Пятница, 03.02.2006. Выпуск 89

Учим английский. Аудиокниги

При изучении английского языка на курсах в первый год обучения, программа обучения направлена в основном на изучение грамматики и на формирование умения "читать и переводить со словарем". И если вы владеете мнемотехникой и умеете запоминать учебные тексты дословно, то вам, вероятно, покажутся скучными упражнения на перевод текстов с английского на русский и обратно. Вы можете пересказать текст наизусть, а преподаватель на уроке разбирает текст по предложениям, и группа занимается его переводом на русский язык. Скучно...

Всего десять текстов (по одной книжной странице) на 5 месяцев обучения... Маловато будет... Хочется уже читать что-то более интересное и объемное, чем тексты из основного учебника. Хочется тренировать слух, учиться понимать живую английскую речь. Это будет, разумеется, на старших курсах. Но чтобы попасть на старшие курсы, нужно ещё сдать экзамены... Поэтому дополнительные упражнения не помешают. Тем более, что на старших курсах, преподаватели не будут разговаривать с вами на русском языке, принципиально.

Хорошими пособиями для самостоятельных занятий являются аудиокниги. Аудиокнига - это комплект из книги и дисков, на которых книга озвучена. В магазинах вы можете встретить адаптированные и не адаптированные аудиокниги. На начальном этапе обучения лучше покупать адаптированные тексты. Что значит адаптированные? Это значит, что оригинальный текст литературного произведения пересказан в упрощенном виде, с использованием ограниченного количества слов.

Сейчас в магазинах появилась новая серия аудиокниг издательства "Macmillan". Записи текстов сделаны в Лондоне. Издательство предлагает 6 уровней сложности текстов. От "Starter" - 300 слов, до "Upper" - 2200 слов.

Кроме пересказа литературных произведений с разным уровнем сложности, учебные пособия содержат большое количество иллюстраций, которые помогают конкретизировать образы и лица персонажей.

В независимости от уровня сложности текстов, в текстах используется вся грамматика английского языка. Поэтому приступать к упражнениям с аудиокнигой следует после изучения основ грамматики английского языка.

В книжках издательства "Macmillan" нет привычного англо-русского словаря, но есть толковые словарики, в которых объясняется значение некоторых слов на английском же языке. Новые слова придется самостоятельно искать в словаре.

Остается загадкой, по какому критерию авторы отечественных учебников отбирают "словарный минимум", но уже в книгах второго уровня сложности (600 слов) вы можете найти до 200 незнакомых слов! (Это после года изучения английского языка на курсах!).

Вот и хорошо! Прорабатывая аудиокниги, вы выучите самые ходовые английские слова. Проверьте себя, знаете ли вы слова, которые знает каждый английский ребенок: приключение, гроб, лопата, тачка, веревка, хватать, ударить, взбираться, забор, обманывать, вести себя плохо, воровать, наказывать, воздушный змей, слушаться (см. внизу).

Работу с аудиокнигой следует начать с устранения непонимания некоторых слов и фраз. Удобно пользоваться электронным словарем Lingvo. Он самый подробный, слова в нем ищутся быстро, и вы не будете чихать от книжной пыли. Если не полениться, отсканировать и распознать текст, то искать перевод незнакомых слов будет совсем просто, достаточно навести курсор на нужное слово.

Рекомендуемый порядок действий.

1. Читайте книгу (по тексту), ищите перевод незнакомых слов в словаре, выписывайте все незнакомые слова с транскрипцией и переводом. Можно написать транскрипцию новых слов прямо в книге.

2. Прослушивайте запись, отслеживая её по тексту книги. Лучше прорабатывать книгу по главам. Прослушайте запись главы (с одновременным просмотром текста) два-три раза.

3. Многие слова запоминаются непроизвольно, при многократном прослушивании и чтении текста. Очень быстро вы определите, какие слова нужно запомнить специально. Запомните эти слова. Сначала запоминайте значение (смысл) слов, и затем, при необходимости, запоминайте произношение слов (техника запоминания иностранных слов).

4. После прослушивания записи, вы сможете читать текст правильно. Следите, чтобы при чтении текста не было внутреннего перевода на русский язык. Вместо этого живо представляйте в воображении сюжет рассказа.

5. Повторяйте текст вслух за диктором. Сначала подсматривая в текст, затем повторяйте за диктором без текста. Добейтесь свободного синхронного повторения.

Теперь вы готовы к восприятию текста на слух.

6. В любое свободное время слушайте запись текста. Можно заниматься этим специально, но лучше слушать текст одновременно с какими-то привычными действиями. Например, когда вы убираете квартиру, кушаете, или ремонтируете кран на кухне. Текст нужно воспринимать без напряжения, отвлеченно, не нужно на нем сосредотачиваться, не нужно переводить мысленно.

Время звучания книги - от часа до нескольких часов, в зависимости от уровня сложности. В течение дня вы можете прослушать книгу два-три раза. От наушников уши быстро устают, поэтому дома лучше включать запись на обычном проигрывателе дисков.

Слушайте одну и ту же запись в течение недели, пока...

...пока в один прекрасный момент вы не поймаете себя на мысли, что текст воспринимается совершенно свободно, вы перестаете замечать, что он читается на английском языке. Ваш мозг привычно рисует в воображении зрительные картины, вы захвачены сюжетом рассказа. Вы слушаете текст и просто понимаете его, как будто он читается на родном языке. Включается воссоздающее воображение, обеспечивающее непосредственное понимание речи. Что и требуется.

После проработки нескольких книг одного уровня, можно приступать к работе с книгой более сложного уровня.

Положительные побочные эффекты от таких упражнений: вы начинаете понимать английскую речь в фильмах, у вас формируется правильное произношение, вы усваиваете слова, словосочетания и фразы, которыми наиболее часто пользуются носители языка. Художественные тексты гораздо интереснее, чем скучные искусственные тексты в учебниках - поддерживается интерес к изучению языка. А объем прочитанного и прослушанного вами материала будет в сотню раз превышать объем, который заготовили для вас методисты курсов (10 страниц озвученного текста на 5 месяцев обучения). Вы подготовите себя к переходу на старший курс, сможете легко воспринимать речь преподавателя (на английском языке).

Приключение - adventure, гроб - coffin, лопата - shovel, тачка - barrow, веревка - rope, хватать - grab, ударить - hit, взбираться - climb, забор - fence, обманывать - play trick, вести себя плохо - behave badly, воровать - steal, наказывать - punish, воздушный змей - kite, слушаться - obey.

В.Козаренко

--------------------------------------------

Самый популярный форум по теме "Тренировка памяти" в Рунете. Приглашаем: http://www.mnemotexnika.ru/forum/

Новая, протестированная версия "Мастер запоминания", называется теперь "Memory Tester", страничка программы http://www.yugzone.ru/memorytester.htm . Для любителей запоминать числа. Тренировка в любом заданном диапазоне. Оценка навыка запоминания по специальному алгоритму.


(c) Mnemonikon, 2002-2006
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.