Пятница, 21.08.2009. Выпуск 112
Навык "слепого" письма на клавиатуре - взгляд изнутриКак выглядит изнутри автоматический навык? Проанализируем навык слепого набора на клавиатуре компьютера, используя метод интроспекции, самонаблюдения за своим воображением.
При обучении машинописи ученик не запоминает специально расположение букв на клавиатуре. Даже таких заданий в методике обучения нет.
В процессе обучения идет формирование связи "буква - движение руки, пальца".
В движение руки входит всего два элемента:
- перемещение кисти в нужную сторону с основной позиции;
- выдвижение вниз нужного пальца.
Соответственно, для правой и левой рук.
Целые слова не запоминаются, слова вообще не считываются. Обучение и печать идет по буквам. Упражнения могут состоять из бессмысленных комбинаций букв.
В результате вырабатывается рефлекс: вижу букву - автоматическое движение руки и выдвижение нужного пальца.
В процессе письма (когда перепечатывается текст), глаза скользят по тексту, сканируют текст по буквам, а руки автоматические делают нужные движения. Смысл текста может не осознаваться. Машинистка, в процессе перепечатывания текста, может разговаривать по телефону!
Задача наборщика - плавно вести глаза по тексту, текст сканируется по буквам. В результате запускается рефлекторные реакции (буква - движение руки). Рабочая скорость 350-400 знаков в минуту. Максимальная скорость набора - примерно 720 знаков в минуту.
Как выглядит этот процесс изнутри, если посмотреть в свое воображение?
Оказывается, двигательные реакции не идут напрямую (буква - движение руки). Они имеют в качестве промежуточного звена образную память!
Во время обучения машинописи в памяти человека формируется образная схема клавиатуры. Это видно на следующем примере.
Если меня спросить, где на клавиатуре находятся буквы «З» и «М», мне нужно мысленно напечатать слово с этими буквами. Например, слово «зуммер».
Когда я произношу слово "зуммер", мои руки начинают совершать движения с очень маленькой амплитудой (идеомоторные движения). Одновременно с этим на воображаемой схеме клавиатуры (но на ней не видно не только буквы, но даже и самих клавиш), быстро возникают черные точки, указывающие местоположение каждой буквы слова "зуммер", в порядке их следования в слове.
Кажется, что сначала идут идеомоторные (невидимые) движения рук, затем в воображении автоматически показывается местоположение букв.
Но даже если просто говорить мне отдельные буквы (в, ж, й...), то у меня в воображении автоматически будет показываться местоположение букв на клавиатуре. Даже если я и не буду мысленно задействовать руки, не буду печатать слова с этими буквами.
Руки могут печатать текст и просто на столе, когда клавиатуры в реальности нет. Мозг подставляет воображаемую схему клавиатуры, и пальцы будут шлепать по поверхности стола точно так, как по реальным клавишам!
Итак, мы можем сделать предварительный вывод, что формирование автоматизированных двигательных навыков прочно связано с воображением, с образной памятью. При этом образная модель клавиатуры специально не запоминается. Она формируется в мозге постепенно, в процессе выполнения тренировочных упражнений.
Хотя нам и кажется, что сначала следует рефлекторное движение руки, а затем мы видим в воображении местоположение буквы на клавиатуре, на самом деле все может быть как раз наоборот. И реализация автоматического двигательного навыка идет по такой схеме.
Глаз видит букву, в воображении автоматически показывается положение этой буквы на клавиатуре, согласно этой воображаемой схеме рука реализует движение.
Все это происходит быстро, 360 знаков в минуту (или 6 знаков в секунду), и человеку трудно осознать этот процесс, увидеть, как все это работает.
Из сказанного выше может следовать ещё один важный вывод. Плохо развитое воображение, какие-то нарушения в зрительном анализаторе, могут стать причиной плохой двигательной памяти.
И наоборот. Развивая воображение, визуальное мышление, мы улучшаем свою двигательную память, так как формирование последней, судя по всему, осуществляется под прямым контролем воображения.
Для полноценного обучения навыку слепого письма на клавиатуре необходимо тренироваться набирать текст под диктовку, когда информация поступает в мозг через слуховой анализатор. В процессе выполнения таких упражнений мозг учится раскладывать речь на буквы. Слышим фразу: «Мы учимся печатать на клавиатуре» - мозг быстро преобразует эту фразу в набор букв: «м, ы, пробел, у, ч, и, м, с, я...» Можно использовать упражнения на печать последовательности произносимых случайных букв: в л у ш ы р в а л в д к л а...
На примере такого упражнения хорошо становится заметным, что на воспринятую букву (на слух) сначала реагирует воображение. Оно показывает местоположение нужной буквы на воображаемом пространственном аналоге клавиатуры. И только после этого следует нужное движение руки, согласно воображаемой схеме.
Если мы каким-либо образом нарушим работу воображения, это должно отразиться на качестве автоматизированного двигательного навыка. Снизится скорость набора и появится большое количество опечаток – попадание пальца на соседнюю букву, нарушение координации движений.
Механизм такого рода опечаток, как перепутывание зоны рук (вместо буквы "А", человек ударяет по букве "О" – такое же местоположение, только в зоне действия другой руки) пока не до конца понятен.
Орфографические ошибки при перепечатывании текста (визуально) не возникают, если идет автоматизированная печать по буквам. Если человек считывает слова и печатает их по памяти, могут быть орфографические ошибки, связанные уже не с навыком письма, с плохим знанием орфографии русского языка. Орфографические ошибки могут, соответственно, возникать и при печати под диктовку.
Рекомендации для тех, кто собирается обучаться машинописи
С первого же урока закройте клавиатуру навесом и сворачивайте окно программы, в котором видно набираемый вами текст. Смотреть можно только на карточку с упражнением, которая обычно лежит слева от клавиатуры. Смотреть на клавиатуру и на уже набранный текст (на экран) нельзя.
Текст на карточке не нужно считывать заранее. Глаза должны сканировать текст по буквам и не должны отрываться от текста до окончания набора.
Не запоминайте расположение букв на клавиатуре специально. Это не нужно. Ваши руки сами запомнят буквы на клавиатуре, в вашей памяти постепенно сформируется визуальная схема клавиатуры. В процессе обучения допускается класть схему клавиатуры рядом с карточкой с упражнением.
После изучения всей клавиатуры, записывайте текст на диктофон (с доступной вам скоростью) и печатайте под диктовку.
Смотреть на клавиши нельзя никогда. Проверять ошибки (на экране компьютера) следует только после окончания набора упражнения.
Используйте идеомоторную тренировку. Набирайте заученные ранее стихи на воображаемой клавиатуре. Пальцами рук при этом специально шевелить не нужно. Саму клавиатуру (и тем более буквы на ней) вы видеть не должны.
Набираемый мысленно текст будет восприниматься вами как черные точки в пространстве, примерно в том месте, где должны быть нужные буквы на клавиатуре. Если скорость мысленного набора будет низкой (побуквенной), ваше воображение будет успевать прорисовывать и буквы. Это будет выглядеть так, как будто вы в темной комнате освещаете узким лучом фонарика нужную часть клавиатуры.
В.Козаренко
Популярные темы: "Память в сновидениях".
Что такое "чужие сны"? Мы воспринимаем мир во сне глазами других людей (пассивная телепатия)? А у вас бывают "чужие сны"?
СКОРО!
К началу учебного года подготавливаются фотокарточки образных кодов (00-99 - сто штук, 000-999 - тысяча штук, другие образные коды: дни недели, названия месяцев, буквы алфавитов, игральные карты...). Карточки можно смотреть на экране. Двухсторонние карточки готовы к выводу на цветном струйном принтере, по 10 штук на листе А4. Смотреть тут: Карточки образных кодов
(c) Mnemonikon,
2002-2009
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.