Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |||||||||||||
Франц Лёзер Тренировка памяти 9. Забывание Очень хорошо, что человек многое забывает
и его мозг снова освобождается для восприятия новых знаний. Забывание как познавательный процесс Забывание - благо или проклятие? "Не забывать", "Не быть забывчивым", "Как преодолеть забывчивость" - вот лишь несколько названий книг, посвященных проблеме повышения продуктивности памяти, которые в последние годы в огромном количестве выпускаются в различных странах Запада. Это одно из проявлений широко распространенного мнения, что главная причина плохой памяти - забывание. Только бы преодолеть забывчивость, и наша память будет прекрасной! Это мнение основывается на психологических теориях, рассматривающих забывание как потерю воспринятой информации. Выдающийся советский психолог С.Л.Рубинштейн писал: "Оборотной стороной сохранения, проявляющегося в воспроизведении, является забывание". (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1946, с. 308.) В качестве причины забывания как формы несохранения или разрушения информации принимается в общем случае фактор времени. Согласно одному из вариантов этой концепции, с течением времени память как бы "ржавеет" и в результате теряет накопленную информацию. Хотя в современной литературе по проблеме памяти высказывается несколько различных мнений о природе забывания, доминирующей является именно эта концепция, которая не приемлема с точки зрения марксистско-ленинской теория познания. Взгляд на забывание как на процесс потери информации препятствует правильному пониманию как его сущности и функции, так и причин его возникновения. Остается, например, неясным, почему забытая информация может быть воспроизведена (припомнена), если она якобы потеряна для памяти. Гипотеза о забывании как потере информации попросту противоречит практике умственной деятельности человека, поскольку забытое может припоминаться. Думаю, что эта гипотеза существенно затормозила развитие научных исследований механизма памяти. Утверждение "преодоление забывания - путь к повышению продуктивности памяти" дало разработке приемов рационального запоминания совершенно ошибочное направление. В настоящей работе в противоположность указанной гипотезе делается попытка показать, что забывание вовсе не признак плохой памяти или причина ее низкой продуктивности, а, напротив, один из важнейших компонентов хорошо работающей памяти. Правильно забыть - наполовину вспомнить Чтобы убедительно показать, что забывание - не зло, а один из необходимых механизмов правильной работы памяти, рассмотрим хотя бы в основных чертах его познавательную функцию. При этом следует иметь в виду, что существуют различные виды забывания, например неосознаваемое (пассивное) и активное, произвольное оттеснение информации. В рамках тренировки памяти представляет интерес только ее произвольная, целенаправленная работа, а, следовательно, лишь один вид забывания - активное оттеснение информации. Чтобы понять механизм и функцию активного забывания, необходимо различать информацию, которая фактически никогда не забывается, и информацию, которая забывается. Свое имя, адрес, лица сотрудников и близких и т. п. мы никогда не забываем, так как эта информация жизненно необходима, постоянно находит применение и поэтому непрерывно повторяется. Такая информация никогда не оттесняется из сознательной памяти. Однако емкость сознательной памяти ограничена. Много другой информации, которая, хотя и важна для нас, но повседневно не используется, необходимо каким-то образом сохранять, но так, чтобы не перегружать сознательную память. Для этого память располагает эффективным и рациональным средством: активным забыванием. Функция забывания состоит в том, чтобы оттеснить такую информацию в латентную (неосознаваемую) память. При забывании информация, следовательно, не отбрасывается, не теряется для памяти, а переходит в латентную память, откуда при необходимости ее можно возвратить в сознатель-ную память, т. е. припомнить. В отличие от информации, которая теряется из мгновенной памяти, информация, поступающая в латентную память, как правило, не теряется. Это относится и к информации, которая либо не была в достаточной мере запечатлена, либо в результате редкого употребления подверглась сильному оттеснению. Такая информация часто воспроизводится с трудом, порою - только при особых условиях, например под гипнозом. Принципиальную возможность воспроизведения забытой информации вы, наверное, ощущали на себе. Каждому случалось испытать уверенность, что мы знаем нечто, хотя в данный момент не можем припомнить. Например, при встрече с каким-либо человеком вы чувствуете, что он вам знаком, но вы не в состоянии узнать его. Нередко мы хорошо представляем обстоятельства, время и место, когда и где произошло запоминание какой-то информации, но вспомнить ее не можем. Иногда в таких случаях на основе припоминания (которое может протекать весьма сложно) нам удается воссоздать ситуацию и возвратить забытую информацию в сферу сознательной памяти. Все это свидетельствует о том, что забытая информация не теряется, а только оттесняется другой информацией в латентную память и там сохраняется. Если бы оттеснение сопровождалось не сохранением, а потерей, то припомнить забытое было бы невозможно. Факт сохранения забытого в латентной памяти делает возможным его возвращение (путем припоминания) в сознательную память. Теперь попытаемся дать научное объяснение процессу забывания. Нелепо считать, что причиной его является время. Против этого свидетельствует хотя бы тот факт, что многие впечатления детства лучше сохраняются в памяти, чем те, которые мы приобрели в зрелом возрасте. Разумеется, забывание, как и любой другой процесс, занимает какое-то время, однако причиной забывания служит не время само по себе, а какой-либо познавательный процесс. Железо ржавеет не потому, что проходит время, а потому, что оно участвует в химической реакции, которая, естественно, протекает во времени; она-то и обусловливает изменение железа. Подлинная причина забывания заключается скорее всего в ограниченной способности сознательной памяти сохранять информацию, а это в свою очередь создает потребность в механизме, который обеспечивал бы сохранение информации таким образом, чтобы исключить перегрузку сознательной памяти. Этим механизмом является забывание. В результате оттеснения информации из сознательной памяти в латентную первая освобождается для восприятия непрерывно поступающей жизненно необходимой информации, которая может быть воспроизведена в любой требуемый момент времени. Вместе с тем забывание позволяет накапливать огромные количества информации, не перегружая сознательную память. Поэтому активное забывание - не зло и не признак плохой памяти, а, напротив, чрезвычайно важный фактор, способствующий достижению высокой продуктивности памяти. Подлинным злом является не забывание как таковое, а его неквалифицированное применение, препятствующее быстрому и точному воспроизведению забытого. Если вы научитесь осознанно использовать механизм забывания, это позволит значительно повысить продуктивность припоминания. Отбросьте поэтому ваши страхи и предубеждения относительно забывания и постарайтесь привыкнуть к мысли, что при правильном его выполнении оно наполовину заменяет припоминание. Таким образом, при проведении тренировки памяти надо стремиться не к тому, чтобы исключить или преодолеть забывание, а, наоборот, научиться квалифицированно им пользоваться. С этой целью в следующем разделе мы рассмотрим процесс забывания более детально. Вначале - сделать выбор Прежде чем осуществлять активное забывание, необходимо решить, какую информацию надо забыть, а какую нет. От этого в значительной степени зависит продуктивность памяти. Не надо забывать несущественную информацию. На первый взгляд это утверждение может показаться странным. Но ведь несущественная информация совершенно не должна запоминаться. Она должна как можно скорее отбрасываться, не поступая на хранение для последующего воспроизведения. Далее, нельзя забывать жизненно важную и постоянно используемую информацию, которая должна всегда присутствовать в сознательной памяти и быть готовой к воспроизведению. Сюда относится, например, информация о людях, составляющих наше ближайшее окружение, о нас самих как личностях, о наших повседневных заботах и нуждах, о важных событиях нашего прошлого и т. п. Эта информация включает также основы наших знаний, практического опыта и образует фундамент всего нашего поведения, мышления и наших поступков. Поэтому она должна быть всегда "под рукой". Но эта информация не только образует фундамент, на который мы опираемся при переработке новой информации. Она составляет также те знания, которые, как будет показано в дальнейшем, дают нам возможность воспроизводить забытое. Информация, находящаяся в сознательной памяти, таким образом, включает те знания, которые позволяют сразу же реагировать на жизненно важные вопросы, обрабатывать новую существенную информацию и воспроизводить забытую. Вместе с тем объем информации в сознательной памяти не должен быть чрезмерно большим, чтобы не перегружать ее. Поэтому работа сознательной памяти и информация, которая в ней представлена, имеют большое значение для продуктивности запоминания и для обучения в целом. Наличие в сознательной памяти несущественной информации или такой информации, которая не должна быть постоянно готова к использованию, способствует оттеснению действительно нужных знаний. Это приводит к тому, что важная информация плохо воспринимается и перерабатывается, информация, которая не должна забываться, забывается, концентрация на существенном материале ухудшается, короче говоря - продуктивность памяти и обучения снижается. Напротив, при оптимальной структуре сознательной памяти в ней представлены
все жизненно необходимые и постоянно используемые знания, причем она не
перегружена, а вся новая важная информация перерабатывается на оптимальном
уровне, обеспечивается высокая концентрация по отношению к существенной
информации; ничто важное не забывается, а забытое воспроизводится быстро
и точно. Выбор информации, которая должна содержаться в сознательной памяти,
имеет, таким образом, огромное значение.
Информация, которая жизненно необходима, но не используется постоянно и не связана с деятельностью человека в данный момент, должна храниться в латентной памяти. Можно сказать, что она временно подлежит забыванию. Такой может быть, например, информация о людях, с которыми мы не поддерживаем ежедневного контакта, о фактах, которые хотя и важны, но не используются постоянно, информация, переставшая быть актуальной, и т. п. Емкость латентной памяти значительно больше, а опасность ее перегрузки
существенно меньше, чем сознательной памяти. Поэтому необходимо возможно
больше информации хранить в латентной памяти, а сознательную память держать
свободной для восприятия самого важного. Продуктивность воспроизведения
определяется в первую очередь не количеством, а качеством информации,
находящейся в сознательной памяти. Забывание - не потеря информации Итак, забывание не есть нечто отрицательное, вредное - напротив, при правильном использовании оно способствует повышению продуктивности памяти. Это обусловлено прежде всего тем, что забывание - не потеря информации, а сохранение ее в латентной памяти, благодаря которому нужную информацию можно в любой момент воспроизвести (припомнить). Если бы не забывание, мы могли бы пользоваться только незначительной частью той информации, которая в действительности хранится в памяти. Эффективность работы памяти оказалась бы настолько низкой, что мы не смогли бы правильно выполнять большинство своих повседневных обязанностей. Подчеркнем поэтому еще раз: забывание ухудшает работу памяти только в том случае, если оно выполняется неумело. Тогда возникают такие нарушения, как неспособность быстро и точно вспомнить забытое. Но необходимым условием успешного забывания является не только правильный выбор того, что надо и что не надо забывать, но и правильное запечатление информации, подлежащей забыванию. В гл.7 мы сравнили память с книжным шкафом, в котором может господствовать и порядок, и беспорядок. Если книгу поставить не на то место, которое для нее предназначено, то в дальнейшем ее нелегко будет найти. И напротив, если она стоит на своем месте, то разыскать ее не составит труда. Так же и информация, которую мы хотим на данном этапе забыть, должна быть помещена в память так, чтобы при необходимости ее можно было быстро и без труда найти. Поэтому подлежащую забыванию информацию необходимо оттеснить, или, иначе говоря, ввести в систему знаний, хранящихся в латентной памяти и являющихся по отношению к этой информации релевантными. Техника правильного запечатления была рассмотрена в гл.7, и здесь мы не будем на ней останавливаться. Как вы помните, при запечатлении очень важно уметь выбрать релевантные и целесообразные познавательные связи. С помощью таких связей информация включается в релевантную для нее область знания. Чтобы подлежащую забыванию информацию не потерять, ее - прежде чем оттеснить - надо правильно запечатлеть и закрепить, т. е. установить целесообразные, релевантные познавательные связи и обеспечить их достаточное повторение. Только при этом условии информацию можно оттеснить и сохранить таким образом, чтобы в процессе припоминания она воспроизводилась с максимальной эффективностью. Перейдем теперь к технике забывания. Узелки на носовом платке "Узелки на носовом платке" - оправдавший себя на практике метод припоминания забытого - не лишен научных оснований. Для того чтобы забытую информацию можно было в любой момент вернуть из латентной памяти в сознательную, необходимо создать своеобразный "узелок" в сознательной памяти. Таким узелком, связывающим забытое с сознательной памятью, может служить словесная опора, которая говорит нам, что и где хранится в латентной памяти и как эту информацию вернуть в сознательную память. Различают три вида словесных опор, соответственно трем видам познавательных связей, обеспечивающих запечатление: смысловые, ассоциативные и структурные. Допустим, нам надо забыть информацию, объясняющую работу памяти. Запечатлев эту информацию с помощью релевантных смысловых связей, мы можем в качестве смысловой словесной опоры выбрать слово "память". Эта опора укажет нам, во-первых, какая информация запечатлена и, во-вторых, где она хранится (в области информации о памяти). Эта опора даст также ответ на вопрос "как", поскольку она указывает на то, какие надо устанавливать смысловые связи, чтобы способствовать запечатлению и припоминанию. Если информация о процессе запоминания была запечатлена с помощью ассоциаций (например, такой ассоциации: "механизм памяти - воспоминание об экзамене"), то в качестве ассоциативной опоры можно выбрать словосочетание "процесс запоминания - экзамен". Из нее также будет ясно видно, что информация о процессе запоминания с помощью ассоциативных связей соотнесена с нашими воспоминаниями об экзамене. Если бы мы запечатлели шесть основных фаз памяти - восприятие, концентрацию,
запечатление, повторение, забывание и припоминание - посредством нумерации,
то в качестве структурной опоры можно было бы выбрать словосочетание "шесть
фаз памяти". Оно, как и приведенные выше опоры, позволяет ответить
на вопросы: где? что? как? Оттеснять из сознательной памяти После того как информация правильно запечатлена и адекватная словесная опора подобрана, информацию необходимо оттеснить из сознательной памяти. Это значит, что надо прекратить ее повторение и концентрироваться на новой информации. Однако ни в коем случае нельзя забывать и словесную опору, которая должна быть прочно запечатлена и доступна сознательной памяти. Конечно, сохранение информации в латентной памяти нельзя рассматривать как механическое действие, подобное хранению инструментов на складе. Структура нашего знания меняется, совершенствуется, и в забытой информации могут произойти те или иные изменения. Но эти изменения как бы стабилизируются словесной опорой. Сама же опора остается прочно закрепленной в сознательной памяти, т. е. в наших наиболее важных знаниях, сигнализирует об изменениях в их структуре, и с ее помощью корректируются возможные перестройки в связях с забытой информацией. Словесная опора, таким образом, служит гарантией того, что мы не потеряем забытую информацию. Попытаемся теперь обобщить и систематизировать наши знания о технике забывания в форме определенного метода. Основные принципы забывания информации
Упражнения Хочу истории я сей мораль раскрыть: Это двустишие имеет следующий смысл: тренировка техники забывания должна осуществляться до тех пор, пока это действие не будет выполняться с высокой эффективностью и вы не овладеете умением забывать. Упражнение 12: правильное забывание В этом упражнении вам дается пять коротких текстов различного содержания. Запомните их с помощью целесообразных и релевантных связей, повторяйте до тех пор, пока они не закрепятся. Затем выберите для каждой информации словесную опору, т. е. словосочетания или короткие предложения, которые, по вашему мнению, возможно более точно и удобно для запечатления выражают смысл соответствующей информации и ее познавательные связи. Опора должна давать ответ на вопрос: где? что? и как? будет храниться. Выпишите опоры и забудьте информацию, но опоры забывать нельзя. Продолжайте их повторять. Обратитесь затем к следующей, десятой, главе. После того как вы ознакомитесь с гл.10 и узнаете, как надо припоминать забытую информацию, продолжайте выполнение упражнения 12 вместе с упражнением 13. Материал, который следует забыть, запомнив при этом словесные опоры:
|
|||||||||||||
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |||||||||||||
Интернет-школа
мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, Россия, Москва, 2002-2020 Адрес сайта: https://mnemonikon.ru Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника |
|||||||||||||