Среда, 27.10.2010. Выпуск 126

О дословном запоминании текстов
(По материалам форума)

«Значит, должен быть метод дословного запоминания предложения, повторюсь дословного! Метод образного группирования, как у Пугача не дает таких результатов. У Гибаряна описано то, что даже рассылка с мнемоникона считает низким уровнем».

---------------------

И такой метод есть: техника дословного запоминания фраз (предложений). С помощью дословного запоминания фраз очень удобно запоминать грамматические правила ин.языка, в виде эталонных фраз.

Можно использовать дословное запоминание фраз для запоминания цитат, или названий статей законов.

Что касается дословного запоминания текста (прозы), как стихотворения... Известно, что стихи каждый человек запоминает достаточно легко, и без применения специальной техники запоминания. (Проанализировав, как мы запоминаем стихи, легко вывести технику дословного запоминания фраз.)

Вероятно, можно аналогично запоминать и белый стих, и прозу. Может быть, дословное запоминание текста будет несколько сложнее, чем стихотворения.

Но...

1. Сколько же вам потребуется времени, чтобы запомнить дословно 3-4 страницы из учебника истории (чтобы пересказать у доски)?

2. Разве текст в учебнике дается для того, чтобы его запоминали дословно? Или автор хочет всего лишь довести до вашего сведения какую-то информацию, которая содержится в тексте? И именно эту информацию (без «воды») и нужно запоминать специально?

3. Если даже вы запомните прозу как стихотворение... Обратите внимание, что речевая память работает аналогично магнитофонной пленке. В том смысле, что воспроизведение стихотворения возможно только с начала до конца. Воспроизведение фрагментов или какой-то информации из "тела" стиха крайне затруднительно. Так какой смысл запоминать текст дословно, если вы сможете воспроизводить его только целиком, и не сможете воспроизвести отдельные части?

4. Можно запоминать прозу, разбив текст на отдельные предложения, техникой запоминания фраз. Тогда можно вспоминать дословно любое предложение текста в любом порядке. Но в каких случаях это имеет смысл? Лично я считаю, что такое запоминание имеет смысл только в случае запоминания учебного текста из учебника ин.языка, в уроке которого слишком много новых слов. Т.е., проще запомнить текст целиком, чем запоминать отдельные слова из него.

5. Даже если и возможно дословное запоминание прозы (а это возможно, хотя и очень трудоемкое занятие: запоминание целиком, как стих или запоминание отдельными предложениями), такое запоминание НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА. При изучении учебника от ученика требуется понимание материала и воспроизведение ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ из параграфа учебника.

6. Существующие в "Джордано" методы запоминания текстовой информации ориентированы на разумное запоминание текста. Фактически, запоминается конспект текста. И текст (материал параграфа) пересказывается своими словами по образному конспекту. Уровень точности запоминания такого конспекта может быть разный, и зависит от запоминаемого материала и от целей запоминания.

Где бы вы не обучались технике запоминания текстов, в конечном итоге вам предложат методы запоминания текстов:

- из Системы «Джордано» (чисто мнемонические методы, образный конспект, либо дословно по фразам);

- методику запоминания текстов М.Зиганова (ориентирована на естественное запоминание в процессе анализа текста, без мнемотехники);

- "мозговые карты" Т.Бьюзена (составление визуальной структуры текста, что-то типа организационных диаграмм в программе Office).

Всего три методики (три разных подхода) запоминания текстов, ничего другого в настоящее время лично я в литературе не обнаружил.

Разумеется, с мнемоническими методами ни один другой метод конкурировать не может. Если в тексте много чисел, названий, фамилий, запомнить все это можно только с помощью мнемотехники. Анализ текста и организационные диаграммы позволят запомнить лишь смысл, суть текста, без точной информации.

Возьмем для примера параграфы 35, 36, 37, 38 из учебника физики для 7-го класса: "Давление газа", "Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля", "Давление в жидкости и газе", "Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда".

Вряд ли учитель физики будет приветствовать дословный пересказ этих параграфов. Даже если вы это и запомните дословно, путем невероятных усилий, в дословном запоминании нет никакого смысла. Нужно запоминать не текст, а информацию, которая содержится в тексте: формулировки, иллюстрации, формулы и вывод формул, фамилии, даты жизни, даты открытий, примеры решения задач.

Нужно внимательно прочитать материал, разобраться в нем и составить конспект этих четырех параграфов. Можно взять маркер и в тексте выделить информацию, которую вам необходимо запомнить. Иллюстрации в тексте помогают запоминать. Это готовые картинки, которые можно запоминать последовательно и на части картинок запоминать разные точные данные.

Вся выделенная маркером информация кодируется в зрительные образы и запоминается мнемоническими методами в той последовательности, в какой она представлена в тексте.

Наиболее рациональный способ запоминания текстов (информации из учебников) - это образное конспектирование текста, запоминание конспекта текста. Это похоже на составление шпаргалок. Только в случае мнемонического запоминания, образные шпаргалки записываются непосредственно в память.

Последние обновления сайта Mnemonikon

Посмотрел и запомнил!

Стандартизация системы образных кодов позволяет создавать мнемонические иллюстрации труднозапоминаемой информации, понятные всем. Для запоминания ассоциации на картинке не нужно ничего делать в своем воображении, не нужно запоминать! Для естественного запоминания достаточно внимательно рассмотреть иллюстрацию. Даже школьники начальных классов без труда (и с удовольствием!) запоминают такие картинки.

Инсталяция в память человека набора знаний и чтобы не напрягаться при этом, просто сидеть и смотреть на экран. Давняя мечта человечества. Может быть такие вот картинки и станут основой этой технологии, основанной на свойстве нашей памяти легко и быстро запоминать связи между частями одного изображения?

Примеры запоминания точных данных с помощью образных кодов.

Ссылки

Новое учебное пособие по мнемотехнике «Фотокарточки образных кодов»
(00-99, 000-999, месяц, неделя, алфавит), всего 1152 карточки. Архив RAR, 296 Мб.

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2010
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.