![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная Учебник Справочник Словарь Вопросы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
В.Козаренко Ознакомительные уроки мнемотехники (Система запоминания "Джордано") Урок 2. Где хранится информация в мозге В древности люди обратили внимание на то, что мозг очень хорошо запоминает то, что видят глаза. Хорошо запоминается путь, по которому вы прошли несколько раз, и даже всего один раз. Хорошо запоминается интерьер помещения, в котором вы живете или часто бываете. В древности не понимали как это работает теоретически, но научились применять практически. Зрительные образы, которые мозг запоминает непроизвольно, автоматически, и последовательность которых человек может легко воспроизвести, стали использовать как тетрадку для записи на них других образов, обозначающих запоминаемую информацию, например, основные положения (конспект) речи. По легендам, этот способ запоминания открыл Симонид, а впервые описал его в литературе (в 6 веке до нашей эры) Марк Туллий Цицерон. В древности ораторы специально ходили по городу, "собирали" образы, длительное время рассматривали здания, чтобы мозг запомнил связи между воспринимаемыми образами. По аналогичному принципу "собирались" образы и в помещениях. В Средние века в монастырях часто можно было встретить монахов, сидящих неподвижно, рассматривающих детали интерьера. Монахи могли себе позволить целыми днями собирать образы для запоминания. По легендам, некоторые из них набирали до 300 тысяч образов, которые могли припоминаться в строгой последовательности благодаря естественному механизму памяти, который автоматически фиксирует взаимосвязи между одновременно воспринимаемыми объектами. Мозгу все равно, видите ли вы уже соединенные в реальности образы, или соединяете образы в своем воображении - механизм запоминания связи одинаковый. Более того, на этом же механизме основано понимание и запоминание речи. Когда вы читаете фразу "На клавишах компьютера сидит бабочка", слова фразы создают комбинацию образов у вас в воображении, и мозг автоматически фиксирует связь между соединенными образами. Перед тем как что-то сказать, человек вспоминает комбинации образов и только потом описывает их с помощью слов. Словесный пересказ всегда приблизительный, потому что мы реконструируем (создаем) речь каждый раз заново. Но смысл - комбинации образов, по которым строится речь - остается одинаковым, не изменяется. Где же хранится информация в мозге? Давайте подумаем. При соединении образов в воображении, мозг запомнил связь между образами. Когда мы разглядываем свою комнату, мозг снова запоминает связи между образами, имеющими общие контуры. И даже когда мы слышим речь или читаем книгу, мозг снова запоминает связи между образами, которые возникают в воображении под воздействием слов. Информация для мозга - это то, что мозг запоминает. А мозг, как мы видим, запоминает связи. Как конкретно мозг запоминает связи между образами, вы можете прочитать в "Учебнике мнемотехники". Но если мозг запоминает только связи, следовательно любая новая информация должна быть связана с любой другой информацией. Для образования связи необходимо два элемента. Информация запоминается на информацию! Поэтому древние мнемонисты и собирали образы, чтобы соединять с ними запоминаемую информацию. Они форматировали свою память! В мнемотехнике последовательность образов запоминается двумя основными способами. С одним из способов вы познакомились в первом уроке. Там каждый новый образ запоминался на предыдущий образ: информация записывалась сама на себя. Второй способ - это использование в качестве "подложки" образов, которые сами хорошо запомнились, пока мы ходили по улицам и по своей квартире. Есть и другие способы запоминания последовательности, но все они основаны на этих двух основных способах. Вы можете легко воспроизвести последовательность образов, которые видите каждый день. Вспомните метро ЛЕСТНИЦА (С УЛИЦЫ) СТЕКЛЯННАЯ ДВЕРЬ (ВХОД В МЕТРО) ОКОШКО КАССЫ СПЯЩАЯ ТЁТКА У ТУРНИКЕТОВ ТУРНИКЕТ ЭСКАЛАТОР ПЛАТФОРМА АВТОМАТИЧЕСКАЯ ДВЕРЬ ВАГОНА РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ НА СТЕНКЕ ВАГОНА СИДЕНИЕ В ВАГОНЕ Обратите внимание, что вам не нужно запоминать последовательность этих образов, она уже есть в вашей голове, вы используете связи, которые образовались естественным путем при восприятии соединенных в реальности образов. Возьмем для сравнения тетрадь, карандаш и слова, которые вы хотите записать. В мнемотехнике тетрадью будут образы, которые вы легко можете вспомнить. карандашом - мыслительная операция "Соединение двух образов в воображении", слова - это зрительные образы, которые слова обозначают. Просто образы запоминать не интересно, поэтому запомните список покупок в продовольственном магазине. Соединяйте образы "тетради" с образами покупок по правилам, с которыми вы познакомились в первом уроке. БЕЛЫЙ ХЛЕБ - МОЛОКО - БАНАНЫ - ПАКЕТ КАРТОШКИ - БАНКА ОГУРЧИКОВ - МАЙОНЕЗ - КОЛБАСА - ПАЧКА САХАРА - БАНКА КОФЕ - КОНФЕТЫ
Создайте в воображении примерно такие связи между парами образов. На ступеньке лежит батон белого хлеба. Теперь вы можете вспомнить список покупок. Для этого вновь просмотрите вспомогательные образы, которые мы взяли из метро, а с них "снимите" образы покупок. Попробуйте, это очень просто! Вы сможете вспомнить покупки и в обратном порядке. Для этого мысленно просматривайте вспомогательные образы в обратном порядке. Такой способ запоминания называется в мнемотехнике "Методом Цицерона". Система запоминания "Джордано" практически не использует метод Цицерона в чистом виде, но он всегда является основой для создания более сложных систем вспомогательны образов. Образы, связи между которыми хорошо закреплены в мозге естественным путем, называются в Системе "Джордано" "опорными образами". Опорные образы можно использовать буквально как дискеты, многократно. Записывая на те же опорные образы другие сведения, вы будете стирать с них предыдущую информацию. Это очень удобно, например, при выполнении тренировочных упражнений. В мнемотехнике используется два основных способа запоминания последовательности образов. Первый - запоминаемые образы соединяются со вспомогательными (опорными) образами. Второй - образы соединяются друг с другом. У каждого из этих двух способов существует много модификаций. Например, в качестве опорных образов могут использоваться: последовательность двузначных чисел, последовательность трехзначных чисел, последовтельность букв русского алфивита и др. Такая технология запоминания характерна для классической мнемотехники. Примерно так запоминали и в 6 веке до нашей эры. Система запоминания "Джордано" основана на классической мнемотехнике и использует все её методы. Однако в Системе запоминания "Джордано" введен совершенно новый способ запоминания, который никогда не использовался в мнемотехнике, который переводит мнемотехнику на качественно новый уровень эффективности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная Учебник Справочник Словарь Вопросы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интернет-школа
мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, Россия, Москва, 2002-2020. Адрес сайта: mnemonikon.ru Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |