Пятница, 01.07.2011. Выпуск 138
Ошибки ассоциативной теории памяти
Даже при поверхностном знакомстве с ассоциативной теорией памяти и опытами Г.Эббингауза в глаза бросается ряд ошибок в теории и методах экспериментальной проверки памяти.
Цель этой статьи - разобраться, что хотел изучать Г.Эббингауз, что он изучал на самом деле, можно ли считать, что Эббингауз определил общие свойства и закономерности памяти, какие теоретические ошибки были допущены, почему, и какие факторы нужно учитывать для правильной организации психологических опытов с памятью.
Несомненная заслуга Г.Эббингауза заключается в том, что он впервые предпринял попытку изучения памяти человека. Именно человека, а не обезьяны, крысы, кальмара или червяка. А вот были ли эти опыты научными, с современной точки зрения, нам предстоит разобраться.
Из энциклопедии. Герман Эббингауз - немецкий психолог, даты жизни 1850-1909 гг. Основной труд - монография "О памяти". Занимался изучением закономерностей запоминания, для чего разработал метод бессмысленных слогов.
Эббингауза относят к представителям ассоцианистского направления в психологии. Это может вызывать удивление, так как ассоцианисты изучали преимущественно зрительные ассоциации, а Эббингауз в своих опытах старался максимально изолировать влияние на запоминание работы воображения.
Теория ассоцианизма возникла в конце 19 века, и была первой психологической теорией памяти (представители школы В.Вундта). Думаю, следует обратить особое внимание на предложенную Вундтом классификацию трех видов связей:
- вербальные (закрепившиеся связи между словами);
- внешние (связи между предметами);
- внутренние (логические связи значений).
Вербальные - терпенье и труд... (все перетрут). Внешние - естественные связи между предметами (видим ложку в чашке), которые фиксируются памятью непроизвольно. Внутренние - например, связи между образами, образованные в процессе восприятия речи (рассказ) или чтения книги. ("Я видел, как твоя жена целовалась с соседом!") Внутренние - связи между словами и образами (слово "шмель" - образ шмеля). В совокупности это и образует "логические связи значений".
Для простоты анализа мы рассматриваем только зрительный и речевой анализаторы, как наиболее значимые в процессе когнитивного обучения человека.
Предложенная Вундтом классификация видов связей (термин "ассоциация" сейчас имеет в мнемонике другое значение) очень похожа на существующую в современной мнемотехнике, и вероятно потому, что ассоцианистская теория памяти возникла под сильным влиянием мнемотехники, которая была весьма популярна в Европе и в России в конце 19 века.
Из классификации мы видим, что вербальные связи (связи между словами) были предметом изучения ассоцианистов. Поэтому и Г.Эббингауза можно, но с натяжкой, считать представителем ассоциативной психологии. С натяжкой потому, что он изучал не вербальные связи, не связи между словами. Он изучал связи между бессмысленными слогами.
Первая ошибка ассоцианистов заключается в не полной классификации видов запоминаемой информации. Ассоцианисты различали образную информацию и вербальную информацию (текст, речь). И до настоящего времени эта ошибка сохраняется практически во всех учебниках психологии.
Однако Эббингауз изучал запоминание не образов и не слов. Наоборот, создавая тестовый материал для опытов, он максимально старался избавиться как от слов, так и от зрительных образов. Придуманные им бессмысленные слоги - яркий пример третьего вида информации, который ассоцианисты не учитывают в своей классификации.
Представители школы В.Вундта и Г.Эббингауз считали, что и слова, и бессмысленные слоги относятся к вербальной информации. Хотя очевидно, что, по крайней мере, Эббингауз отчетливо осознавал эту разницу, понимал, что осмысленные слова запоминаются гораздо лучше, чем бессмысленные слоги (по его же данным почти в 10 раз лучше). Но это не привело его к идее введения в классификацию информации третьего вида информации - точной (знаковой) информации. Ассоцианистские представления о видах информации были дополнены только в наше время, в современной мнемотехнике.
Сейчас мы классифицируем информацию по трем видам:
- образная (предметы, фотографии, кинофильмы, рисунки);
- вербальная (слова, имеющие смысл, фразы, тексты, устная речь);
- точная (знаковая) информация (бессмысленные слоги, числа, даты, названия, фамилии...)
Сейчас нам просто рассуждать о памяти, когда у нас есть знания о голографии, об устройстве зрительного анализатора, о процессе трассировки изображения, о растровых и векторных картинках, о синхронизации и резонансе. Эббингауз такой информации не имел, общий уровень междисциплинарных знаний был низким.
Поэтому, сформулировав первую теоретическую ошибку ассоцианистов и Эббингауза (просмотрели точную информацию), мы постараемся, все же, понять ход мыслей Эббингауза, почему он решил изучать память на "вербальной" информации, лишенной смысла?
Ассоцианисты в основном пытались понять механизмы памяти в зрительном анализаторе, но в классификацию Вундта включена и память в слухоречевом анализаторе. По мнению Эббингауза, проводимые опыты с памятью не позволяли четко отделить память в зрительном анализаторе от памяти в слухоречевом анализаторе. Потому что вербальная память жестко связана с образной памятью, слова не имеют смысла без зрительного образа. И если мы будет предъявлять в качестве тестового материала осмысленные слова, практически невозможно избавиться от зрительных образов, которые самопроизвольно возникают в воображении при восприятии слов.
Основной задачей Эббингауза была изоляция памяти в зрительном анализаторе при изучении памяти в слухоречевом анализаторе. Он хотел изучать речевую память в "чистом виде". Для этого и придумал бессмысленные слоги, которые при восприятии не вызывают в воображении зрительных образов. И сочетания слогов подбирал так, чтобы несколько рядом стоящих слогов случайно не образовывали осмысленное слово, вызывающее образ в воображении...
Читать статью полностью на сайте по ссылке: http://mnemotexnika.narod.ru/ns_05.htm
В.Козаренко
(c) Mnemonikon,
2002-2011
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.