Пятница, 12.09.2008. Выпуск 101

Методика проверки навыка запоминания

В психологической литературе методы исследования памяти рассчитаны на нормальную память, на людей, не обученных технике запоминания. Все тесты на память проверяют память в норме, фоновые возможности памяти.

Вот некоторые известные методы тестирования памяти:

- метод удержания членов ряда (Г.Эббингауз);
- метод заучивания (Г.Эббингауз);
- метод уравнивания при заучивании (Вудвортс);
- метод удачных ответов или парных ассоциаций (Мюллер и Пильцекер);
- метод антиципации (Г.Эббингауз);
- метод пиктограмм (Выготский);
- метод двойной стимуляции (Леонтьев и Выготский).

Традиция исследования памяти, заложенная Г.Эббингаузом, оказалась на удивление живучей. Вслед за Эббингаузом психологи продолжают тестировать память, предъявляя испытуемым трудно запоминаемые или вообще незапоминаемые элементы, каковыми являются бессмысленные слоги, числа, пиктограммы, бессмысленные слова и т.п. При этом ограничивается время запоминания, чтобы человек не успел воспользоваться своей памятью.

Между тем известно, что память человека не реагирует на подобного рода информацию (поэтому человек и не может её запоминать). В связи с этим возникает вопрос – а что же тогда проверяют классические методы исследования памяти? Способность человека повторить только что прослушанный короткий ряд цифр не является признаком памяти. Такое повторение осуществляется за счет инертности зрительного или слухового анализатора, работу которого с большой натяжкой можно назвать памятью.

Чтобы проверить непосредственно память, нужно обучить человека запоминанию тех элементов, которые предъявляются в тесте, и дать достаточно времени для запоминания, чтобы человек смог воспользоваться своей памятью. В этом случае результаты тестирования памяти будут другими.

Мнемотехника нуждается в своих собственных инструментах проверки памяти, так как классические методы тестирования памяти зашкаливают при тестировании памяти мнемонистов, показывают максимальные результаты. А сверхнормальные способности запоминания трактуются современной психологией как заболевание (гипермнезия – болезненное улучшение памяти)!

:)

Методика тестирования памяти, разработанная Козаренко В.А., позволяет проверить способность запоминания человека по сравнению с нормой (с человеком, не обученным технике запоминания), а также позволяет сравнивать навык запоминания разных людей с высокой точностью.

В процессе запоминания задействованы разные психические процессы. И сравнить память разных людей - не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд.

Допустим, мы даем задание на запоминание последовательности двадцати простых слов (стол, топор, авторучка, глобус и т.п.). Результат запоминания будет зависеть от внимания - как быстро человек включается в задание, от степени сосредоточения на запоминании; от присутствия (или отсутствия) отвлечения внимания в процессе запоминания.

Результат запоминания будет зависеть от работы воображения, от четкости и яркости представляемых зрительных образов.

Результат запоминания будет зависеть от количества ошибок при припоминании и от общего времени запоминания.

Предлагаемая методика тестирования не ставит задачу определить причину некачественного запоминания (плохое воображение, плохое внимание, плохая память, медленное мышление). Методика тестирования памяти обобщает несколько характеристик процесса запоминания в один коэффициент – коэффициент Увеличения Способности Запоминания (коэф.УСЗ), по сравнению с нормой, что позволяет сравнивать результаты запоминания разных людей.

Формул расчета (коэф.УСЗ) учитывает (усредняет):

- объем запоминаемых элементов;
- общее время запоминания;
- количество ошибок при припоминании.

Методика проверки навыка запоминания
(Козаренко В.А., 1995 г.)

С = (П + (к – Т/6)) : 5, где

С – коэффициент увеличения способности запоминания (по сравнению с нормой);
П – количество правильных ответов;
к – количество запоминаемых элементов (чисел, слов, образов);
Т – общее время, затраченное на запоминание (в секундах);
6 – коэффициент, отражающий норматив времени запоминания (6 секунд на один элемент);
5 – коэффициент, отражающий способность запоминания человека в норме (в среднем 5 элементов из предложенного для запоминания ряда).

Методика проверки памяти реализована в виде компьютерной программы «Memory Tester», 2006, http://mnemotexnika.narod.ru/uch_razd.htm (внизу страницы).

Проверить память можно и без программы, с помощью карточек и секундомера. Однако в этом случае формула может дать отрицательный коэффициент, который говорит о превышении нормативных показателей (слишком много ошибок, слишком низкая скорость запоминания). При тестировании на программе программа будет прерывать тестирование, если превышены допустимые нормы для запоминания.

Нормативные показатели

«Норма» - коэффициент увеличения способности запоминания равен 1. Это средний результат запоминания людей, не обученных технике запоминания (фоновые возможности памяти).

«Объем запоминания» - общее количество запоминаемых за один раз элементов (слов, образов, чисел).

«Надежность запоминания» - количество ошибок при припоминании. Чем меньше ошибок, тем выше надежность запоминания.

«Скорость запоминания» - среднее время запоминания одного элемента.

«Норматив скорости запоминания» - устанавливается равным 6-ти секундам на запоминание одного элемента. Увеличение скорости запоминания (4 секунды) будет увеличивать конечную оценку. Более медленное запоминание (8 секунд) будет уменьшать коэффициент увеличения способности запоминания.

«Зависимость оценки от коэффициента». Диапазон от 0 до 60 (увеличение способности запоминания в 10, 20... 60 раз по сравнению с нормой) разбит на равные части, каждой из которой соответствует оценка от 2 до «Мастер запоминания».

«Зависимость оценки от общего количества запоминаемых элементов» - смотрите в таблице.

«Зависимость оценки от допущенных ошибок». Допускаемые ошибки при припоминании (в пределах 10 процентов) будут уменьшать коэффициент.

«Ограничение времени запоминания». При превышении норматива средней скорости запоминания более чем на 6 секунд, программа прерывает тестирование (или формула выдает отрицательный коэффициент при тестировании вручную).

«Ограничение по ошибкам». Если при припоминании чисел допущено более 10 процентов ошибок, программа прерывает тестирование (тест не пройден) или формула выдает отрицательный коэффициент.

Связь (коэф.УСЗ) и количества запоминаемых элементов

Коэффициент --- Минимальное кол-во запоминаемых элементов

0 – 3,6 --- 0 элементов
3,7 – 11,3 --- 18 элементов
11,4 – 18,8 --- 57 элементов
18,9 – 28,4 --- 95 элементов
28,5 – 37,8 ---143 элемента
37,9 – 47,4 ---190 элементов
47,5 – 56, 9 ---238 элементов
57 и более --- 285 и более элементов

Порядок тестирования

При проверке навыка запоминания нужно убедиться, что предъявляемые в тесте элементы могут быть легко преобразованы человеком в зрительные образы. Если человек хорошо знает образные коды двузначных чисел, память можно тестировать на числах. В общем случае для теста нужно использовать набор простых слов, которые каждый человек может быстро и однозначно представить в виде зрительного образа (кошка, кирпич, ложка, тарелка, фонарик, дерево, карандаш и т.п.) Это необходимо для того, чтобы максимально сократить время кодирования воспринимаемых элементов, так как непосредственно процесс запоминания начинается уже после кодирования. Чтобы исключить процесс кодирования совсем, в качестве элементов можно использовать фотографии предметов.

Необходимо определить общее количество элементов, которые испытуемый готов запомнить, т.е., объем запоминания.

Элементы предъявляются строго по одному и только один раз. Время запоминания каждого элемента определяет сам испытуемый. Экспериментатор (программа) фиксирует общее время запоминания. Испытуемый должен знать о нормативе времени запоминания и стараться его придерживаться.

После запоминания испытуемый должен решить несколько (пять) простых арифметических примеров (гомогенная интерференция) для нейтрализации остаточных явлений в зрительном и слуховом анализаторах (для нейтрализации эффекта «кратковременной памяти»).

Вспоминать элементы нужно строго в том порядке, в котором они запоминались. Если элемент не вспоминается, на его место должен быть поставлен «пропуск». Сдвиг ряда при припоминании, даже на один элемент, приведет к ошибочному припоминанию всех остальных элементов. Т.е., каждый припоминаемый элемент должен соответствовать своему порядковому номер в ряду (порядковые номера запоминать не нужно).

Полученные данные подставляются в формулу для вычисления результата запоминания (программа выдает результат автоматически).

Данные:

- общее количество запоминаемы элементов (объем информации) – (к);
- общее время запоминания – (Т);
- количество правильных ответов – (П).

Пример вычисления коэффициента

Человек запоминает 100 фотографий предметов (сто чисел, сто слов, сто слогов) – (к).
Общее время запоминания составило 9 минут 20 секунд (560 секунд) – (Т).
Количество ошибок и пропусков – 5. Значит, количество правильных ответов (П) – 95.

Подставляем эти данные в формулу: С = (П + (к – Т/6)) : 5

С = (95 + (100 – 560/6)) : 5 = 20,33

Коэффициент увеличения способности запоминания равен 20,33. Это в 20 раз больше показателя нормы. Без специальной техники запоминания любой другой человек запомнил бы в этом тесте всего 5 элементов.

Элементы в данном тесте запоминаются с однократного восприятия, как и в других психологических тестах на проверку памяти (например, в тесте Джекобса). Разница лишь в том, что испытуемый самостоятельно определяет время запоминания каждого элемента.

Тестирование людей, обученных технике запоминания, и сознательно использующих механизм памяти, дает неожиданные (для психологии памяти) результаты.

Средняя скорость запоминания одного элемента может варьировать от 6 до 3 секунд (и даже меньше).

Количество запоминаемых элементов ограничивается временем сохранения информации в памяти. Время сохранения связи (между опорным образом и запоминаемым образом) составляет в среднем 40 минут (при условии, что связь создана один раз и не повторяется – запоминание с однократного восприятия каждого элемента). Если запоминать дольше, то первые запомненные элементы начнут стираться.

Учитывая время сохранения однократно созданных связей в памяти (40 минут), можно примерно вычислить максимальный объем запоминаемых (в одном тесте) элементов. Если скорость запоминания составляет 6 секунд на элемент, то человек, в принципе, сможет запомнить за 40 минут 400 элементов. Если скорость больше – 3 секунды – количество запоминаемых элементов может составить 800. Если в качестве элементов даются двузначные числа, то количество эффективно запоминаемых чисел (с гарантией припоминания) составляет примерно 1600 цифр (две цифры запоминаются как один зрительный образ). Запоминание – только путем последовательного однократного восприятия каждого элемента ряда, без возможности повторения.

Конечно, это почти предельные результаты запоминания, которые способен продемонстрировать человек с очень хорошим навыком запоминания.

После прохождения двухмесячного курса обучения мнемотехнике хорошим результатом можно считать коэффициент в пределах 19 – 28, увеличение способности запоминания в 20 – 30 раз, по сравнению с нормой. Это примерно равно запоминанию 100 элементов информации.

Т.е., практически каждый человек, после непродолжительного обучения способен запомнить под диктовку примерно 100 двузначных чисел (200 цифр) или сто простых слов за 10 минут. И воспроизвести их последовательно в прямом и в обратном порядке.

Такой навык запоминания можно назвать «рабочим навыком запоминания», позволяющим эффективно запоминать разнообразную бытовую и учебную информацию.

--------------------------------------------------------------------------

Для людей не обученных технике запоминания см.:

Методика проверки памяти в зрительном анализаторе (Козаренко В.А., 2006)

http://mnemotexnika.narod.ru/arch/0092.htm или тут http://www.yugzone.ru/fotomem.htm

Проверяется тот же вид памяти, который используется при мнемоническом запоминании. Вы можете оценить свои способности к мнемотехнике и проанализировать, что является причиной вашей плохой памяти.

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2008
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.