Вторник, 26.07.2016. Выпуск 202
Знакомые числа
У каждого человека есть знакомые числа, которые легко запоминаются, потому что они знакомые. На примере знакомых чисел хорошо прослеживаются принципы работы памяти человека. Я навсегда запомнил номера автобусов, на которых в школьные годы перемещался из своего района в соседние районы Москвы.
Хорошая аналогия - клубок ниток. Число - это кончик ниточки. Вспомнишь число - начнет раскручиваться клубок воспоминаний.
198... Это число связывало меня со станцией "Сетунь". Там находилась музыкальная школа. Число запускает мощный поток образных воспоминаний, связанных с музыкальной школой. Подвал, куда сажали учить музыкальную пьесу, если не выучил урок дома. Репетиции оркестра. В памяти мелькают лица преподавателей, детей, которые обучались вместе со мной. Десятки разных историй. Даже была любовь. Девочка молча провожала меня в автобусе до моей конечной остановки. Затем ехала в обратную сторону. Странная была любовь, без слов.
236... Это число связано со станцией "Кунцево". Там тоже было отделение музыкальной школы. Туда я ездил на уроки сольфеджио и музыкальной литературы. Воспоминания не очень приятные, потому что не любил сольфеджио, не выполнял домашние задания. Вспоминаются массовые драки район на район, которые часто были в этом районе. Когда видели толпу молодежи, нужно было менять маршрут. Когда один против 50-ти человек, шансов нет. Наверное, разные секции рукопашного боя выходили на полевые тренировки...
Вспоминается, как снималось кино в этом районе, рядом с музыкальной школой. Сцена из фильма "Пираты 20-го века".
187... Этот автобус связывал мой район со станцией метро "Проспект Вернадского". Маршрутом пользовался редко. Воспоминания почти отсутствуют. Помню, что там находилась районная Управа и другие районные службы.
77... Этот маршрут довозил до кафе "Хрустальное" и до Киевского вокзала. Использовали его, когда был перерыв в электричках.
157... это число связано с домом бабушки. Память выдает поток воспоминаний её квартиры, вкусные обеды, уютные посиделки за лото, проводы до остановки. Иногда удавалось взять такси, если выигрывал в лото.
255... номер моей квартиры, в которой прошло детство и юность. Воспоминаний так много, что можно было бы написать несколько томов. Школа с 1-го по 10-й класс. Жизнь с родителями. Самостоятельная жизнь уже с собственной семьей. Молодая жена, маленький ребенок. В то время я увлекался джазовой бас-гитарой. Бедные соседи...
В литературе описывается, как психолог Джеймс пытался обучить одного студента запоминать числа. Джеймс использовал естественные свойства памяти, описанные выше. Он просил студента вспомнить хорошо знакомые числа. Для каждого знакомого числа подбирался ключевой образ из воспоминания. Например, в моем случае, для числа 198 я бы подобрал образ "аккордеон" (музыкальная школа). Для числа 157 - образ "лото" (часто играли по вечерам - на деньги - всей семьей у бабушки).
Как они запоминали последовательность чисел, в литературе не описывается. Скорее всего, методом рассказа. Через пару месяцев его подопытный смог воспроизвести ряд из 80-ти чисел. Ряд этот состоял только из хорошо знакомых чисел. Но это было круто! 80 чисел против магического числа 7, которым психологи ограничили свою память.
Да, вот такие странные представления о мнемотехнике были у психологов. Я бы сказал, детские, наивные представления, основанные на анализе очевидных проявлений памяти, как в примере со знакомыми числами.
"Знакомое число" - это число, связанное со зрительными воспоминаниями в мозге. Если нет образа, мозг не может запомнить число.
Сейчас в мнемотехнике каждое двузначное и трехзначное число - знакомое. Глаза видят число 97, мозг автоматически подставляет образ "роза". Попадается на глаза число 200 - в воображении вспыхивает образ "динамик". Для кодирования чисел в мнемотехнике используются фиксированные образные коды. Это позволяет запоминать длинные числовые ряды с однократного восприятия на слух или с экрана компьютера.
Сотни цифр. Объем не имеет значения. Число 7, известное в психологии, как "магическое", как предел кратковременной памяти, не относится к памяти. В зрительном анализаторе объем памяти не ограничен.
Со времен психолога Джеймса наши представления о памяти и о методах мнемотехники изменились коренным образом. Теперь мы знаем механизмы и свойства памяти. Процесс запоминания и припоминания полностью контролируется.
Запоминать можно, конечно же, не только числа. Основное назначение мнемоники - запоминание конспектов устных выступлений, конспектов учебников, конспектов лекций.
Форум Мнемотехника GMS
В.Козаренко
(c) 2002-2016, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemonikon.ru
Почта (support@mnemonikon.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.