Воскресенье, 01.05.2011. Выпуск 135
Мнемокарточки. Инсталляция информации в память
Возможно ли установить набор точной информации в память человека, не подготовленного в мнемотехнике, и чтобы он при этом прилагал минимум усилий?
Проанализируем этот вопрос на примере запоминания исторических дат. Допустим, школьнику необходимо запомнить сотню дат по курсу истории. Дает ли точное знание дат знание истории? Во-первых, никто не отменяет чтение самого учебника истории. Во-вторых, вместе с точными датами в память могут быть "забиты" и некоторые дополнительные сведения. В результате мы могли бы получить не просто воспроизведение хронологической таблицы, а конспективное знание предмета. Сравните.
Примеры карточек на этой странице http://mnemotexnika.narod.ru/differ_pub_19.htm
Просто дата
Минимум дополнительной информации
Второй вариант ответа вполне бы удовлетворил учителя истории. Тем более, если это знание останется в голове человека и после экзамена, останется на всю жизнь.
Представьте, что каждый человек после окончания школы будет помнить конспективно все важные исторические даты из школьного курса истории. Трудно представить... :) Но это возможно. Как? Вводить в школе предмет "мнемотехника" и обучать всех детей технике запоминания? Совсем не обязательно!
Идея мнемокарточек возникла у меня, когда я наблюдал, с каким удовольствием ребенок покупает, коллекционирует и перебирает карточки с супергероями и черепашками ниндзя. Карточки очень красивые, но образовательная польза от них равна нулю. Я подумал, что если бы он с таким же удовольствием перебирал полезные карточки и попутно запоминал что-то из школьной программы? И чтобы карточки работали сами, запоминались непроизвольной памятью (автоматически), чтобы ребенка не нужно было мучить сложными мнемоническими упражнениями. Да и многим взрослым такой игровой метод усвоения знаний пришелся бы по вкусу.
Думаю, достаточно одного урока, чтобы объяснить взрослому (и ребенку, примерно с 5-го класса), как пользоваться такими карточками, как читать зрительные образы.
Немного теории. Как и почему работают мнемокарточки
Механизм запоминания при рассматривании образов в воображении и при рассматривании образов на карточке (восприятие) - одинаковый. Нашему мозгу все равно, видим ли мы пару соединенных образа в реальности, или видим эти же образы в воображении. Мы помним дорогу домой, потому что воспринимаем образы реальности. Но мы помним и сны, образы которых мы видим исключительно в нашем воображении, когда спим.
Как доказать, что мозг действительно фиксирует связь между парой образов, имеющих общий контур? И сколько времени нужно мозгу для фиксации такой связи? Проверить это можно на программе "Фотопамять". Она проверяет именно естественную память, не нужно ничего запоминать специально. Программа показывает серии парных картинок. В каждой серии время показа уменьшается с 10 секунд до 1 секунды. Всего 10 серий по 10 картинок. Каждый может поставить опыт на себе и определить, что среднее время, необходимое мозгу для фиксации связи (для запоминания), составляет примерно 6 секунд. "Среднее время" означает, что могут быть индивидуальные различия. У кого-то память работает быстрее, у кого-то медленнее.
Итак, будем считать доказанным, что когда вы смотрите на пару соединенных образов, ваш мозг запоминает их как один образ в среднем за 6 секунд. Очень важно в нашем случае то, что запоминание осуществляется непроизвольно (автоматически). Вам нужно просто смотреть. В качестве примера положите авторучку на ладонь, смотрите и на авторучку, и на ладонь, отсчитайте 6 секунд. Все! Ваш мозг соединил эти два образа. Теперь, по любому из этих двух образов (авторучка, ладонь) вы будете вспоминать сразу два образа. То есть, любой элемент ассоциации вызывает из памяти всю ассоциацию целиком.
Посмотрим разницу между специальным мнемоническим запоминанием исторической даты, и запоминанием той же даты с помощью мнемокарточки.
Мнемонист может запомнить любую дату и без карточки. Но мы хотим вбить информацию в голову человека, который самостоятельно запоминать не умеет!
Что делает мнемонист. Он преобразовывает элементы даты в зрительные образы. Запуск первого искусственного спутника Земли - символизирует образом "спутник". Число 4 - обозначает образом "Чай". Октябрь - обозначает образом "лед". Число 957 - обозначает образом "аРБуЗ". Делает он это очень быстро, так как владеет необходимыми для этого инструментами запоминания, в данном случае - заранее заученными образными кодами чисел и названий месяцев.
После кодирования элементов даты в зрительные образы мнемонист переходит к созданию условий, при которых память запомнит связь между образами. С помощью визуального мышления он навешивает образы 4, октябрь, 957 на части образа "спутник". Мнемонист создает искусственную ассоциацию. Фактически, мнемонист использует свое воображение, как программу "Фотошоп", для монтажа ассоциации, соединяя разные образы в одну картинку!
Запоминание происходит при рассматривании в воображении созданной ассоциации. При этом ассоциация рассматривается частями. Часть спутника и чай, другая часть спутника и лед, третья часть спутника и арбуз. Для запоминания этой ассоциации нужно примерно 18 секунд времени.
Но это ещё не все. Нужно позаботиться о сохранении вновь созданных связей. Новые связи разрушаются очень быстро, если их не повторять. Поэтому мнемонист будет вспоминать эту ассоциацию несколько раз в течение как минимум 4-х дней. После этого можно говорить о пожизненном запоминании.
Как видите, мнемоническое запоминание требует от человека определенных усилий, сознательных действий в воображении. И, конечно же, предварительного обучения мнемотехнике.
Как запоминается карточка
На карточке есть готовая ассоциация. Если мы видим эту ассоциацию, то это естественная ассоциация (искусственная создается вами в голове). Эта ассоциация создана по всем правилам мнемотехники. Образы сделаны с фотографической четкостью, что обеспечивает качественное запоминание.
Кодирование и соединение образов выполнено за вас. Вы сразу приступаете к запоминанию ассоциации на карточке. Для этого нужно рассмотреть ассоциацию частями. Образы навешиваются на основу ассоциации (спутник) всегда в одинаковом порядке, слева направо или сверху вниз. Фиксируйте взгляд по 6 секунд на каждом образном коде: чай, лед, арбуз. Это все, что вам нужно сделать для запоминания!
Процесс мысленного повторения новых ассоциаций (для их закрепления в памяти) заменяется повторным просмотром карточек, их перебором! Это действие также не требует никаких усилий.
Как запоминать дополнительную информацию на мнемокарточке
На карточке "Разгром Непобедимой Армады" вы можете видеть дополнительные образы "аТТеСтат" (227) и "Железный ЧаН" (140). Для запоминания нужно зафиксировать взгляд на каждом образе на несколько секунд. Когда вы будете вспоминать ассоциацию, вы будете вспоминать и общий вид всей карточки, в том числе вспомните и эти дополнительные образы, кодирующие количество кораблей у англичан и испанцев. Другую дополнительную информацию достаточно просто прочитать. Она запомнится вашей непроизвольной памятью "просто так".
После запоминания карточка будет вспоминаться по вопросу. "Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?" Вы вспоминаете общий вид карточки, видите на ней спутник, а на спутнике образы, кодирующие дату. Вы также легко сможете вспомнить и дополнительную информацию, что на спутнике был установлен передатчик, мощностью в 1 Вт, который излучал сигналы, длительностью 0,4 секунд, попеременно на частотах 7,5 и 15 метров.
В сравнении видно, что при специальном запоминании (без карточек) человек должен самостоятельно кодировать информацию в образы, создавать из этих образов ассоциацию и только после этого рассматривать ассоциацию в воображении. Плюс к этому мнемонист должен запомнить последовательность всех новых дат, чтобы обеспечить себе возможность повторного просмотра ассоциаций для их закрепления в памяти пожизненно.
При запоминании мнемокарточки вы сразу переходите к рассматриванию ассоциации, то есть непосредственно к процессу запоминания. Кодирование и соединение образов выполнено за вас. Вам не нужно запоминать последовательность. Повторение новых ассоциаций вы заменяете многократным перебором карточек (повторное рассматривание).
Единственное, что нужно выучить из мнемотехники, чтобы пользоваться карточками - это правила кодирования информации в зрительные образы. Нужно знать, что точная дата всегда записывается на образе в определенном порядке: двузначное число, месяц, трехзначное число (год без единички). На карточках могут быть словесные подсказки образных кодов, так что вам даже не нужно учить систему образных кодов. Достаточно выучить буквенно-цифровой код, чтобы уверенно читать точные даты по картинкам, которые вы вспоминаете.
Чай - это Четыре
лед - это октябрь (первый лед)
аРБуЗ - это 957
Событие, как правило, кодируется приемом символизации или по созвучию. Гравелин - гравий. Вы также можете самостоятельно добавить в картинку (уже в своем воображении) дополнительные образы, для более точного кодирования названия. Например, на гравии можно мысленно нарисовать линию. ГРАВИй + ЛИНия.
Буквенно-цифровой код
1 - гж, 2 - дт, 3 - кх, 4 - чщ, 5 - пб, 6 - шл, 7 - сз, 8 - вф, 9 - рц, 0 - нм.
Вы вспоминаете верблюда и шахматы. Верблюд символизирует Арабское государство. ШаХМаты - выбираете первые три согласные буквы, они обозначают цифры 630.
В.Козаренко
(c) Mnemonikon,
2002-2011
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.