Четверг, 09.06.2016. Выпуск 200
Запоминание формул
Сложность изучения физики в школе, да и других предметов, содержащих много точных данных, возникает из-за свойства точных данных не запоминаться мозгом человека. Педагогика настойчиво игнорирует этот факт и продолжает делать вид, что проблемы не существует. Школьник 9-го класса может легко получить четверку за ЕГЭ по математике, при этом понятия не имея, что такое число Пи и как оно получается!
Или спросим у прохожего на улице, помнит ли он закон Ома? Или можете ли вы, читатель, прямо сейчас рассчитать, за какое время нальется трехлитровая банка воды из отверстия диаметром 1 сантиметр внизу трехметровой бочки, доверху наполненной водой? (Ответ: за 5 секунд).
Если же устранить проблему запоминания, то любой предмет становится простым для изучения и понятным. И интересным. Даже задачки решать интересно, когда формулы легко извлекаются из собственной памяти. И информация сохраняется в памяти всю жизнь, а не только на период сдачи экзамена. Не придется обманывать самого себя и других, утверждая, что "я этого не помню, потому что мне это не нужно". Вы этого не помните, потому что не умеете запоминать. А точные данные сами не запоминаются.
Запоминание формул - давняя проблема в мнемотехнике. И вот вроде бы нашлось решение. Из педагогики берем известный способ записи формулы в виде треугольника. Треугольник помогает правильно записать любую из трех формул (для простых формул из трех букв).
Мнемотехника дает возможность записать непосредственно в память мозга десятки и даже сотни таких треугольников. Для этого незапоминающиеся буквы формул заменяются легко запоминающимися зрительными образами. Дополнительно образы придают буквам смысл, а ученику - понимание формулы. Расстояние - линейка. Автомобиль - скорость. Часы - время. Земля - сила тяжести. Гиря - масса. Весы - вес...
Пространственное расположение букв в треугольнике копируется в ассоциации. Образы соединяются в виде треугольника. Поэтому новая техника получила название "Треугольные ассоциации".
Использование базовых принципов мнемотехники дает интересные результаты в виде побочных эффектов. Для обозначения одинаковых букв в разных формулах используются одинаковые зрительные образы - образные коды. После запоминания, по одной букве (одному образу) человек способен вспомнить все формулы, в которых содержится данная буква (образ). Что это значит? Легко, почти автоматически осуществляется вывод формул путем замены букв другими формулами!
Техника запоминания формул находится в процессе доработки. Но уже сейчас вы можете оценить её простоту и эффективность. Для этого вам даже не нужно уметь запоминать. Ассоциации на мнемокарточках запоминаются вашим мозгом автоматически. Достаточно рассмотреть ассоциацию несколько секунд.
Примеры мнемокарточек с формулами по учебнику физики за 7 класс школы по ссылке ниже. Чтение самого учебника никто не отменяет! Прочитать этот учебник можно за один вечер. Запомнить все формулы из него, пожизненно - 10 минут.
Итак, школьники получают шпаргалки-невидимки! Достаточно их просто рассмотреть. Все остальное сделает за вас быстрая память зрительного анализатора, которая группирует (запоминает) связанные картинки за несколько секунд!
Помнить - это круто! И скоро мы увидим, как дети во дворе соревнуются, кто больше формул может вспомнить. И будут решать задачки ради развлечения, выписывая решения мелом на асфальте! Ведь если знания есть в голове, их хочется использовать и показать другим.
Для родителей. Мнемокарточки с формулами (есть мнемокарточки с историческими датами) - хороший способ привлечь внимание ребенка к мнемотехнике. Почувствовав вкус феноменальной памяти и простоту запоминания, ребенок начнет интересоваться другими методами, потянется к систематическому изучению мнемоники.
Примеры мнемокарточек. Физика, 7 класс.
http://jiordanoms.forum2x2.ru/t71-topic
Примеры мнемокарточек. История средних веков, 6 класс.
В.Козаренко
(c) 2002-2016, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemonikon.ru
Почта (support@mnemonikon.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.