Вторник, 26.05.2009. Выпуск 110

Какие они - мнемообразы?

Мнемотехника использует для запоминания в основном зрительные образы (зрительные представления, зрительные воспоминания). Потому что с помощью зрительных образов информацию можно, в буквальном смысле слова, записывать в мозг. Зрительные образы для мозга – это примерно то же самое, что нули и единицы для компьютера.

Способность хорошо видеть зрительные образы в воображении – основа для качественного мнемонического запоминания.

Что не нужно делать, пытаясь представить образ?

Не нужно закрывать глаза. Глаза всегда должны оставаться открытыми, и при запоминании и при припоминании образов.

Не нужно пытаться вызывать зрительные галлюцинации. Если вам удается видеть образ памяти так же четко, как и окружающие предметы, скорее всего это повод обратиться к психиатру.

Не нужно пытаться тренировать эйдетические образы. Это когда вы смотрите на фотографию, затем закрываете глаза и точно описываете фотографию во всех деталях. Для мнемотехники это не нужно.

Не нужно пытаться тренировать «фотопамять». Это когда вы смотрите на страницу текста пару секунд, затем закрываете глаза и читаете текст по памяти. Для демонстрации такого «чуда» вам потребуется черная маска на глаза, обязательно с дырочкой, через которую вы сможете читать текст после его «фотозапоминания».

А что же нужно тренировать? Какие образы используются в мнемотехнике? Как их правильно представлять?

Мнемотехника использует обычные зрительные воспоминания. Например, мне дают задание вспомнить и описать словами коридор квартиры. Я мысленно подхожу к двери, открываю первую дверь. Она железная, открывается наружу. За ней есть ещё одна дверь – деревянная, она открывается во внутрь. Захожу в квартиру, останавливаюсь, справа вижу полки, на самой верхней полке стоит автоматический освежитель воздуха. Прохожу дальше, направо. Справа – большой встроенный шкаф с огромным зеркалом. Можно его мысленно открыть, тогда в воображении появится с содержимое этого шкафа. Иду дальше по коридору, прохожу через небольшую арку. После неё ещё один встроенный шкаф, уже по двум стенам. Без зеркал. На потолке вспоминаю крючок для боксерской груши. Больше ничего интересного. Иду по коридору в другую сторону, прохожу мимо входной двери – она слева. Справа от меня дверь на кухню, слева – арка в гостиную, без двери. Дальше коридор сужается, слева двери в ванную и туалет, справа вход в комнату, спереди вход ещё в одну комнату...

Попробуйте вспомнить комнату своих знакомых, родственников. Мысленно прогуляйтесь по квартире. Через пару минут вы погрузитесь в свое воспоминание, оно вас как бы захватит. Запомните это состояние и эти образы памяти, которые вы видите в воображении. Это и есть мнемонические образы. Хотя образы кажутся нам преимущественно зрительными, на самом деле они полимодальные, несут в себе информацию по всем органам чувств. И если бы вы заснули в момент воспоминания, эти образы подменили бы вам реальность. Вы бы смогли ощущать их во сне, как реальные предметы.

Для мнемонического запоминания нужно уметь доставать нужные образы из своей памяти. Допустим, вы запоминаете пару слов: «разделочная доска» и «чайник». Чтобы запомнить связь между словами, вам нужно подобрать для них образы из своей памяти. Для этого вы мысленно вспоминаете свою кухню, видите на ней чайник, разделочную доску и много других вещей. Но вы как бы вырезаете нужные вам образы их этого воспоминания кухни, представляете отдельно разделочную доску, как будто вы держите её в руках перед собой (или она просто висит в воздухе перед вами). Представляете отдельно чайник, как будто чайник висит в воздухе перед вами.

Если подставлять образы под слова именно так, то образы получаются достаточно четкими для того, чтобы вы запомнили связь между ними с первого раза и на всю жизнь.

Теперь представьте, что перед вами в воздухе плавает разделочная доска и на ней стоит чайник. Зафиксируйте эту картинку несколько секунд, рассмотрите её в своем воображении.

Чтобы потренироваться проецировать зрительный образ в разные точки пространства, выполните следующее упражнение.

Вспомните свою кухню. Мысленно найдите на ней свою любимую чашку. «Заберите» образ чашки с кухни, представьте чашку отдельно. У чашки есть ручка, поэтому чашку можно вращать мысленно и по ориентации ручки отслеживать вращение. При выполнении упражнения на перемещение чашки в воображаемом пространстве, дополнительно вращайте чашку (ручка справа, ручка слева, ручка к вам, ручка от вас)

Мысленно поместите чашку на свое левое плечо, вращайте её на плече. Глаза открыты и смотрят в одну точку в пространстве перед собой. Мысленно поместите чашку на правое плечо, вращайте её. Мысленно поставьте чашку себе на голову, вращайте. Прилепите чашку на затылок. Прилепите чашку на лоб (поставьте её на нос). Поднесите чашку к губам. Отведите чашку от губ, на расстояние примерно одного метра. Стоп! Вот в этой точке пространства представляйте образы всегда.

Попробуйте запомнить цепочкой десять образов, представляя образы так, как было описано выше. Соединяйте образы парами. Всегда нужно видеть только два соединенных образа.

Чашка – пульт – доска – чайник – нож – губка – чайная ложка – пачка чая – луковица – вилка

Правильно представляйте образы, подставляйте под слова воспоминания конкретных предметов, соблюдайте правила соединения образов в паре, и любые мнемонические приемы запоминания будут получаться у вас с первого раза.

В.Козаренко

 

(c) Mnemonikon, 2002-2009
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.