Среда, 13.04.2016. Выпуск 196

Образы vs безОбразного обучения

На сайте дается подробное иллюстрированное описание техники дословного запоминания фраз, на примере урока из учебника английского языка.

http://www.mnemonikon.ru/members/tem_zap_05.htm

Дополнительные иллюстрированные упражнения, помогающие закрепить материал и протестировать качество запоминания.

http://www.mnemonikon.ru/members/tem_zap_06.htm

Техника запоминания очень простая. Фактически, чтобы эффективно запоминать учебник английского языка, вам нужно знать только прием Цепочка!

И все же... Даже если техника запоминания изложена подробнейшим образом, с большим количеством иллюстраций, могут возникнуть трудности с её применением.

В чем проблема? Ведь все предельно ясно и просто. Бери любой учебник иностранного языка и учи его наизусть!

1. Кроме приема Цепочка в технике используются и другие приемы: запоминание на разные части образа - сбор цепочек на частях образа, который обозначает название урока; техника запоминания фраз (два этапа - запоминание по смыслу и доведение фраз до автоматизма в процессе повторения по памяти).

2. Достаточно большой объем запоминаемых образов. Большой объем без навыка запоминания осилить трудно. Главная составляющая навыка запоминания - это силовая выносливость вашего мозга, ваша способность запоминать непрерывно хотя бы в течение 10 минут. А также ваша способность вспоминать непрерывно в течение того же времени. Ведь именно в процессе мысленного припоминания происходит закрепление новых фраз, их автоматизация. Нетренированный человек не способен эффективно осуществлять операции по запоминанию и припоминанию, мозг начинает сопротивляться уже через минуту.

3. Запоминание - это сознательные действия в сознании, в воображении. Вы можете бесконечно рассматривать картинки или читать материал учебника, это ничего не прибавит в вашей памяти.

Чтобы запомнить что-то, нужно начать действовать! Нужно переключить свое внимание в воображение и начать соединять образы. Начать на фоне припоминаемых образов мысленно проговаривать запоминаемые фразы. Сделать проверку, исправить ошибки и пропуски, добиться полного припоминания материала урока. И это только начало.

После этого нужно заставить себя просматривать образы в воображении несколько дней и многократно проговаривать на фоне образов запомненные (первоначально по смыслу) фразы. Нужно привыкнуть прорабатывать информацию мысленно в фоновом режиме, в любое свободное время: во время прогулки, в общественном транспорте, на совещании у начальника, когда слушаете рассказы своей жены, когда смотрите новости по телевизору, когда завтракаете.

Многие коллеги упрекают меня в том, что я выкладываю учебный материал в свободный доступ, бесплатно. Напрасно беспокоитесь, уважаемые преподаватели курсов тренировки памяти. Без систематического обучения мнемонике, без формирования минимально необходимого навыка запоминания, весь этот учебный материал бесполезен. Да, человек, случайно зашедший на сайт и прочитавший описание техники запоминания, теоретически будет знать, как это делается. Но сможет ли он применить технику запоминания на практике? Вряд ли... Его мозг начнет бунтовать уже после запоминания цепочки из 10-ти образов.

Сложность запоминания реальной, учебной информации заключается не в технике (она простая), а в объеме запоминаемого.

Способен ли ваш мозг держать нагрузку, запоминать и вспоминать непрерывно в течение хотя бы десяти минут времени?

Для проверки этого есть специальный тест Memory Tester. Минимально необходимый навык запоминания - своеобразный "движок" для любой мнемонической техники - это способность человек запомнить 100 элементов за 10 минут. Тестирование проводится на двузначных числах. Но если вы не умеете запоминать числа, в тест можно забить случайную последовательность простых слов.

Мне нравится сравнивать навык запоминания с навыком письма на клавиатуре компьютера. Сложно ли набрать на клавиатуре 10 предложений? Нет. Это может сделать каждый. Даже тот, кто привык печатать двумя пальцами. А как насчет набора 30-ти страниц текста? Профессионалу потребуется целый рабочий день. А тому, кто набирает двумя пальцами?.. Задача невыполнима!

Влияет ли интерес на запоминание? Глупости! Дело не в интересе. Не интересно становится тогда, когда не получается. Это раздражает, бесит собственное неумение запоминать, отсутствие навыка запоминания.

Профессиональной машинистке одинаково нейтрально набирать текст захватывающего детектива и скучную речь политика на митинге. Интерес к тексту никак не влияет на скорость и качества набора.

Мнемонисту тоже без разницы, запоминать полезный материал или длинную последовательность чисел. Интерес к запоминаемому материалу никак не влияет на скорость и качество запоминания, если человек умеет запоминать.

"Не интересно" - это всего лишь отговорка, попытка скрыть от других и от самого себя полное отсутствие навыка запоминания или недоделанный навык запоминания.

Не только знать, но и уметь! Запоминание - это навык. Мнемоника - это инструментальный навык, вспомогательный, для запоминания чего угодно. Как навык машинописи - для набора любых текстов.

Я вчера попробовал играть на скрипке. У меня ничего не получается. Все эти скрипачи - фокусники. Я не верю, что можно играть на скрипке.

Знакомая песня, не правда ли? Не получается пользоваться собственным мозгом, памятью? Не получается с первого раза? А если немного потренироваться?

Часа достаточно, чтобы запомнить фразы из урока и выписать их на чистый лист бумаги последовательно.

Вы считаете, что у вас и так хорошая память? Попробуйте запомнить и выписать все фразы урока последовательно без мнемотехники. Ах да... никто не дает таких нелепых заданий на курсах иностранного языка? Нужны предложения с дырками, нужны русские фразы, которые нужно перевести... Так это задания для людей без памяти, чтобы создать видимость успешного обучения, чтобы оправдать зарплату преподавателей.

Правильная проверка памяти. Вот вам чистый лист бумаги и авторучка. Запишите все фразы урока (русский/английский) в той последовательности, в которой они давались в уроке. Сделайте то же самое через месяц.

Или это кажется невозможным, как игра на скрипке или пробежка на 10 км?

Вывод? Хватит катать камень в гору! Хватит заниматься сизифовым трудом! Хватит ковырять бетонную стену шилом. Используйте дрель с перфоратором и победитовым сверлом!

Пора выводить на чистую воду фокусников по тестированию от образования. Простые тесты спасают не учеников, а преподавателей. А ученики уходят с курсов с пятерками и... с пустой головой.

Если возможно совершенно другое качество образования, почему бы этим не воспользоваться? Хотя бы попробуйте... Сравните с традиционными педагогическими методами обучения, с безОбразным обучением.

http://www.mnemonikon.ru/members/tem_zap_05.htm

http://www.mnemonikon.ru/members/tem_zap_06.htm

 

В.Козаренко

 

(c) 2002-2016, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemonikon.ru
Почта (support@mnemonikon.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.