Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |
Франц Лёзер Тренировка памяти Перевод с немецкого канд. психол. наук К.М.Шоломия Тираж 75 000 экз. Цена 35 копеек Издательство "Мир", Москва, 1979 год 1. Нужна ли эта книга Голова без памяти - что крепость без гарнизона. Моральный кодекс авторов В 1975 г. в мире было выпущено 500000 книг. С каждым годом их число непрерывно растет. Все труднее справляться с книжным взрывом, все труднее решать, какие книги следует читать, а какие нет, все труднее находить время для чтения одних только названий наиболее важных из них. Если бы существовало нечто вроде морального кодекса авторов, то его первая заповедь могла бы звучать так: спроси себя, действительно ли нужна книга, которую ты хочешь написать? Не будет ли отказ от нее означать лишь экономию бумаги, денежных средств, времени читателей и способствовать обузданию книжного взрыва? Являясь поборником подобного кодекса, я вынужден волей-неволей и самому себе задать вопрос: нужна ли эта книга? Мои ответ на этот вопрос ясен, так как книгу вы держите сейчас в руках, но все же попытаюсь обосновать его более убедительно. Необходимость этой книги, несомненно, порождается именно книжным взрывом, который знаменует рост объема знаний, обусловленный научно-технической революцией. Согласно прогнозам, к 2000 г. объем научно-технической и социальной информации возрастет по сравнению с 1960 г. в 15-25 раз. Рост знаний в свою очередь обусловлен следующими основными причинами: во-первых, повышением интеллектуального уровня людей и, во-вторых, все возрастающими требованиями к их умственной деятельности со стороны общества. Большему числу людей за большее время - больше знаний Рост требований к умственной деятельности человека ставит перед обществом чрезвычайно сложные и глубокие проблемы. Рассмотрим в качестве примера одну из них, связанную с обучением. Чтобы не утонуть в океане новых знаний и обеспечить высокий уровень интеллектуального развития людей, во всем мире предпринимаются усилия к экстенсивному развитию, расширению системы обучения, суть которого можно сформулировать следующим образом: все больше времени затрачивается на то, чтобы все большему числу людей сообщить все больше знаний. Иначе говоря, растет число обучающих и учащихся, удлиняются сроки обучения, увеличивается объем усваиваемых знаний. До сих пор таким путем удавалось достигнуть весьма значительных результатов. Но становится все более очевидно, что подобный процесс имеет определенные границы. Беспредельно увеличивать время обучения невозможно, даже если большую часть жизни мы будем находиться в системе организованного обучения. Это относится к числу учителей и учащихся, а также объему знаний, который должны усвоить последние. Факторами, ограничивающими экстенсивное развитие системы обучения, являются не только возможности учителей и учащихся, но и экономические ресурсы общества, так как выход за пределы допустимого может повлечь за собой возникновение вредных диспропорций в его структуре. Более того, как указывают советские ученые, экстенсивный метод обучения отнюдь не всегда является показателем прогресса - порой он, напротив, свидетельствует об отсутствии такового. Подобный метод нередко скрывает попытки удовлетворить возросшие требования к интеллектуальному уровню учащихся с помощью устаревших приемов и содержания обучения. (См. по этому вопросу Гурченко В.Н. Научно-техническая революция и проблемы образования. - М.: Вопросы философии, 1973, № 2.) Расширять объем усваиваемых знаний путем увеличения длительности обучения, несомненно, легче, чем путем повышения его эффективности. Нельзя не учитывать также, что последствия экстенсивного развития обучения - рост расходов, нехватка учительских кадров - могут отрицательно сказаться на экономическом развитии общества и способствовать сохранению отживших, устаревших методов обучения. Из сказанного, однако, не следует, что экстенсивные методы вообще не целесообразны. Их лишь нельзя рассматривать как главное и тем более единственное средство совершенствования обучения. В настоящее время все большее значение приобретают интенсивные методы обучения, т. е. повышение его качества. Естественно возникает вопрос: каковы пути и средства максимальной интенсификации обучения? Жертва информационной лавины До сих пор усилия педагогики по совершенствованию системы обучения концентрировались преимущественно на улучшении содержания и повышении качества процесса передачи знаний. Учебный материал непрерывно обогащался новейшими научными данными, его информационная компактность повышалась. Были разработаны новые методы обучения с использованием кино, телевидения, магнитной записи, обучающих машин. В будущем можно ожидать появления новых, еще более эффективных средств обучения. Однако при этом упускалось из виду нечто чрезвычайно существенное. В то время как процесс передачи знаний интенсивно совершенствовался, методам усвоения этих знании и их практического применения уделялось сравнительно мало внимания. Проиллюстрирую эту диспропорцию на конкретном примере. Ниже перечислены некоторые виды умственной деятельности по усвоению и переработке информации, которые оказывают решающее влияние на интеллектуальную продуктивность человека. Прочитайте их и попытайтесь припомнить, где и когда вас обучали этим видам деятельности.
Этот перечень можно было бы продолжить. Но и в таком виде он достаточен для того, чтобы ответить на вопрос: где мы учимся научным приемам умственной работы, с помощью которых можно эффективно усваивать новые знания, приобретаемые при обучении, и плодотворно использовать их в личных и общественных интересах? Приходится констатировать, что эта сторона процесса обучения исследована чрезвычайно мало. Важнейшим средством получения знания является чтение. Однако даже оно исследовано недостаточно. Единственное, что усваивают дети при обучении чтению в начальных классах школы, - это умение понимать и превращать в звуки, написанные или напечатанные буквенные символы, что составляет элементарную технику чтения. На этом процесс обучения чтению фактически заканчивается, и с более совершенными приемами чтения детей в дальнейшем не знакомят. Но поскольку такая элементарная техника чтения не соответствует требованиям нашего времени, каждый человек в течение своей жизни вынужден самостоятельно разрабатывать собственную технику чтения. Он учится варьировать темп чтения, концентрировать внимание на главном, приобретает способность охватывать одним взглядом большие комплексы слов, выделять существенное и несущественное и многие другие навыки. Ничему этому нас никогда не обучали. Не удивительно, что техника чтения современного человека намного ниже его возможностей. Еще хуже обстоит дело с освоением и практическим использованием других знаний, полученных при обучении. Если приемам чтения - пусть на элементарном уровне - нас в школе все же обучают, то овладение научно обоснованными приемами концентрации внимания, выбора информации, запоминания, творческого мышления и т. п. в программе обучения сегодня вообще не предусмотрено. При освоении и практической реализации знаний, полученных в процессе обучения, мы вынуждены полагаться только на собственные силы. И это дает весьма печальные результаты. Стремительный рост объема знаний и совершенствование процесса их передачи при относительно низком уровне закрепления и использования этих знаний приводит к возникновению противоречия. Требования к умственной деятельности учащегося непрерывно растут, но его способность усваивать и использовать полученные знания остается на низком уровне. Разрыв между знаниями полученными и знаниями усвоенными становится все больше. Вместо того чтобы стать хозяином приобретенного информационного богатства, учащийся превращается в его жертву. Приведу для иллюстрации этого противоречия, с которым педагогам все чаще приходится сталкиваться в своей работе, только один пример. В течение нескольких лет в качестве преподавателя вуза я имел возможность наблюдать за диссертационными работами сотен аспирантов. Почти все они способные, опытные и квалифицированные специалисты. За свою жизнь они получили огромный объем информации, часть которой им надо было творчески переработать и изложить на бумаге в виде диссертации. Однако результат, которого они достигали после трех или четырех лет аспирантуры, обычно совершенно не соответствовал затраченным усилиям. Только ценой огромного напряжения, часто находясь на пределе возможного, а порой даже переходя его, они завершали свою работу на удовлетворительном уровне. Подобные трудности когда-то пришлось пережить и мне. Однако сегодня я легко смог бы написать работу, равноценную докторской диссертации, за какие-нибудь шесть недель. В чем же в данном случае причина столь низкой эффективности труда аспирантов? Она состоит прежде всего в том, что эти люди, получившие много знаний, почти совершенно не были обучены методам их рационального использования для достижения личных и общественно значимых целей. Этим же скорее всего объясняется и то, что производительность большинства работников умственного труда, в первую очередь ученых, значительно ниже их возможностей. Об этом убедительно свидетельствует статистика. В упомянутой выше работе В.Н.Турченко говорится: "Как показывают расчеты, за последние сто лет производительность труда в области материального производства возросла на 1400%, в области же нематериального производства - только на 120%. Особенно медленным был рост в системе обучения". В период строительства коммунизма, когда доля умственной, и особенно творческой, деятельности в общем трудовом процессе непрерывно возрастает и все больше определяет уровень производительности труда, эта диспропорция между эффективностью материального и нематериального производства должна быть устранена. Разрешение противоречия между уровнем передачи знаний и уровнем их освоения, которое оказывает тормозящее влияние на производительность труда и препятствует эффективному усвоению информации, становится общественной необходимостью. Принципиальное значение для разрешения этого противоречия имеет отработка приемов умственной деятельности. К ним, в частности, относятся и методы повышения продуктивности памяти. Чтобы оценить значение научных методов управления памятью, следует лишний раз подчеркнуть ее роль в умственной деятельности человека. Известный советский психолог С.Л.Рубинштейн охарактеризовал значение памяти следующим образом: "Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть". (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1946, с.285.) Без памяти человек не был бы человеком. Ведь любые формы переработки информации - чтение, счет, различные виды мышления или ощущений - основываются на том, что воспринятая информация сохраняется в памяти хотя бы в течение секунд. Если бы не было памяти, то, скажем, прочитав какую-либо фразу, мы бы обнаружили, дойдя до ее конца, что не знаем, о чем говорится в начале фразы, и поэтому оказались бы не в состоянии понять ее смысл. Слух и другие органы чувств не смогли бы передавать нам связную информацию, если бы память - в результате сохранения информации - не предоставила нам возможности устанавливать эти связи. Учитывая столь значительную роль памяти, уместно поставить вопрос, почему же в области целенаправленного и систематического формирования памяти, использования рациональных приемов запоминания, разработки теории приемов запоминания сделано так удивительно мало? Почему в школах и вузах, как правило, не обучают научно обоснованным методам запоминания? Почему формирование памяти, имеющей столь важное значение в нашей личной жизни, подъеме производительности труда и развитии всего общества отдано почти полностью на откуп стихии? Почему нет научно-популярных книг, которые помогали бы человеку целесообразно использовать память и повышать ее продуктивность? Как это объяснить? Почему нет книг по тренировке памяти? При поисках ответа на поставленные вопросы прежде всего следует иметь в виду, что причина кроется отнюдь не в недооценке роли памяти или тем более проявлении злой воли. Разработка научных методов повышения продуктивности памяти, организация систематического обучения приемам запоминания, выпуск научно-популярных книг, помогающих осуществить такое обучение, - все это возможно лишь при условии, что в науке созданы соответствующие предпосылки. Но располагает ли ими современная наука? Память является чрезвычайно сложным феноменом, который должен стать предметом изучения многих наук, таких, как теория познания (гносеология), логика, медицина, биология, химия, математика, кибернетика и другие; однако в действительности в течение примерно ста лет ею занимались почти исключительно психология и в меньшей степени - педагогика. Лишь в самое последнее время перспективность исследования памяти была осознана такими науками, как биохимия и кибернетика. Однако психология и по сей день является здесь почти неограниченным властелином и именно на результатах психологических исследований основаны современные научные представления о памяти. Это находит свое отражение и в научной литературе, выпускаемой в западных странах, преимущественно в США. Несмотря на широкий размах исследований и полученные ценные результаты, до сих пор не удалось создать систему методов, которая обеспечила бы коренное улучшение работы памяти. Американский психолог Л.С.Цермак пишет: "...исследования памяти все еще находятся на стадии выяснения способов, которые используются человеком для запечатления и сохранения информации. Сущность механизма запоминания, который мы применяем, не зная, как он функционирует или даже существует ли он, до настоящего времени не раскрыта". Научные методы повышения продуктивности памяти могут быть созданы на основе знаний о механизме памяти, которыми мы реально располагаем. Пока таких знаний нет, невозможна в основном и разработка рациональных приемов запоминания. Поэтому отсутствие на сегодняшний день единой системы научных представлений о памяти является важнейшей причиной, тормозящей разработку и проведение мероприятий, направленных на повышение продуктивности памяти. Но чем же тогда объясняется тот факт, что некоторые методы улучшения работы памяти, так называемые мнемические приемы, все же существуют? Мнемические приемы, которые будут рассмотрены и в этой книге, не являются результатом научных исследований. Они известны уже более двух тысяч лет и возникли в те времена, когда человек еще не умел ни читать, ни писать и всю информацию, необходимую в будущем, ему приходилось запоминать. Эти эмпирические приемы могут быть в некоторых случаях весьма полезны. Однако они имеют лишь частный характер и не могут обеспечить общего повышения продуктивности памяти. Правда, значение подобных частных приемов может существенно возрасти, если их использовать в сочетании с некоторым общим методом, направленным на всестороннее совершенствование памяти. Именно на основе связи общего метода и частных приемов может быть осуществлена систематическая и практически значимая тренировка памяти. Однако такого общего метода пока не существует. Этим и объясняется тот факт, что все попытки организации тренировки памяти, предпринимавшиеся в прошлом, терпели неудачу. В этом же кроется причина отсутствия научно-популярных книг на данную тему. Исследователи по-разному объясняли память... Если вспомнить, что усилия современной психологии по изучению памяти восходят к выдающимся работам немецкого психолога Германа Эббингауза, проведенным в 70-х годах прошлого столетия, и что за истекшие с того времени сто лет по проблеме памяти было проведено множество великолепных исследований, то приходится удивляться, что заметного сдвига в решении этого вопроса все еще не произошло. Почему до сих пор не достигнут такой уровень развития теории памяти, который позволил бы повысить ее продуктивность при помощи обучения? На мой взгляд, причина этого заключается не столько в отсутствии у психологов способности к поиску, сколько в том факте, что до сих пор память изучалась почти исключительно силами одной психологии. Не умаляя ни в малейшей степени огромной значимости результатов, полученных при психологических исследованиях механизма памяти и ее закономерностей, следует, однако, подчеркнуть, что память представляет собой не только психологический феномен. Как будет показано в следующей главе, память это прежде всего познавательный процесс, а последний, поскольку он реализуется в мышлении, является в свою очередь логическим процессом. Поэтому нет оснований ожидать, что раскрытие глубинных основ познавательного механизма памяти может быть осуществлено силами одной лишь психологии или что она хотя бы будет играть в этом решающую роль. Я глубоко убежден, что подлинный успех в области исследования памяти станет возможным только при условии, что будут раскрыты и научно осмыслены познавательная и логическая стороны процессов памяти, в достаточной степени изучены ее гносеологические и логические законы. Для этого необходимы комплексные исследования памяти на основе сотрудничества различных научных дисциплин, в первую очередь гносеологии и логики. Но именно эти науки до сих пор не уделяли проблеме изучения памяти практически никакого внимания. Ни гносеологии памяти, ни логики памяти в настоящее время не существует. Более того, сегодня далеко не все ученые признают даже необходимость или хотя бы возможность таких дисциплин, не говоря уже о том, что отсутствуют какие-либо попытки их разработки. Скорее всего именно здесь следует искать важнейшие причины того факта, что психология - наука, получившая множество ценных данных о возможности повышения продуктивности памяти, - оказалась не в состоянии создать достаточно общий метод, который позволил бы использовать эти данные для систематического улучшения работы памяти. Не слишком отклоняясь от истины, ситуацию в области исследования памяти можно охарактеризовать следующим образом. Исследователи до сих пор лишь различным образом объясняли память, в то время как задача состоит в том, чтобы создать рациональные методы совершенствования тренировки памяти, которые позволили бы повысить ее продуктивность. Марксистско-ленинская теория познания и современная логика располагают всеми необходимыми возможностями, чтобы решить эту задачу, жизненно важную как для всего социалистического общества в целом, так и для каждого его члена в отдельности. Выход в свет книги, знаменующей собой первый шаг на пути реализации этих возможностей, стимулирующей дальнейшее развитие исследований проблемы памяти и междисциплинарное сотрудничество в этой области, позволяющей широким массам читателей познакомиться с научными методами улучшения памяти, давно уже является настоятельным требованием времени. Как читать эту книгу Чтобы облегчить чтение этой книги и помочь читателю при минимальных усилиях достигнуть максимального успеха в деле улучшения памяти, расскажу о структуре книги. В первой главе вы вкратце ознакомитесь со значением памяти и методами ее улучшения, а также с состоянием науки в этой области, при чтении второй главы вы сможете оценить свою способность к запоминанию с помощью специального теста. Из третьей и четвертой глав вы узнаете много интересного о процессах памяти и ознакомитесь с основными теоретическими предпосылками ее тренировки и принципиальной возможностью повышения ее продуктивности. В главах 5-10 описываются методы повышения продуктивности памяти, приводятся соответствующие упражнения и даются советы по работе с ними. Для ознакомления со структурой процесса запоминания, осознанное управление которым лежит в основе научных методов совершенствования памяти, в каждой главе описывается одна из фаз этого процесса. Чтобы не загружать вашу голову бесполезной информацией, я ограничиваюсь при этом описанием следующих фаз памяти, которые имеют наибольшее значение для организации ее тренировки: восприятие информации, концентрация, запечатление, повторение, забывание и припоминание. Краткое изложение некоторых теоретических положений поможет вам осознать процессы памяти, протекающие преимущественно стихийно, и повысить их эффективность с помощью предложенных научно обоснованных приемов. Однако одно только чтение указанных разделов книги не приведет к успеху. Единственное, что может гарантировать улучшение вашей памяти, это упражнение, упражнение и еще раз упражнение! С этой целью в каждой главе даются примерные тренировочные задания, по образцу которых вы в дальнейшем сможете составить новые и продолжить тренировку самостоятельно. Существенное повышение общей продуктивности памяти может быть достигнуто только в результате непрерывной систематической тренировки в течение 2-3 месяцев. Совершенно необходимым условием является при этом реальная целесообразность упражнений, их связь с работой, учебой и т. п. Как уже говорилось, гл. 5-10 должны помочь вам достигнуть повышения общей продуктивности памяти, после чего вы сможете добиваться улучшения работы памяти в специальных областях как при запоминании материала, организованного по смыслу (тексты), так и логически не связанной информации (термины, лица? имена, числа). Для улучшения запоминания каждого специфического вида материала служат специальные мнемические приемы. Эти частные приемы, описанию которых посвящены гл. 11-13, в сочетании с общими помогут вам добиться значительных результатов. И наконец, в гл. 14 дан итоговый тест. Справившись с ним и сравнив полученные результаты с теми, что обнаружились при чтении гл. 2, вы сможете оценить свои достижения. При этом вы лишний раз убедитесь, что только непрерывная и интенсивная тренировка обеспечивает успех. Вопрос о том, можно ли содействовать тренировке памяти с помощью специальных лекарств, рассматривается в гл. 3. В заключение хочется сказать следующее. В книге впервые сделана попытка построения научной методики повышения продуктивности памяти, и в этом отношении данная книга знаменует собой шаг вперед по сравнению с существующим уровнем исследования проблемы. Однако это только первый шаг. Здесь охарактеризованы лишь основные черты познавательных механизмов памяти. Многие теоретико-познавательные вопросы вообще не рассмотрены или рассмотрены лишь частично. Полностью отсутствует попытка построения логики памяти. Показательным является тот факт, что о междисциплинарном сотрудничестве ученых ГДР по проблеме памяти в данной книге говорится только как о далекой перспективе. Объединение усилий биологов, психологов, педагогов, медиков, философов-гносеологов и логиков, несомненно, помогло бы сделать дальнейшие шаги в этой области. Но сегодня об этом еще рано говорить. Поэтому читателю следует иметь в виду, что данная книга является только началом разработки проблемы тренировки памяти и ее ни в коем случае нельзя рассматривать как волшебное средство, которое позволит ответить на все возникающие вопросы. Тем не менее мы надеемся, что эта книга будет способствовать расширению
междисциплинарного сотрудничества в области исследования памяти, практической
проверке излагаемых в ней методов и теоретическому их осмыслению и таким
образом поможет созданию условий для внедрения систематической тренировки
памяти в школы и вузы и превращения ее в органическую составляющую системы
обучения. Тем самым мы приблизимся к осознанному научному владению памятью,
которое В. И. Ленин рассматривал как важнейшую черту человека коммунистического
общества. "Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развивать и усовершенствовать
память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится
в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым
хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания.
Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним
критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен,
а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного
образованного человека".
|
|
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |
Интернет-школа
мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, Россия, Москва, 2002-2020 Адрес сайта: https://mnemonikon.ru Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника |
|