Главная

 

Информационная емкость образа

Один и тот же образ для разных людей имеет разную информационную емкость. Что же это такое в мнемотехнике "информационная емкость образа"?

Рассмотрим это на примере фотографии.

Техника запоминания фотографий предписывает выделять на фотографии "ключевой образ" или "отличительный признак", который запоминается в последовательность с другими образами вместо самой фотографии.

Почему это работает?

При рассматривании фотографии мозг автоматически группирует образы на фотографии в одно целое. Это и есть функция процесса памяти в зрительном анализаторе. В результате человек становится способным вспомнить фотографию целиком по фрагменту. Точно так вы узнаете кошку только по её хвосту. Или свою жену по стуку каблучков на улице. Или что сегодня будет на ужин по запаху в подъезде.

Но сама фотография связана в мозгу человека с множеством событий. Ключевой образ на фото, фото - это кончик ниточки большого клубка воспоминаний.

На моей фотографии солдат в пилотке, участник вокально-инструментального ансамбля (ВИА), который приезжал в пионерский лагерь. Мне было тогда 13 лет. Рядом с солдатом, слева и справа, стоят по две девчонки из моего отряда.

Для запоминания этой фотографии я выделяю отличительный признак "пилотка". В результате емкость образа "пилотка" (только для меня) становится очень большой. По пилотке я вспоминаю фотографию. А по разным частям фотографии вспоминается много подробностей из лета 1976 года. Девочки вызывают воспоминания дискотеки, прогулки по лесу, как мазали их зубной пастой ночью. Вспоминается планировка пионерского лагеря, внутренняя планировка спального корпуса, столовая, уборка территории, построения на линейке, игра "Зарница", вспоминается фотография девочки, которая нашла флаг и победила в этой игре. Вспоминается кружок фотографии в этом пионерском лагере, мой старый фотоаппарат ФЭД-2... Вообще, привычка фотографировать все подряд хорошо помогает сохранить детальные воспоминания о своем прошлом.

Один образ "пилотка", связанный с фотографией, вызывает поток воспоминаний, я могу мысленно погрузиться в свое прошлое на целый час, вспоминая все больше и больше подробностей, плавно перемещаясь по связям между образами в воображении.

В учебных упражнениях запоминаются слова, просто слова. Это как гаммы для памяти. Но следует понимать, что при практическом применении мнемоники слова (образы, ими вызываемые) приобретают большую информационную емкость.

Приемом Цепочка можно запомнить 20 "просто слов". Или:

- 20 фотографий (каждая из которых вызывает целый поток воспоминаний);

- 20 анекдотов (анекдот при запоминании обозначается одним образом);

- 20 фраз дословно при изучении иностранного языка (фраза обозначается одним зрительным образом);

- все тезисы (правила) книги Д.Карнеги "Как завоевывать друзей..." Каждый тезис при запоминании обозначается одним зрительным образом.

- списки покупок;

- списки задач и дел;

- список стихов, фильмов, песен...

В то же время образ в мнемонике может иметь и маленькую информационную емкость, или вообще её не иметь.

Опорные образы, к примеру, не кодируют никакую информацию (информационная емкость равна нулю) и служат исключительно для запоминания последовательности других, информационных образов.

Образ может кодировать отдельное слово, слог, двузначное число, трехзначное число, букву алфавита.

Из-за таких образов (как правило, это разные образные коды) может создаваться ложное впечатление, что мнемоника предназначена для запоминания бессмысленных рядов чисел, слов, слогов, бинарных чисел, игральных карт. Да, она позволяет это делать. И в учебных упражнениях часто используются бессмысленные наборы элементов для отработки разных приемов запоминания.

Но, как было показано выше, всего лишь одним приемом Цепочка, вы можете запомнить тезисы целой книги. Если это книга по общению, то это сразу изменит ваше поведение и отношение к вам других людей, изменит вашу жизнь к лучшему.

Это в наше время мнемоника научилась запоминать разнообразные точные данные, которые считаются незапоминаемыми нормальной памятью. Например, точное запоминание таблицы Менделеева. Первоначально мнемоника этого делать не умела, и возникла как составная часть риторики, как способ запоминания конспектов устных выступлений. Изначально мнемоника предназначалась для запоминания смысловой информации. В образы кодировался конспект речи. Каждый образ обозначал какую-то тему, какой-то текстовой абзац.

Древняя мнемоника была примитивной. И состояла из метода Цицерона и приема символизации, которым кодировались в образы фрагменты устного выступления. Методов запоминания точных данных в арсенале древней мнемоники не было.

Современная мнемоника позволяет запоминать конспекты устных выступлений очень точно, со всеми цифрами, названиями, фамилиями и т.п.

Мнение о ненужности мнемоники возникает из-за знакомства с ненужной мнемоникой. Это мнемоника, которую культивируют педагоги (Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны) и спортивная мнемоника, где акцент делается на скоростном запоминании больших объемов бессмысленной информации. Если педагогическая мнемоника - это тупиковая ветвь развития мнемотехники, то спортивная мнемоника - это всего лишь часть мнемотехники. Она интересна тем, что показывает предельные возможности памяти человека.

Всегда следует помнить, что изначально мнемотехника предназначалась для запоминания смысловой информации. И в наше время её основное назначение - запоминание конспектов устных выступлений, конспектов лекций, конспектов учебников, разнообразной бытовой информации, типа телефонной записной книжки или номеров банковских счетов.


В.Козаренко

 

Дата размещения материала на сайте: 04 февраля 2016 года

Главная
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2016.
Адрес сайта: mnemonikon.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника