Пятница, 20.05.2011. Выпуск 136

Изучаем зрительную память на себе

Предлагаю вам простой интроспективный опыт, в результате которого вы увидите, как работает ваша зрительная память.

Для опыта возьмем хорошо знакомые зрительные воспоминания. Пусть это будет обстановка вашей кухни. Я буду описывать предметы на своей кухне. Вы оперируйте в воображении предметами со своей кухни.

1. Критерии четкости зрительных воспоминаний

Достаточно ли ярко и четко вспоминаются зрительные образы лично у вас? Речь не идет о галлюцинациях или об эйдетических образах. Мы изучаем именно зрительные представления, зрительные воспоминания.

Вспомните чайник на кухне. Вы можете сказать, где он стоит? Вы могли бы нарисовать общий контур чайника? Можете ли вы назвать основные части чайника? Можете ли вы описать пространственную ориентацию чайника? Смогли бы вы назвать основные цвета чайника?

Я считаю, что у меня воображение среднее. У кого-то может быть лучше или хуже. Я бы ответил на эти вопросы так.

Чайник стоит на столике, рядом с полкой, прямо у окна, за ним стоят три банки с ножами. Я смог бы нарисовать приблизительный контур чайника. Чайник (у меня электрический) состоит из подставки с проводом, корпус чайника, крышка, ручка, в носике есть фильтр, внизу на ручке - кнопка включения питания. Чайник ориентирован носиком в противоположную сторону от окна. Чайник серебристого цвета, ручка черного цвета, провод черный, кнопка включения питания с голубой подсветкой.

Если вы можете ответить на все эти вопросы, значит, вы вспоминаете образ достаточно ярко и детально.

2. Мы можем перемещаться по образам в нашем воображении

Мы не видим сразу всю кухню целиком. Мы рассматриваем её частями. Проделывайте то же самое с образами на своей кухне...

Вот я мысленно зашел на кухню, остановился в дверном проеме. Слева от меня стоит большая стиральная машина. На стиральной машине я вспоминаю чайник-термос, несколько пластмассовых корзинок и другую мелочь. Над стиральной машиной на специальной полке находится телевизор. На телевизоре - DVD-проигрыватель. На полочке, перед телевизором лежат два пульта. Перемещаюсь мысленно по периметру кухни. Далее вспоминаю красную вешалку, на ней висит кухонное полотенце. Затем идет раковина, над раковиной - сушка для посуды. Вряд ли я могу увидеть, сколько конкретно тарелок и чашек на сушке. Но я смог бы описать, какие там тарелки и чашки. Для этого нужно приблизить сушку и рассмотреть её более внимательно, частями. Рядом с раковиной стоит кухонная плита... И так далее

Чтобы перемещаться по образам своего воспоминания, нужно делать это медленно, стараясь удерживать в воображении очередной образ, рассматривать его более внимательно, приближая в воображении.

Мы можем называть предметы на кухне, мысленно перемещаясь по её периметру по часовой стрелке или против часовой стрелки, в обратную сторону. Не имеет значения.

3. Мы можем перемещать образы в нашем воображении

Представьте себе, что вы открыли фотографию вашей кухни на программе "Фотошоп", обвели по контуру крупные предметы, вырезали каждый, и перекинули их все на "чистый лист". В результате у вас получилась та же кухня, но все предметы на ней не связаны друг с другом, и вы их можете свободно перемещать друг относительно друга.

В вашем воображении все образы уже изначально "вырезаны". И в отличие от программы "Фотошоп", на которой образы плоские, в вашем воображении образы объемные, как на программе трехмерной графики. Вы их можете не только перемещать, но увеличивать или уменьшать, вращать, переворачивать.

Возможно, для многих это будет маленьким открытием. Оказывается, вы можете оперировать образами точно так, как вы бы это делали на программе "Фотошоп". Общее воспоминание вашей кухни состоит из частей, которые можно перемещать! Давайте попробуем.

Вспомните чайник. Мысленно переместите его в мойку. Теперь вы видите, что чайник стоит в мойке (в раковине), а на месте чайника осталась только подставка (если чайник электрический).

Вспомните стул. Переверните стул вверх ножками. Положите стул на плиту. Теперь на вашей кухне не хватает одного стула. И этот стул находится на кухонной плите.

Вспомните кухонный стол. Поставьте стол вертикально, ножками к себе. Поставьте стол на подоконник, чтобы он закрыл окно.

Осмотрите измененное воспоминание кухни. В раковине стоит чайник. На плите - перевернутая табуретка. Окно закрывает стол.

4. Визуальное мышление. Вы можете управлять образами памяти

Описанные выше операции с предметами на кухне (в своем воображении) вы осуществили с помощью визуального мышления. С помощью визуального мышления вы можете: перемещать предметы в воображении; выделять их (увеличивать, представлять крупно); вы можете рассматривать части предметов (увеличивать очень крупно); вы можете переворачивать предметы, вращать их, рассматривать с разных сторон; вы можете разъединять и соединять предметы в своем воображении.

Короче, вы можете делать монтаж из образов, как на программе "Фотошоп", или как монтаж стенгазеты, более точное сравнение - монтаж на программе трехмерной графики. Например, 3 D Studio Max. Вы можете сравнивать предметы по размерам (стиральная машина больше, чем телевизор). Вы можете расположить предметы в порядке увеличения их размера или веса (ранжирование). Вы можете сложить в одну кучку посуду, в другую - мебель (классификация, систематизация). Все это и многое другое называется "визуальное мышление". И вы полностью можете управлять этим процессом.

Вы можете сопровождать свои действия с образами словами (внутреннее говорение), или можете оперировать образами без слов, в полной внутренней тишине.

5. Управление процессом "память"

Хотя механизмы памяти в зрительном анализаторе достаточно простые и давно описаны, если ввести запрос по этой теме в Интернете, мы найдем миллион статей, в которых авторы безуспешно пытаются разгадать механизм памяти. Но это их проблемы. Главное, чтобы вы его знали и умели использовать практически.

Вы помните, куда вы поставили чайник, табуретку, кухонный стол? Ещё бы! Чайник у нас в раковине, табуретка на плите, а стол закрывает окно.

Почему вы это запомнили? Вы запомнили это потому, что сознательно воздействовали на механизм памяти в зрительном анализаторе. Мы не можем улучшить память. Но мы можем сознательно включать память, мы можем научиться пользоваться памятью, управлять ей.

Управление процессом "память" в зрительном анализаторе осуществляется... с помощью визуального мышления. Это может резать слух, потому что многие не привыкли связывать память с мышлением. Но, тем не менее, это так. Сознательное запоминание осуществляется человеком не памятью, а при помощи мышления, в нашем случае - визуального мышления.

Когда вы мысленно поставили чайник в раковину, вы ещё не запомнили это. Соединение двух образов - это подготовка к запоминанию. Запоминание произошло в те несколько секунд, пока вы рассматривали в своем воображении новую созданную связь между двумя образами (раковина и чайник).

Итак, чтобы заставить мозг запомнить новое сочетание образов, нужно мысленно соединить два образа, и рассмотреть в воображении эту пару несколько секунд. В момент рассматривания образов, нервные клетки, которые создают эти образы в вашей голове, синхронизируются, как бы начинаются работать на одной частоте, запоминают два образа как один образ. После этого, когда вы вспомните раковину, ваш мозг сразу же дорисует второй образ - чайник. Стимул - реакция. Все просто. Как две струны, настроенные в унисон. Резонанс частот.

Процесс записи новых связей между образами полностью контролируется. Давайте запишем на чайник два числа: 26 и 44. Для этого выделите чайник в своем воображении, представьте его крупно. Это похоже на то, как вы наезжаете на предмет зумом при фотографировании. Теперь приблизьте чайник ещё больше так, чтобы вы видели только его крышку. Вспомните образ "душ" и мысленно положите душ на крышку чайника. Рассмотрите, что получилось. Это очень важно! Потому что именно в эти несколько секунд рассматривания (в среднем 6 секунд) и происходит синхронизация нервных клеток, т.е., запоминание связи. Теперь представьте ручку чайника. Вспомните образ "чучело", совместите чучело с ручкой. Рассмотрите в воображении несколько секунд.

Вы записал на чайник числа 26 и 44. Но в виде образов. Можно ли записать числа в своем непосредственном виде? Давайте примем на веру - нельзя. Числа, слова, даты и т.п. всегда нужно преобразовывать в зрительные образы, чтобы иметь возможность быстро их запомнить. Прочитать по образам "ДуШ" и "ЧуЧело" числа очень просто. Д - это Два, Ш - это Шесть. Ч - это Четыре (два раза). Для кодирования используется речевая память и "речевое мышление".

6. Стирание в памяти

Вы можете не только записывать связи в память, но и стирать их. А точнее - затирать. Чтобы стереть с образа чайника образы "душ" и "чучело", нужно на те же самые места запомнить другие образы. Представьте крышку чайника и поставьте на неё тарелку. Представьте ручку чайника и примотайте к ручке букет роз.

Конечно, вы сейчас можете вспомнить и старые образы. Но даже на этом примере видно, что стирание работает практически сразу.

Часто путают память с инертностью анализаторных систем, когда человек может повторить только что увиденное или услышанное (так называемая кратковременная память, с магическим числом "семь"). В данном случае вы помните образы именно благодаря инертности слухового анализатора. В вашей памяти они были затерты.

Чтобы исключить влияние на опыты с памятью нашей способности повторять, проверять разные эффекты памяти, в том числе и эффект стирания связей нужно на объеме информации, превышающем объем кратковременной "памяти" (память в кавычках). 20 - 30 элементов уже будет достаточно.

Сознательное стирание информации в памяти очень часто используется в мнемотехнике. Например, вы обозначили своего знакомого образом "молоток", и на части этого образа записали образы, кодирующие его телефонный номер. Но у знакомого номер изменился. Не беда! На тот же образ "молоток" вы запоминаете числа другого телефонного номера. Старый номер затирается. Это очень удобно в том случае, когда разные люди в вашей памяти находятся каждый на своей "полочке". И вам не нужно менять их расположение в памяти, достаточно просто перезаписать телефонный номер.

Итак, обобщим выводы из нашего интроспективного эксперимента.

Образы в нашем воображении не связаны жестко. Мы можем их разъединять и соединять произвольно. Разные операции со зрительными образами называются "визуальным мышлением". Операция "соединение образов" (и рассматривание вновь созданной связки несколько секунд) ведет к запоминанию связи между этими образами, то есть процесс памяти сознательно включается с помощью визуального мышления. Связи между образами можно не только записывать в мозг, их можно и стирать - затирать новыми связями. Так называемые "логические операции" - сравнение, ранжирование, систематизация, классификация и др. - основаны на визуальном мышлении.

В естественных условиях ваша зрительная память работает точно по таким же принципам. Восприятие соединенных образов в реальности или представление соединенных образов в воображении - это одно и то же для вашего мозга.

Использует ли мнемоника только зрительную память? Конечно, нет. Но зрительная память - это основа мнемоники. Даже когда мы запоминаем слова и фразы (речевая память), или сложные знаки, схемы, мы все равно связываем их со зрительными образами.

В.Козаренко

 

(c) Mnemonikon, 2002-2011
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.