Понедельник, 24.11.2008. Выпуск 103
Из переписки. Вопросы и ответы
Вопрос
Упражнения 1 и 3 урока выполнены мною в полном объеме, предложенная методика действительно дает удивительные результаты, сам от себя не ожидал таких способностей и возможностей. Но по ходу выполнения упражнений у меня возникло 3 вопроса или даже проблемы.
При выполнении упражнений и запоминая цифровые ряды, с воображением возникают серьезные трудности. Образные коды от 0 до 20 заучил, но картинки в голове не возникают, только туман и общий вид - ни цвета, ни объема, ни детализации. Цифровые ряды (10 - 20 цифр) из упражнений в итоге я все равно запоминаю точно, но припоминание в большей степени идет не по образным кодам, а по самим цифрам или вообще непонятно как. При припоминании я быстро и точно записываю уже запомненные цифры, причем хорошо помню их без вызова в воображении их образов. Это проблема с моим неразвитым воображением? Что с этим делать и надо ли бороться? Насчет трехмерного вращения, соединения, приближения я вообще не говорю, это для меня пока недосягаемо, ничего не вижу.
Ответ
При запоминании и припоминании нужно видеть именно зрительные образы, и уже по ним читать информацию (слова, числа, слоги и т.п.), т.е., декодировать образы.
Детализация образов может быть разной. Можно просто видеть образ достаточно хорошо, без специального выделения в нем частей. Например, вы можете представить два разных сотовых телефона, две разные чашки (красная чашка, прозрачная чашка). В сравнении хорошо видны различия.
Вы можете специально выделять части образа. Но специальное выделение частей нужно лишь в том случае, когда вы используете эти части для запоминания.
Когда вы соединяете пару образов, специально выделять части (тратить время на это) не нужно.
Каковы критерии четкости представления образов?
Представьте два разных автомобиля (красные Жигули ВАЗ 2106 и Nissan Note синего цвета), или два других автомобиля, которые вы помните. Если вы могли бы описать словами различия между двумя машинами, значит, вы видите образы достаточно четко, детально.
Для запоминания на части образа (образование ассоциации) нужно уметь выделять в образе пять частей. Вспомните свой чайник на кухне. Если вы можете выделить в чайнике пять разных частей (пять других образов), значит, вы вспоминаете чайник достаточно отчетливо.
Самая распространенная ошибка при запоминании - это представление сильно обобщенных образов, представление рисованных образов, или придумывание образов.
Любые образы, которые вы используете для запоминания - это должны быть ваши воспоминания о каких-то конкретных предметах. Например, если вы запоминаете связку "карандаш - сотовый телефон", вам нужно вспомнить конкретный карандаш(желтого цвета, с ластиком) и конкретный сотовый телефон, например Nokia E65. В этом случае образы будут представляться хорошо и запоминание (образование связи) будет качественным.
Особенно это относится к образным кодам, в том числе и к образным кодам чисел. Для каждого числа необходимо подобрать один конкретный образ из вашей памяти. В справочнике образных кодов даются слова. Образы у каждого человека будут разными для одного и того же числа (слова).
01 (еж) - образ желтого резинового ежика. Эта игрушка есть у меня дома, и я могу вспомнить её очень детально. 02 (яд) - у меня это образ "баллончик слезоточивого газа, обмотанный синей изоляцией".
Никакие другие ежики и яды не обозначают для меня числа 01 и 02.
Для чисел подберите конкретные образы из своей памяти. Ещё лучше будет, если у вас есть возможность посмотреть на предмет и подержать его в руках.
Первоначально образные коды чисел вспоминаются при помощи буквенно-цифрового года. Вы вспоминаете образ яда, мысленно называете образ словом "яд", по букве вспоминаете число 2. В процессе тренировки (особенно при выполнении операции "Прорисовка числа на фоне образа), буквенно-цифровой код становится не нужным. И когда вы будете видеть образ в воображении, вы сразу будете видеть на нем число. Я вспоминаю образ "баллончик слезоточивого газа" и на его фоне мое воображение рисует число 02 (двигательная память, движение глаз).
Вопрос
При заучивании образных кодов и выполнении упражнений с цифровыми рядами, возникающие туманные образы связываются не путем их взаимного соединения, проникновения и т.д., а путем сочинения рассказов, историй (например "жучок" заполз в "губы" и потекла "гуашь"), где образы просто следуют друг за другом. Делаю это интуитивно, мне так видимо на уровне подсознания легче, отучиться и делать по Вашей методике пока никак не получается. Вообще это допустимо в мнемотехнике и надо ли от этого уходить?
Ответ
Надо от этого уходить. В момент запоминания, в момент образования связи, в воображении должны быть только два соединяемых образа. Любые другие образы резко снижают качество основной связи.
Губы - жучок (15 + 14). Нужно представить образный код 15 (у меня это губная помада) и образный код 14 (у меня это жучок для подслушивания, черная коробочка с проводом). И соединить два образа в воображении, представив образы примерно одинакового размера: на губной помаде, открытой, висящей горизонтально, прилеплен жучок.
Затем образуется следующая связь 14 + 16.
Важно соблюдать последовательность образов в паре (первый образ пары, второй образ пары). В вашем примере губы являются первым образом пары, так как жучок находится в губах (последовательность 15 + 14).
Представляем 14 (жучок), представляем 16 (баночка гуаши, у меня открытая с красной краской). Просто соединяем эти два предмета, не ища в этом никакой логики! На жучке стоит баночка с краской.
После образования связи, нужно несколько секунд задержать в воображении связку, рассмотреть её внимательно, дать время мозгу зафиксировать эту связь.
Это аналогично тому, если бы вы просто рассматривали два предмета: в чашке лежит градусник. Механизм запоминания при естественном и искусственном запоминании одинаковый. При мнемоническом запоминании мы всего лишь создаем условия для запоминания, представляем образы так, как будто мы их видели раньше соединенными.
Пары образов представляйте в воображении перед собой, как будто вы держите два образа в руках, только без рук. Глаза при этом открыты, вы видите все как обычно. Только взгляд фокусируется на представляемых образах.
Можете потренировать воображение, держа в руках пару образов, соединяя их. Например, возьмите в руки сотовый телефон и карандаш. Положите карандаш на телефон (телефон + карандаш), уберите предметы, вспомните связку образов.
Чтобы проверить, можете ли вы вращать предметы в воображении, представьте букву Г. Поверните её мысленно на 90 градусов по часовой стрелке. Поверните ещё на 90 градусов, ещё и ещё. Вы должны четко видеть ориентацию буквы Г. Теперь наклоните букву от себя на 90 градусов, сделайте зеркальное отражение буквы (к себе). Потренируйтесь с другими предметами. Потренируйтесь вращать предметы в разных плоскостях. Берите простые предметы: чашка, карандаш, настольная лампа (ваши воспоминания реальных вещей).
Никакие рассказы сочинять не нужно. Вообще старайтесь не называть образы словами. Чтобы занять чем-то речевой анализатор, во время операций с образами (соединение, вращение) читайте мысленно ранее заученное стихотворение.
Вопрос
Проживаю в военном городке, где в силу специфики имеется ограниченное количество практически одинаковых домов, деревьев и столбов. Как и где в этой ситуации методом Цицерона мне набрать 60 опорных образов? Не получится ли каши в голове, если из 60 шт. объектов я выберу 20 домов 20 столбов и 20 деревьев?
Ответ
Получится. Все опорные образы должны быть разными. Методом Цицерона я рекомендую создать как минимум 100 опорных образов, которые вы будете использовать для выполнения тренировочных упражнений и для временного запоминания.
Метод Цицерона может быть разбит на два подметода. Первый - выделение предметов в хорошо знакомых помещениях. Определитесь с последовательностью десяти комнат в разных помещениях (квартира, на работе, столовая, кафе, квартиры друзей). В каждой комнате выделите по 10 предметов, равномерно по периметру помещения, по часовой стрелке.
Благодаря организации опорных образов по 10 штук, их легко просчитывать в воображении. Например, легко вспомнить каждый 1, 11, 21, 31 и т.д. образы. Для этого вам нужно считать информацию только с первых образов в каждом помещении.
Старайтесь подбирать такие образы, в которых в дальнейшем вы могли бы выделить пять других образов, пять частей. Например, в образе "дверь" можно выделить пять частей: номерок, глазок, ручка, замок, коврик у дверей.
Путем выделения частей 100 опорных образов легко превратить в 500 опорных образов.
Выделяя образы на улице, вам нужно вспомнить хорошо знакомый маршрут. Каждый пятый образ отмечайте, например, красным флажком сверху. Чтобы иметь возможность просчитывать опорные образы в воображении.
Образы повторяться не должны. Повторяться могут слова. Например, у меня на кухне стоит обычный телевизор, а в комнате - плоский телевизор. Несмотря на одинаковое слово, образы - разные. И можно использовать два телевизора в качестве разных опорных образов.
При составлении опорных образов методом Цицерона желательно делать это по памяти, желательно вспоминать предметы. Но вы можете (если нет четких воспоминаний), пройтись по комнатам, по улице и специально записать, надиктовать на диктофон и даже сфотографировать объекты.
Для закрепления последовательности опорных образов, их нужно вспомнить несколько раз в течение нескольких дней. И использовать их для запоминания. Например, на сто опорных образов каждый день запоминать по 100 чисел. В этом случае опорные образы очень хорошо закрепляются, и вы будете помнить их последовательность всю жизнь.
Критерий качества закрепления опорных образов в памяти
Например, я вспоминаю свой коридор в квартире, в которой жил когда-то давно. Я могу просмотреть 10 опорных образов примерно за 2 секунды. Раз - просмотрел 5 образов, два - просмотрел ещё пять образов.
Вспоминая опорные образы, их не нужно вырывать из привычного фона. Вы как бы наезжаете на них своей внутренней камерой, приближаетесь к ним, тем самым, увеличивая нужный образ и убирая другие предметы фона из воображения.
При представлении запоминаемых образов (слова, числа) их нужно представлять отдельно от фона, только нужный образ.
В.Козаренко
(c) Mnemonikon,
2002-2008
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.