Пятница, 10.12.2010. Выпуск 129

Запоминание понятий

Особенность запоминания понятий заключается в том, что перед запоминанием понятия его (понятие) необходимо понять.

Примеры понятий:

- относительная атомная масса (химия);
- удельная теплота плавления (физика);
- логарифмы (математика);
- пояс Кьюпера (астрономия);
- рецептивное поле (нейрофизиология);
- память (психология).

В любой учебной дисциплине есть набор понятий. Смысл изучения предмета заключается, в первую очередь, в усвоении системы понятий.

Понятие - это слово или словосочетание, обозначающее неочевидные явления, связи, процессы. Понятия "добываются" учеными и даются в учебнике в готовом виде, в виде текста, объясняющего понятие. Для понимания объяснения понятия ученик должен понимать отдельные слова текста и отдельные предложения текста.

Возможности нашего восприятия ограничены, и огромное множество явлений в природе недоступно для непосредственного наблюдения. Именно такие скрытые от восприятия явления и есть суть понятий.

Понятие запоминается стандартными мнемоническими методами. Отличается лишь процесс кодирования понятия в зрительные образы. Прежде чем запомнить понятие (запоминание в мнемотехнике - это связывание в воображении пары образов), понятие нужно понять. Понять - значит создать в воображении образную модель, иллюстрирующую понятие, отражающую существенные связи между частями модели. Процесс понимания понятий - это не просто процесс преобразования слов текста в образы. Это сознательный процесс образного моделирования, с активным использованием визуального мышления.

Процесс понимания может быть непроизвольным, когда картинки выстраиваются в воображении под воздействием слов текста. Тогда мы говорим, что "учебник хороший", что автор хорошо объясняет.

Но иногда авторы не достаточно хорошо объясняют, не дают готовых образных моделей понятий. В этом случае процесс понимания будет носить произвольный, сознательный характер. Необходимо прилагать усилия, чтобы создать образную модель понятия в воображении.

Итак, понимание (как процесс) - это образное моделирование в воображении на основе словесного (текстового) объяснения. Если при запоминании характер связей между образами не имеет значения, то при понимании (образном моделировании) характер связей имеет большое значение. Связи между образами в образной модели должны максимально соответствовать связям в реальности, в природе. При образном моделировании (в процессе понимания) необходимо создавать в воображении исключительно адекватные (соответствующие действительности) связи.

Многие понятия мы не можем проверить лично по разным причинам. Поэтому создаваемые нами связи должны соответствовать описанию понятия в учебнике. Будем надеяться, что информация проверена, и учебнику можно доверять.

Пример запоминания понятия "Удельная теплота плавления"

Учебник физики для 8 класса, автор А.В.Перышкин, страница 34, параграф 15, Удельная теплота плавления

Особенность запоминания учебника физики заключается в том, что текст не нужно запоминать даже приблизительно. В тексте описывается история изучения явления, кто и когда этим занимался, даются иллюстрации на конкретных примерах, формулы, примеры решения задач. Наша задача - уместить три страницы текста в одну компактную образную модель.

Созданную в процессе понимания образную модель можно запоминать мнемоническими методами, как и любые другие образы. На части образной модели можно запоминать дополнительную информацию. Образную модель можно связать с другой информацией из этого же параграфа.

Из всего объяснения удельной теплоты плавления выделяем суть, главное в нескольких словах: пока твердое тело плавится, его температура не изменяется, несмотря на то, что энергия на подогрев продолжает расходоваться.

Создаем образную модель (образную иллюстрацию) для понятия "удельная теплота плавления".

Представляем отдельные части будущей модели: стакан, кубики льда, термометр, теплое помещение, холод на улице зимой. Создаем в воображении иллюстрацию опыта. Мысленно выносим стакан на улицу, на 20-ти градусный мороз. Набираем холодного льда, кладем в стакан лед и термометр. Смотрим на градусник. Градусник показывает температуру льда в стакане - минус 20 градусов.

Заносим стакан со льдом в теплое помещение. Лед начинает нагреваться. Мы видим (мысленно), что температура льда постепенно повышается до нуля градусов. Когда лед начал таять, обращаем внимание, что температура в стакане (со льдом и водой) перестала изменяться, и остается постоянной на отметке "0 градусов". И только после того, как лед полностью превратился в воду, вода начала нагреваться до температуры воздуха в помещении.

Из этого воображаемого опыта мы видим, что с началом плавления твердого тела энергия расходуется на разрушение кристаллической структуры тела, поглощается веществом. Поэтому в процессе плавления температура вещества остается постоянной.

Удельной теплотой плавления называется физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой в 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние.

Это то количество теплоты, пока градусник остается на отметке "ноль" (в примере с плавлением льда).

Результатом процесса понимания является созданная образная модель в воображении. В этой модели отражены реальные связи и эта модель "действующая", мы можем просмотреть её как кино.

Теперь мы можем запомнить созданную образную модель и другую точную информацию из параграфа. Для запоминания образной модели (объяснение понятия в развернутой образной форме) используем метод выделения отличительного признака (ключевого образа). Обозначаем целую образную модель образом, который о ней напомнит - образом - стакан со льдом и градусником.

Для запоминания этого параграфа берем один опорный (вспомогательный) образ. Это может быть любой произвольный образ. Выделяем в опорном образе пять частей. На первой части запоминаем номер страницы (34 - кочан), на второй части опорного образа запоминаем номер параграф (15 - губы). На третьей части запоминаем ключевой образ образной модели - стакан со льдом и градусником.

Номера страницы и параграфа - это техническая (вспомогательная) информация. В случае запоминания целого учебника удобно помнить, на какой странице искать нужную информацию.

Приемом мысленной прорисовки пишем (мысленно) на стакане букву "лямбда" (как русская "л" с хвостиком сверху) - обозначение удельной теплоты плавления. "Джоули делить на кг" - запоминать не придется, если вы читаете учебник физики с начала.

Другую составляющую формулы - "количество теплоты" Q - мысленно рисуем, например, на градуснике. Нужно ли специально запоминать формулу? Нет, вы уже запомнили.

Удельная теплота плавления (лямбда) = количество теплоты ( Q) / массу ( m).

Коэффициент "лямбда" (удельная теплота плавления) для разных веществ определен заранее опытным путем и дается в виде таблицы. Зная удельную теплоту плавления, мы можем по той же формуле вычислить, сколько энергии (количества теплоты) выделится при кристаллизации вещества.

У нас остались свободными две части опорного образа. Не оставаться же им пустыми? Можно запомнить таблицу удельной теплоты плавления некоторых веществ, которая дается в этом же параграфе. Используем сокращенное запоминание. Все коэффициенты содержат "умножить на 10 в пятой степени". Запомним это на четвертом опорном образе образным кодом 105 (гамбургер).

Запятые запоминать не будем. Двузначные числа запоминаем с помощью образных кодов двузначных чисел. Трехзначные - образные коды трехзначных чисел. (Тут пригодится иллюстрированный справочник образных кодов.)

Алюминий - 3,9 (умножить на 10 в пятой степени) (Дж/кг) - алюминиевый провод + якорь (39)
Лед - 3,4 (умножить на 10 в пятой степени) - кусок льда + кочан (34)
...
Серебро - 0,87 (умножить на 10 в пятой степени) - серебряная ложка + мавзолей (087)
Водород - 0,59 (умножить на 10 в пятой степени) - воздушный шар + наперсток (059)
Свинец - 0,25 (умножить на 10 в пятой степени) - грузило + мотоблок (025)
...

Где расставить запятые - запоминаем "просто так".

Последовательность созданных ассоциаций (строки таблицы) запоминаем приемом "Матрешка". Всю таблицу запоминаем на пятый опорный образ, по первому образу таблицы - "алюминий".

Первая часть опорного образа - стр. 34
Вторая часть опорного образа - параграф 15
Третья часть опорного образа - ключевой образ образной модели (на ней же формула и условные обозначения)
Четвертая часть опорного образа - 10 в степени 5
Пятая часть опорного образа - таблица удельной теплоты плавления некоторых веществ (14 веществ, 14 строк в таблице)

Как видно на этом примере, учебник физики запоминать гораздо проще, чем учебник истории или географии. Если учитывать, что в школе не требуют от учеников запоминания точных данных (типа таблицы с веществами и коэффициентами), то запоминание целого параграфа сводится к запоминанию одной образной модели (стакан со льдом).

 

Учебное пособие по мнемотехнике «Фотокарточки образных кодов»
(00-99, 000-999, месяц, неделя, алфавит), всего 1152 карточки. Архив RAR, 296 Мб.

В.Козаренко

 

(c) Mnemonikon, 2002-2010
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.