Среда, 06.04.2005. Выпуск 80

ИЗ ПЕРЕПИСКИ (1)

Посетители сайта Mnemonikon часто спрашивают в своих письмах о том, что такое "консультации по электронной почте". Это ответы на разные вопросы, связанные с обучением технике запоминания. Это прямое общение ученика с учителем.

Вопрос

Мне очень интересно, как человек определяет высоту ноты? Речь идет не только о людях, изучивших сольфеджио и способных на слух определять ноты. Ведь человек способен различать на слух сотни голосов. Тренированное ухо различает виды птиц по пению.
Как это происходит? В мозге есть клетки настроенные на определенные частоты, и они включаются по резонансу?

Ответ

Музыкальная память, как это не парадоксально, наименее изучена в психологии. Несмотря на то, что музыка сопровождает человека всю жизнь. Невозможно даже представить нашу жизнь без музыки.

О представлениях

Следует различать представления (мысленные образы) и - трудно даже термин подобрать - образы, подобные галлюцинациям, или образы, подобные сновидению. Представления отличаются тем, что они создаются сознательно, с использованием входных анализаторных систем.

Сравните. Мы можем нарисовать образ в воображении. При этом глаза делают те же движения, как при рассматривании реального образа. Представление создается при участии глаз, образы рисуются в воображении как карандашом на бумаге.

Но в сознании могут вспыхивать яркие образы, как во сне. Тогда человек воспринимает их как реальные образы, может перепутать с реальными. Аналогично и в слуховом анализаторе.

Мы можем сознательно создавать мелодию в своем воображении. При этом видно, что в создании мелодии участвуют голосовые связки, они сокращаются с очень небольшой амплитудой. Но сама мелодия (как и представляемые зрительные образы) получается "не настоящая", голосовые связки не могут воспроизвести несколько инструментов оркестра.

Но бывает и так, что в голове в буквальном смысле звучит музыка, аналогично тому, как мы слышим музыку через наушники. У меня такое бывает очень часто, особенно перед засыпанием. Слышно сразу несколько инструментов, целый оркестр, каждый инструмент отдельно!

Представления (зрительные, слуховые, речевые, музыкальные) бывают двух типов. Первый, когда они создаются сознательно - в этом случае представления очень приблизительные, как бы общие контуры образа, музыки, звука. Во втором случае представления идут из мозга, они могут быть управляемыми или нет, и являются точной копией ранее воспринятых образов, слов, звуков, музыки. Обычно такие представления, воспроизводящиеся очень точно, называют галлюцинациями.

В галлюцинациях нет ничего плохого. Это естественный режим работы здорового мозга, когда организм чистый, не отравлен бытовыми ядами. Бывают и болезненные галлюцинации. В этом случае больной начинает путать воспоминания с реальностью.

Бывают и особые галлюцинации, когда мозг воспроизводит информацию, которой - совершенно очевидно - в нем никогда не было и быть не должно. В этом случае остается предположить, что мозг воспринимает случайные "наводки" от другого мозга, который по каким-то причинам в данный момент времени находится в очень активном состоянии. Чаще всего воспринимаются переживания опасных ситуаций, предсмертные состояния.

Если придерживаться теории памяти в мнемотехнике, которая утверждает, что память и сознание - это электромагнитное поле, то из этого следует, что мозги разных людей могут взаимодействовать между собой посредством этого самого поля. Тема телепатии далеко не новая в парапсихологии.

Спонтанной телепатией обладают многие люди, которые ведут здоровый образ жизни. Я не раз видел это своими глазами. Например, одна моя знакомая, в том момент, когда мы сидели и пили чай, вдруг изменилась в лице, резко встала и побежала на улицу. Сказав только, что с её сыном что-то случилось. И действительно случилось. Как раз в тот момент, когда она добежала до своего подъезда, сына подвезли к дому на машине. В школе девочка ударила его пальцем в глаз. Свозили ребенка в больницу, закапали в глаз капельки, всё обошлось.

Спонтанная телепатия часто проявляется в том момент, когда два человека сидят рядом, не разговаривают, задумавшись о чем-то. И вдруг один говорит: "Твоей подружке нужно меньше кушать. На ней уже джинсы не застегиваются". Второй отвечает: "Ты мои мысли читаешь! Я как раз об этом думал сейчас!"

Возвратимся к музыке. Механизмы памяти в разных анализаторах должны быть одинаковыми. Но мы воспринимаем ощущения (воспоминания) разных анализаторов по-разному. Внутреннее ощущение музыки аналогично внутреннему ощущению образов. И тут вот что самое главное. Чтобы научиться хорошо воспринимать зрительные образы памяти, чтобы научиться управлять ими, создавать новые комбинации образов, нужно тренироваться, нужно обучаться мнемонике. Чтобы научиться воспринимать музыкальные образы памяти, нужно обучаться музыке, нужно тренироваться слышать музыку, нужно учиться оперировать в воображении (в сознании) музыкальными образами. И огромное количество людей, которые обучались музыки, у которых развито музыкальное воображение, умеют это делать.

Существует своя "мнемотехника в музыке" - система упражнений, развивающая умение мыслить музыкальными звуками. Занятия музыкой развивают способность запоминать музыку произвольно и непроизвольно. Так же как и занятия мнемоникой развивают способность произвольного и непроизвольного запоминания всего того, на что смотрят глаза или внутренний взор.

Речь идет о формировании навыка. Нельзя просто так, сразу, взять, да и включить навык запоминания. Для этого нужно обучаться и обучаться длительное время. Мнемонист, запоминающий с однократного восприятия несколько десятков телефонных номеров, такой же "феномен", как и музыкант, записывающий услышанную музыку нотами. Правильнее было бы говорить не о феноменах, а о людях с образованием (умеющих что-то делать) и о людях без образования (не умеющих это делать).

Понять и объяснить внутреннюю работу музыкальной памяти способен только человек, который умеет оперировать музыкальными звуками в воображении. Также как и работу обычной памяти (образной) может объяснить только человек, который умеет управлять образами в воображении.

Применять образную мнемотехнику к музыке, на мой взгляд, бессмысленно. Ведь мелодия, аккорд, гармоническая последовательность, ритмический рисунок запоминаются как один целостный музыкальный образ, и обученный музыке человек способен разложить целостный музыкальный образ на части, способен проанализировать его.

Мелодии запоминаются непроизвольно, аналогично тому, как мы запоминаем обстановку комнаты. Дальнейшее совершенствование навыка запоминания музыки основано на естественной музыкальной памяти. Как мнемонист учится создавать в воображении новые комбинации зрительных образов, так и музыкант (композитор) постепенно учится комбинировать музыкальные звуки в воображении, мысленно создавая новые мелодии.

"Без труда не вытащить и рыбку из пруда". Это в полной мере относится и к развитию мнемонического запоминания, и к развитию музыкальной памяти, и к развитию двигательной памяти (обучение танцам, машинописи, борьбе) и к другим видам обучения.

Если вы хотите научиться запоминать музыку, научиться создавать в воображении новые мелодии и аранжировки, вам нужно научиться играть на рояле, пройти курс обучения сольфеджио, изучить теоретические основы гармонии, полифонии.

Если вы хотите научиться запоминать содержание учебников, то вам нужно изучать мнемонику. Потому в норме голова человека не умеет запоминать в нужном объеме числа, термины, понятия, формулировки и другую учебную информацию (точную информацию).

Вопрос

Встает проблема, как научиться петь нужную ноту? В музыкальной школе, наверное, просто долго "долбят", заставляют петь с нужной высотой название нот? Проигрывают ноту, просят сказать, спеть?

Как же помочь естественной памяти? Сделать так, что бы в голове звучали ноты с помощью мнемотехники?

Ответ

Конкретно по музыкальной мнемотехнике. Музыканты создали свою мнемотехнику, разные приемы, облегчающие запоминание звукового материала. Конечно, к музыке может применяться и обычная мнемоника, когда речь идет о запоминании точной информации: тетрахорды, тональности, лады и т.п. Но методы запоминания самих звуков - они особенные, и не используют зрительные образы. Методы эти используют аналогичные мнемотехнике приемы, только все "события" разворачиваются исключительно в слуховом анализаторе.

Наиболее известен прием привязки к хорошо знакомой информации. Этим приемом дети в музыкальной школе запоминают интервалы, по двум первым нотам хорошо знакомой мелодии.

Кварта (До-Фа). Чтобы научиться петь (воспроизводить) этот интервал ребенок призывает на помощь уже "сидящий" в голове гимн России. Первые две ноты гимна как раз и есть ноты "До" и "Фа". Чтобы пропеть интервал "кварта", вам нужно мысленно (или вслух) пропеть начало гимна.

Чтобы спеть интервал "секста" (До - Ля), вам нужно пропеть первые две ноты хорошо знакомой песенки "В лесу родилась ёлочка".

В сольфеджио интервалы, арпеджио, аккорды запоминаются с помощью попевок. Это специально придуманные мелодии, содержащие разные ступени изучаемого лада. Эти мелодии заучиваются наизусть (путем многократного повторения), и служат в дальнейшем "инструментом" (мнемоническим), с помощью которого музыкант анализирует воспринимаемую музыку или воспроизводит её.

В музыке много закономерностей. Эти закономерности изучаются и используются музыкантами. Получается, что процесс формирования хорошей музыкальной памяти невозможен без специального обучения музыки.

Вопрос

Я не учился сольфеджио. Мне очень интересно можно ли образовать рефлекторную связь между звучанием ноты и произвольным образом (СИдр, МИг, СОЛЬ)? Я начал экспериментировать на себе. Предполагаю, что после тренировки, при предъявлении звука соответствующей высоты будет возникать образ. Как вы думаете? Ведь связь образ - звучание образуется.

Ответ

Когда в мнемотехнике говорится о формировании связи "образ - звучание", то имеется в виду образование связи между зрительным анализатором и речевым анализатором. Мозг устроен так, что такие связи (между образом и словом) образуются хорошо. "Предусмотрена" ли в мозге возможность образования связей между зрительными образами и музыкальными звуками (это уже не речь, это другие звуки). Трудно сказать. Говорят, что композитор Скрябин имел в голове такие связи. Правда музыка вызывала у него не образы, а определенные цвета. Такое явление называется синестезией. Это скорее исключение из нормы. У большинства людей музыка вызывает реакции тела, внутренних органов. Субъективно мы воспринимаем это как эмоции. Скорее всего, музыкальная анализаторная система генетически связана с эмоциональной системой мозга (анализатор, воспринимающий сигналы от органов тела).

Вопрос

Вы, наверное, заметили по моим письмам, что у меня хромает грамотность. Говорят, что бы стать грамотным, надо много читать. Но мне кажется, что я читаю достаточно. И не Д. Донцову. Так вот. Как запоминать написание русских слов?

Ответ

Насчет грамотности. Чтобы научиться писать без ошибок, нужно не столько читать, сколько писать. Современные программы являются хорошими учителями русского языка. Они исправляют ошибки, и вы постепенно обучаетесь писать грамотно.

Можно выписывать на отдельный листок слова, в которых вы допускаете ошибки. Повесьте этот листок перед своим письменным столом, например на магнитной доске. Это самый простой вариант, для ленивых.

Можно пойти дальше и специально запомнить выписанные слова с помощью мнемотехники. Грубый пример. Как запомнить написание слова "корова"? Допустим, вы несколько раз сделали ошибку в этом слове, написали "карова". Во-первых, интуитивно выводится негласное правило: в большинстве случаев сомнительную гласную нужно писать не так как она произносится, а наоборот. Говорится "карова", пишется "корова", говорится "телифон", пишется "телефон", говорится "стина", пишется "стена". Но так не всегда.

С помощью образной мнемоники написание слов запоминается очень просто. Это даже специально не рассматривается в учебном курсе! Нужно представить образ-значение слова. Корова - это образ коровы, разумеется, а не свиньи. Это основа ассоциации. Правильную букву нужно запомнить как элемент ассоциации. Например, на рога корове можно набросить обруч (образный аналог буквы "о").

Чтобы запомнить две буквы "РР" в слове "терраса", нужно представить террасу и разместить на ней образ, похожий на две буквы "РР". Например, р-р-рычая собака.

Чтобы запомнить букву "о" в слове "морковка", нужно представить морковку и вставить в неё колечко. Главное не забывать, что в любой ассоциации должна быть основа (в данном случае - значение слова), и элемент (правильная буква). В примере с морковкой - это колечко. Элемент всегда связывается с одной частью основы ассоциации. При соединении двух образов, оба образа представляются крупно (часть морковки и колечко).

Чтобы запомнить написание слова "винегрет", нужно представить тарелку с винегретом, обозначить мысленно две части на ней. С первой частью связать образ ВИнт, со второй частью образ НЕГР. Снова получилась ассоциация, с основой и элементами.

Техника запоминания в Системе "Джордано" универсальная. Разные виды информации всегда запоминаются однотипно, по одинаковым правилам. Это очень удобно, не нужно каждый раз думать о способе запоминания, достаточно хорошо запомнить набор универсальных приемов.

Техника запоминания настолько простая, что нет необходимости создавать мнемонические примеры на все трудные слова русского языка. Освоив технику, человек получает возможность применять её свободно, может самостоятельно запоминать любую информацию.

Есть ещё один способ научиться писать без ошибок. Можно купить учебник русского языка и запомнить правила русского языка, хотя бы те, которые вызывают трудности лично у вас. Например, написание приставок "при-" и "пре-". Часто правила совсем простые, достаточно их просто прочитать (ознакомиться), даже и запоминать не нужно специально.

Вопрос

Как мне организовать в памяти "досье" не великих людей, к примеру, на художников?

Ответ

Самый простой способ - а нам нужно всегда стараться использовать самые простые способы - это отформатировать свою память соответствующим образом. Нужно создать систему опорных образов.

Например, метод Цицерона будет корневым каталогом. На частях этого образа вы можете зафиксировать фамилию и имя художника.

Далее, берете любые произвольные образы и создаете из них последовательность опорных образов. Из двух произвольных образов мы можем получить 10 опорных образов, из пяти - 25. Теперь осталось только запомнить данные о художнике последовательно, на подготовленные опорные образы. Запоминать нужно "досье" на каждого художника всегда одинаково, по установленному порядку. Например:

Ф.И.О. - отличительный признак (лицо) - страна и город рождения - годы жизни - город смерти - наиболее известные картины.

К опорному образу может привязываться не только другой образ или ассоциация, но и последовательность образов или ассоциаций. Последовательности не следует делать слишком длинными. Примерно по 5-10 образов в одной цепочке ассоциаций.

И самое важное - это не забывать, что информация - это ассоциация. Сначала создаются ассоциации, и лишь потом запоминается последовательность ассоциаций. Запоминать следует чисто, не нарушая правил запоминания. Иначе в голове образуется каша из образов, образы начнут путаться, стирать друг друга.

Например, если мы запоминаем информацию о картине, то это делается примерно так. Сначала из картины выделяется отличительный признак. Этот образ будет напоминать, о какой картине идет речь. Этот же образ будет основой ассоциации. Элементами ассоциации будут образы, кодирующие название картины, дату её написания, где находится, в каком музее. И только после создания ассоциации (связь нескольких элементов, относящихся к одному объекту), ассоциация запоминается на опорный образ.

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2005
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.