда психологи говорят о надежности, то часто путают различные определения этого термина. Иногда они в самых общих чертах рассуждают о способности показателя «надежно» оценивать какую-либо характеристику, причем, как в тех случаях, когда эта характеристика количественно изменяется у испытуемого, так и в тех случаях, когда она остается неизменной. А иногда под термином «надежность» подразумевают способность методики к воспроизведению одного и того же результата у одного и того же испытуемого в различные моменты времени. В ряде случаев второе определение может служить обоснованной операциональной разновидностью первого, например, когда предполагается, что у данного испытуемого определенная характеристика относительно стабильна и неизменна (как, скажем, рост взрослого человека). Однако это определение не универсально - ведь жизнь все время меняется. Цель, таким образом, заключается не в получении стабильных показателей - стабильность или нестабильность присуща тому, что измеряется, а не самому показателю. Как подчеркивает Мэир, наша цель состоит в том, чтобы предсказывать и стабильность, и изменения… вверх
Валидность - это способность теста поставлять уже известные нам сведения. (Дж. Келли) …Если мы разрабатываем опросник из 30 пунктов, направленный на измерение степени «подчиненности» испытуемого, то нам необходимо точно определить значение, приписываемое термину «подчиненность», и ответить на вопрос о том, с чем она будет коррелировать, и что она будет предсказывать. Решетки не измеряют характеристику или черту - они выявляют связи между конструктами. Можно оспаривать утверждение о том, что измерение «подчиненности» или любой другой характеристики приносит пользу теории психологии. Однако весьма трудно доказать, что конструкты человека не связаны между собой или то, что эта связь не представляет интереса для психолога… …Сам процесс приписывания значения явлениям уже свидетельствует о том, что наши конструкты связаны между собой. Словарь - это просто выраженный в лингвистических символах каталог взаимоотношений конструктов для данной популяции. Вся структура логики (как формальной, так и неформальной) основывается на представлении о том, что один конструкт имплицирует другой (если А, то В). Следовательно, бессмысленно подвергать сомнению основное положение о взаимосвязи конструктов, так как отрицание этого требует доказательств, то есть привлечения взаимосвязанных аргументов, что возможно только в том случае, если такие связи существуют. Не имеет смысла и оспаривать положение о том, что решетки выявляют отношения между конструктами, однако можно спорить о том, каким образом они выявляют эти отношения и что именно можно предсказать, основываясь на знании этих отношений… вверх
Глава 8. Трудности и предостережения Человеку непросто усваивать новые конструкты, даже если они определены с простой математической ясностью. Его представления всегда вплетены в сеть конструктов, а мысли и чувства, еще не нашедшие своего места в этой сети, зачастую остаются неуловимы. Перед наукой… стоит не только задача простого объяснения событий, но и психологическая задача установления соответствия между тем, во что человек верит, и тем, с чем он на самом деле сталкивается. (Дж. Келли) …Вы можете считать важным или неважным знание о том, выявляете ли вы словарные значения языка или реальные отношения между конструктами. Однако это становится важным в том случае, когда в решетке используется только один полюс конструкта (как, например, в ранговых решетках), а выводы делаются относительно противоположного полюса. Зная, что испытуемый связывает «идеальное Я» с добротой, искренностью, честностью и общим благополучием, кажется естественно сделать вывод о том, что он считает нежелательными качества, противоположные доброте, искренности, честности и общему благополучию. Такой вывод может оказаться правомерным, однако, это не всегда так… вверх
Психологи, которые берут на себя смелость вмешиваться в поступки людей, должны ясно осознавать, что ведущие направления, определяющие течение психологических процессов, каждый человек вычерчивает для себя сам. Эти путеводные нити - его индивидуальные конструкты - могут быть изменены и пересмотрены им, а это незамедлительно приведет к перестройке мышления и поведения. Эти конструкты не осадок биографических фактов и не факсимиле реальности. Это особые референтные оси, посредством которых человек ухитряется упорядочить свое психологическое пространство и выделить различные линии своего поведения. Имея такие конструкты, человек может войти в мир реальности и действовать в нем, проявляя инициативу и оригинальность. Если ему не удалось построить новые конструкты, то он способен лишь на пунктуальное воспроизведение старых, получивших «положительное подкрепление». Он будет «вращаться» вокруг этик конструктов, примерно так, как это и описывается в психологических статьях. Боюсь, что авторы подобных статей сами утратили вкус к творчеству в результате привычки получать удовлетворение от старых идей. Трудно представить себе, каким образом психологи, настолько пристрастившиеся к «положительному подкреплению», смогут принять творческое участие в рискованных затеях грядущего времени. (Дж. Келли) вверх
|
||||||||||
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | ||||||||||
Интернет-школа
мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, Россия, Москва, 2002-2020 Адрес сайта: https://mnemonikon.ru Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника |
||||||||||