Пятница, 20.10.2006. Выпуск 96

Прием свободных ассоциаций

Прием свободных ассоциаций относится к группе приемов, основанных на естественных связях, которые создаются в мозге непроизвольно, без специального запоминания, в течение жизни человека.

Мы никогда не воспринимаем предметы изолированно. Какие-то предметы всегда находятся рядом друг с другом. Есть вещи, которые «жить не могут друг без друга». Они всегда попадаются нам на глаза в паре, соединенные друг с другом естественным образом. И эти связи, воспринимаемые нами регулярно в течение жизни, прочно закрепляются в мозге.

Нам не нужно создавать эти связи. Они уже есть в голове. Нам остается научиться использовать эти естественные связки образов для запоминания.

Вот несколько примеров предметов, которые всегда соседствуют друг с другом, составляют такой естественный предметный симбиоз.

Чашка – чайная ложка. Молоток – гвоздь. Тетрадка – авторучка. Карандаш – ластик. Кусок хлеба – кусок колбаски. Плафон – лампочка. Лампочка – электрический патрон. Паяльник – припой. Сотовый телефон – чехол. Наручные часы – рука. Носки – нога. Перчатка – рука. Глаза – очки. Шея – шарф. Ухо – серьга. Голова – наушники. Собака – ошейник. Стиральная машина – стиральный порошок. Палец – кольцо. Микросхема – печатная плата. Компьютер – диск. Гитара – медиатор. Барабан – барабанные палочки. Еж – гриб. Яд – таракан.

Часто путают «Прием свободных ассоциаций» с «Методом Цицерона» и с «Приемом выделения частей образа».

Метод Цицерона – мы вспоминаем предметы в помещении или на знакомом маршруте и используем последовательность этих объектов для запоминания (дверь в подъезде, лестница, почтовые ящики, электрический щиток...)

Выделение частей образа – это использование для запоминания разных частей одного цельного образа (гвоздь: острие, стержень, шляпка).

Прием свободных ассоциаций – это пары разных предметов, которые обычно соседствуют друг с другом, имеют естественную связь, например, «ухо-серьга». Такие связи не нужно придумывать, но нужно научиться доставать из своей головы.

Как доставать? Выберите любой произвольный образ. Пусть это будет «электрический провод». Представьте электрический провод в воображении так, как будто вы держите его в руке перед своими глазами, только без руки. Провод как бы висит перед вами, в пятидесяти сантиметрах от носа. Глаза открыты. И вы продолжаете видеть все окружающие предметы как обычно. Но ваш взгляд фокусируется именно на воображаемом образе. Со стороны будет казаться, что вы смотрите в пустоту перед собой.

Представьте в воображении электрический провод и рассматривайте его. Внимательно следите за первой реакцией вашего мозга. Каким другим зрительным образом отреагирует ваш мозг? Образ провода, который вы удерживаете в воображении – эти стимул для мозга. Точно такой же стимул, как и реально воспринимаемый предмет.

У каждого человека в голове разные связи. Когда я представляю электрический провод, мой мозг реагирует образом «изоляция», причем обязательно синего цвета. Почему? Потому что у меня есть привычка всегда изолировать электрические провода изоляцией синего цвета.

Если образ «электрический провод» представит девушка, возможно, она вспомнит образ «дерево», если когда-то приматывала деревце к палке с помощью куска провода на своем дачном участке.

При использовании приема свободных ассоциаций, на один и тот же образ (на одинаковый стимул) разные люди получат разные образы (разная реакция), в соответствии с содержанием их собственной памяти.

Прием свободных ассоциаций используется для расширения других приемов запоминания, для получения дополнительных опорных образов или дополнительных основ ассоциаций. Как правило, один – три дополнительных образа, не более.

Пример применения приема свободных ассоциаций

Прием свободных ассоциаций можно использовать для получения дополнительных образов от образных кодов чисел.

В качестве упражнения запомните несколько поговорок на английском языке. Процесс запоминания похож на мысленное образное конспектирование. Если в пословицах вы встретите новые слова, вы можете запомнить их более подробно, с помощью техники запоминания иностранных слов.

1. Charity begins at home. - Look after your family and friends first. Милосердие начинается дома. – Нужно заботиться о своей семье и о своих друзьях в первую очередь.

2. Blood is thicker than water. - Family relationships are the most important. Кровь гуще , чем вода . – Семейные отношения наиболее важные .

3. Home is where the heart is. - Wherever your loved-ones are, that's where your home is. Дом там , где сердце . – Ваш дом там , где вас любят.

4. Birds of a feather flock together. - People of the same character often stay together. Птицы одного пера собираются вместе. – Люди одного характера часто живут вместе.

5. Two's company, three's a crowd. - Two people can be happy together. A third can get in the way . Двое – друзья, трое – толпа. – Два человека могут быть счастливы вместе. Третий – лишний, мешается.

6. One good turn deserves another. - If someone does you a favour, you should do them a favour in return. Одна услуга заслуживает другую. – Если кто-то оказал вам услугу, вы должны оказать ответную услугу.

Для запоминания шести пословиц нужно шесть опорных образов. Получим нужные опорные образы, используя:

- образные коды двузначных чисел;
- прием свободных ассоциаций;
- прием выделения частей образа.

От образа «еж» (01) получаем дополнительный образ «гриб» (прием свободных ассоциаций). Выделяем в образе «гриб» три части: шляпка, ножка, мох (три опорных образа).

От образа «яд» (02) получаем дополнительный образ «таракан» (прием свободных ассоциаций). Выделяем в образе «таракан» три части: усики, спинка, лапка (ещё три опорных образа).

Каждую пословицу обозначьте зрительным образом, который напомнит вам смысл пословицы.

1 – щенок с перевязанной лапкой (милосердие)
2 – пробирка с кровью (кровное родство)
3 – сердце (можно в виде надувного шарика с нарисованным окошком (дом))
4 – три одинаковые птички (с одинаковыми перьями)
5 – парочка (юноша и девушка)
6 – автомобильное колесо (услуга, кто-то помог поменять колесо)

Кодирование в образы – процесс индивидуальный. Образы, которые здесь даются, следует рассматривать только как примеры. Для качественного запоминания вам нужно подбирать образы самостоятельно, в соответствии с содержанием вашей собственной памяти.

Создайте следующие связи (связи обозначены знаком «+»). Связи «еж-гриб» и «яд-таракан» - не создаются, это естественные связи, которые уже были в мозге.

1 – еж – гриб – шляпка + щенок
1 – еж – гриб – ножка + пробирка
1 – еж – гриб – мох + сердце
2 – яд – таракан – усики + три птички
2 – яд – таракан – спинка + парочка
2 – яд – таракан – лапка + колесо

Для запоминания самих пословиц, представьте зрительный образ, которым вы обозначили пословицу, и на его фоне, удерживая образ в воображении, несколько раз мысленно проговорите пословицу (и её разъяснение) на английском языке.

Например, удерживаете в воображении образ «щенок с перевязанной лапой» и мысленно проговариваете: Charity begins at home . It means that you must look after your family and friends first.

Если слово «charity » новое для вас (чарити), вы можете запомнить его произношение с помощью вспомогательных образов на том же образе «щенок», на разных его частях: ЧАйник, РИс, ТИна.

Для закрепления фраз в памяти требуется примерно четыре дня регулярных повторений по памяти. В любое свободное время вспоминайте пословицы с помощью опорных образов и мысленно повторяйте их, проговаривайте, обязательно удерживая перед внутренним взором обозначающий пословицу зрительный образ.

Используя в качестве опорных образов образные коды двузначных чисел (01-99) и прием свободных ассоциаций, вы можете быстро получить 300 опорных образов и собрать в голове коллекцию из 300 пословиц и поговорок, которые вы сможете воспроизводить выборочно (вставить в речь при случае) или в порядке из запоминания, и даже по номерам.

Использованы поговорки из учебника InsideOut, Student's Book, by Sue Kay & Vaughan Jones, Macmillan.

Козаренко В.А.

(c) Mnemonikon, 2002-2006
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.