Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |
Предисловие Зачем листать пожелтевшие от времени странички? Зачем читать книги, содержание которых уже давно не соответствует современным представлениям? Из любознательности? Для расширения эрудиции? Чтобы "не изобретать велосипед"? Может быть, в старом удастся найти что-то полезное, но давно забытое? А может быть старое забыто так основательно, что воспринимается как новое? Читатели, которые только начали свое знакомство с искусством памяти, будут удивлены тем, как была распространена мнемотехника в глубокой древности, в средние века, в 19 веке. Ведь многие школьники и студенты даже слова такого - мнемотехника - не слышали. В школьные годы от нас требовали: учите, запоминайте, набирайтесь знаний, становитесь людьми. Но как учить? Как запоминать? Об искусстве памяти не знали не только школьники, но и учителя. Мнемотехника для многих остается тайной за семью печатями. Но вот вы открываете книгу Г.Челпанова "О памяти и мнемонике" и узнаете, что мнемотехника была весьма популярна в 19-ом - начале 20-го века. Десятки курсов мнемотехники… Десятки книг… Сотни статей… Мнемотехнику преподавали в школах… Мнемотехнику демонстрировали в цирке и на эстраде… Что же произошло? Почему засекретили столь популярную в народе и полезную в учебе и в жизни дисциплину? Книга Г.Челпанова помогает разобраться в этом вопросе. На мой взгляд, книга "О памяти и мнемонике" интересна, в первую очередь, большим количеством фактического материала: известные психологи, мнемонисты, феноменальные счетчики, информация о книгах по психологии и о мнемотехнике, сведения о курсах мнемотехники и даже цены на эти курсы в конце 19 столетия. Г.Челпанов, анализируя труды современных ему авторов, упоминает о новых для его времени идеях. Так, уже в то время физиологи серьезно говорили о дирекциональной избирательности нервных клеток (выборочная реакция на определенный стимул), описывается способность нервных клеток расти и соединяться. Все это было доказано лишь спустя многие десятилетия. И еще не известно, из каких источников черпал вдохновение американец Д.Хьюбел - лауреат Нобелевской премии - доказавший дирекциональную избирательность нервных клеток. Может быть, первенство этой идеи по праву принадлежит русским физиологам? По отношению к мнемотехнике и мнемонистам - эта книга откровенна злая. По существу, Г.Челпанов своей книгой "О памяти и мнемонике" запретил мнемотехнику в России. И на это бы никто не обратил особого внимания, если бы не тот факт, что Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) являлся основателем и директором Московского психологического института на протяжении одиннадцати лет (1912-1923). В те времена много чего запрещали. Вели борьбу с генетикой и кибернетикой, позже запрещали носить джинсы и играть джаз. Но, к счастью, эти времена давно прошли. Что же представляет собой книга Г.Челпанова с точки зрения психологии памяти и мнемотехники? На мой взгляд - ничего особенного. Г.Челпанов совершенно не разбирался ни в памяти, ни в мнемотехнике. Он даже не заканчивал курсов мнемотехники (не пойдет же профессор психологии учиться к мнемотехнику без образования). Поэтому читателю не следует делать выводов о мнемонике на основании того, что пишет о ней автор. Ничего общего с современной мнемотехникой вы в его книге не найдете. Методы запоминания искажены до такой степени, что впору говорить о какой-то новой мнемотехнике, изобретенной Г.Челпановым в процессе написания книги. Зато Г.Челпанов восхищается феноменальным счетчиком Диаманди, который запоминал 200 цифр 2 часа и 15 минут. Это в среднем 52 секунды на одну цифру, вместо положенных 3 секунд на цифру (ученический норматив в современной мнемотехнике). Эта книга интересна еще и тем, что её до сих пор продолжают цитировать целыми абзацами современные психологи и педагоги. Загипнотизированные авторитетной должностью автора книги, они, сами того не подозревая, тиражируют самые обычные глупости в отношении памяти и методов запоминания. Например, продолжают утверждать, что у Диаманди была феноменальная память на числа. Как будто трудно взять калькулятор и подсчитать скорость запоминания Диаманди. И всё-таки, несмотря на эти мелкие недостатки, книга представляет значительный интерес для людей, интересующихся искусством запоминания. И, я повторюсь, в первую очередь большим количеством содержащегося в ней материала о мнемонистах конца 19 столетия. В.Козаренко
|
|
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |
Интернет-школа
мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, Россия, Москва, 2002-2020 Адрес сайта: https://mnemonikon.ru Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника |
|