Среда, 6.10.2004. Выпуск 71

НЕ ТОЛЬКО СЛОВА И ЧИСЛА...

В последнее время мне приходят письма примерно такого содержания. Вот, мол, в рассылках вы приводите примеры запоминания телефонных номеров, бессмысленных слогов, цепочек слов... Создается впечатление, что мнемотехника нужна лишь для запоминания либо бессмысленной, либо очень простой информации типа телефонных номеров. А как же запоминать сложную информацию? Можно ли применять мнемотехнику для запоминания языков программирования?

Такие письма радуют. Уже хотя бы тем, что для многих запоминание телефонных номеров, бессмысленных слогов, длинной последовательности слов и цифр уже не представляет сложности.

Я уже писал, что в рассылке "Всё о памяти и способах запоминания" я не хочу анализировать сложные техники запоминания из-за опасения отпугнуть подписчиков слишком скучным содержанием рассылки.

Анализ техники запоминания какой-то конкретной учебной дисциплины может быть непонятным для человека, который не знаком с терминологией Системы запоминания. И запоминание сложной информации подразумевает достаточно свободное владение всем техническим арсеналом мнемотехники, подразумевает наличие хорошего навыка запоминания. Если этого нет, то описание техники запоминания будет восприниматься как китайская грамота.

И, тем не менее, чтобы у вас не складывалось ложного представления о возможностях мнемотехники, в этом выпуске рассылки я покажу на простом примере, как можно использовать мнемотехнику для запоминания конкретной учебной дисциплины, для запоминания элементов языка программирования Turbo Pascal.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что умение запоминать отдельные слоги, слова, числа, отдельные названия - это основа основ. Практически не бывает учебной информации, в которой бы не встречались новые для вас слова, термины, названия, числовые данные. Любая информация состоит из таких элементов. И если вы не отработали технику запоминания отдельных фамилий, исторических дат, терминов, названий и пр., как вы будете запоминать тексты по географии или истории, в которых содержится большое количество подобных элементов?

Основной смысл изучения большинства учебных дисциплин заключается в запоминании новой терминологии, новых названий, фамилий и дат, разнообразных числовых сведений. Например, при изучении медицинской литературы необходимо запоминать специальные термины, названий лекарств. При изучении географии нужно уметь запоминать названия стран, штатов, городов, рек, уметь связывать с названиями числовые данные. Запоминание законодательств подразумевает хорошее владение образными кодами чисел, без знания которых запоминание статей законов будет затруднительным. При изучении языка программирования приходится запоминать много английских слов, их сокращений, смысл той или иной команды, опять же числовые данные.

Сделать мнемоническое переложение каждого учебника - задача нереальная. Поэтому в обучение мнемотехнике заложено формирование навыка самостоятельного конструирования техники запоминания любой информации.

Проблема ещё заключается в том, что запоминаемая новая информация должна связываться с содержанием ВАШЕЙ памяти. Применяемые мною способы кодирования могут быть непонятны для вас. Кодирование информации в образы и ассоциации каждый должен осуществлять самостоятельно. Это является обязательным условием качественного долговременного запоминания.

Мнемотехника изучается на большом количестве примеров. В результате учащийся уясняет для себя, что разные виды информации запоминаются по одной схеме, примерно одинаково. Как я уже говорил ранее, обучение мнемотехнике построено на системе запретов. Главное запомнить, как нельзя запоминать информацию, какие действия в воображении запрещены. Усвоив систему запретов, учащийся может импровизировать, может свободно конструировать технику запоминания.

Возьмем в качестве примера несколько первых глав учебника "Турбо Паскаль 7.0", автор Фаронов В.В.

Есть хорошая русская поговорка "Не так страшен черт, как его малюют". Мне нравится ещё и: "Не боги горшки обжигают".

Всегда нужно четко представлять фоновые возможности памяти. Следует понимать, что мозг человека не умеет запоминать знаковую информацию. Поэтому важно определить ту информацию, которую ваш мозг не может запомнить автоматически и запомнить её специально, применяя для этого мнемотехнику.

Перед запоминанием хорошо было бы познакомиться с учебником, внимательно прочитать несколько первых глав. Прочитать с целью определения "фронта работы". Какой-то материал понимается сразу, что-то требует более внимательного чтения. Вы увидите, что многие команды не требуют специального запоминания с применением мнемонических техник. Даже если у вас была тройка по английскому языку в школе, вам не нужно будет специально запоминать такие команды как: Program, begin, end, const, var (variables), Write, WriteLn, ReadLn. Некоторые команды могут быть знакомы вам по калькулятору: MOD (получение остатка от целочисленного деления), div (деление целочисленное).

Разные графические символы (зрительные образы) легко воспринимаются мозгом и не требуют специального запоминания: равно, не равно, меньше, больше, меньше или равно, больше или равно.

Логические операции вполне логичны и нет надобности запоминать их специально: not, and, or, xor (исключающее "или"). Условные операторы IF ... THEN ... ELSE (если ..., тогда ..., в противном случае ...) понятны.

Почему описанные элементы не требуют специального запоминания? Потому что они резонируют с содержанием вашего мозга. В вашем мозге УЖЕ ЕСТЬ СВЯЗИ с этими элементами. А если связи есть, зачем тогда образовывать их ещё раз? Ведь запоминание - это образование связей? Не так ли?

При ознакомительном чтении ваша задача выявить новые элементы, которые требуют специального запоминания. Иногда кажется, что новый элемент очень легко запомнить, особенно когда он находится на странице учебника перед вашим носом.

Но вот проходит двадцать минут, и в тексте программы вы встречаете слово INTEGER. Вы помните, что эту команду вы уже где-то встречали, вы даже помните, что подумали, что её легко запомнить. Но не можете вспомнить, что обозначает это слово. При восприятии этого слова мозг не реагирует, ничего не всплывает в воображении.

Не правда ли, знакомая ситуация? Она очень похожа на ситуацию, когда человек ищет 10 раз одно и то же иностранное слово в словаре.

Возникновение такой ситуации - это сигнал: слово нужно запомнить специально, с применением мнемонических техник. Берите маркер и выделяйте это слово.

При запоминании учебника необходимо учитывать и ваши личные потребности в программировании. Вполне может быть, что вам и не нужно запоминать учебник очень подробно, если ваши практические задачи ограничиваются написанием простеньких программ, типа тренажеров для запоминания. Какую-то часть информации пока можно пропустить.

Итак, в процессе ознакомительного чтения пяти-шести глав учебника, вы определяете фронт работы. Почему пяти-шести глав? Потому что учебник большой, и за один раз запомнить его трудно. Логично растянуть изучение учебника на несколько дней. Тем более что запоминаемую информацию нужно закреплять в памяти.

В процессе просмотра книги вы определяете:

- материал, который не требует специального запоминания (хорошо знакомая информация), вполне достаточно с ним ознакомиться;

- материал, который вы можете безболезненно пропустить (любому автору хочется поумничать на первых страницах, ему кажется, что всё так просто и понятно... конечно, если заниматься одним и тем же 20 лет...);

- материал, требующий специального запоминания; он отмечается маркером, чтобы не перечитывать учебник ещё раз.

На последнем пункте вас ждет приятная неожиданность. Оказывается, что запоминать-то особенно и нечего. И как только вы запомните эти крохи действительно новой для вас информации, сразу исчезает феномен непонимания. Текст программ начинает легко пониматься, и вы можете БЕЗ УЧЕБНИКА придумать и набрать на клавиатуре собственные простенькие программы.

Давайте в качестве упражнения запомним табличку "Целые типы".

Название
Длина, байт
Диапазон значений
Byte
1
0 ... 255
ShortInt
1
- 128 ... + 127
Word
2
0 ... 65535
Integer
2
- 32768 ... + 32767
LongInt
4
- 2 147 483 648 ... + 2 147 483 647

Вот мы и встретились со словами и числами... Соединяясь между собой, слова и числа имеют обыкновение образовывать то, что обычно называют словом "информация". Если мы не умеем запоминать отдельные слова и числа, то мы не сможем запоминать объединения слов и чисел.

Зачем помнить числовые значения? Затем, чтобы в программе не появилась ошибка, которую в дальнейшем трудно будет найти. Если ваша программа должна оперировать числами до ста тысяч, а вы переменным присвоили значение Integer, возникнет ошибка. Программирование тесно связано с математикой. А математика не терпит неточностей. И способность точно запоминать числовые данные может очень пригодиться при запоминании языка программирования.

С одной стороны, можно постоянно пользоваться справочниками. С другой стороны, можно и не пользоваться. И если вы потрудитесь запомнить хотя бы эту простенькую табличку, то вы сможете лично ПРОЧУВСТВОВАТЬ, что значит "помнить информацию".

Я надеюсь, что читатели уже достаточно хорошо знакомы с основными принципами запоминания в Системе "Джордано", поэтому я не буду комментировать технику запоминания подробно.

Запоминаем.

Первое. Опорные образы. Опорные образы создаются по ходу запоминания информации и собираются в четырехуровневую систему опорных образов.

Берем произвольный образ, который напоминает "Целые типы". Пусть это будет образ "Яблоко" (третий уровень в системе опорных образов). В данном случае опорный образ одновременно является и обозначением названия таблицы.

Таблица состоит из пяти строк. Каждая строка таблицы - отдельная информация, элементы которой необходимо соединить. Следовательно, нам нужно 5 конечных опорных образов для фиксации последовательности пяти строчек таблицы.

Выделяем их. Яблоко: палочка, листик, кожура, мякоть, семя. При выделении частей образ можно вращать и даже разрезать.

С конечными опорными образами соединим образы, которые напомнят нам имена команд (первая колонка таблицы). Для этого закодируем английские слова в зрительные образы. На этом этапе очень желательно самостоятельное кодирование, так как мои примеры могут быть непонятными.

Создаем пять связей.

Палочка + сигареты "BT" (Byte)
Листик + шорты (ShortInt)
Кожура + гвоздодер (Word), по созвучию - вор
Мякоть + винт (Integer)
Семя + длинная змея (LongInt)

Длину в байтах можно не запоминать, её легко определить по диапазону значений. Не нужно запоминать знаки "минус" и "плюс".

Создаем ассоциации, в которых связываем название и диапазон значений. Для создания ассоциации выделяем в основе ассоциации необходимое количество частей и соединяем с выделенными частями образные коды чисел.

Например, в образе "пачка сигарет BT" выделим две части для фиксации двух образных кодов "0" и "255". С первой частью (крышка) свяжем образный код нуля, со второй частью "низ коробки" свяжем образный код числа 255. В одной ассоциации соединяются элементы одной строки таблицы. В мнемотехнике "ассоциация" равняется "информация".

Создаем ассоциации (образные коды из справочника образных кодов).

Byte (сигареты BT) + номерок (0), + Толстый БоБ (255)
ShortInt (шорты) + Желтый ДиВан (128), + Гнутый ДиСк (127)
Word (гвоздодер) + номерок (0), + ЛуПа (65), + Пятнистый КуБ (535)
Integer (винт) + КиТ (32), + СЛиВа (768), + КиТ (32), + СЛёЗы (767)
LongInt (змея) + яД (2), + Железные ЧаСы (147), + Черный ВыКлючатель (483), + ЛеЧебная Вода (648)

Таблица "Целые типы" оказывается зафиксированной на образе "яблоко". В дальнейшем образы, аналогичные образу "яблоко", соединяются, и начало каждой такой цепочки фиксируется на части опорного образа первого уровня, выделенного методом Цицерона.

Блок опорных образов обычно содержит 25 образов, аналогичных образу "яблоко". Следовательно, в одном блоке опорных образов может быть зафиксировано примерно 25 табличек, аналогичных рассмотренной.

Написание новых слов закрепляется приемом мысленной прорисовки на фоне соответствующего образа. Представляете образ "Пачка сигарет" и на его фоне мысленно пишите слово BYTE, как мелом на доске.

Правила соединения образов в воображении должны неукоснительно соблюдаться. В противном случае в голове образуется каша из образов и вспомнить что-нибудь будет трудно.

В начале этого выпуска рассылки я предупреждал, что анализ техники запоминания может показаться сложным и непонятным. Но в реальности, при наличии навыка запоминания, такая табличка записывается в голову очень быстро. И какой бы сложной не казалась техника запоминания для новичков в мнемотехнике, ничего сложного, на самом деле, в этой технике нет.

Информация, зафиксированная таким образом, будет сохранена в мозге пожизненно и может быть воспроизведена абсолютно точно. Со стороны будет казаться, что вы видите табличку в воображении. Данные таблицы могут воспроизводиться даже в обратном порядке.

Многие психологи оспаривают утверждение о том, что наша память работают по принципу "Стимул - реакция". Но я просматриваю текст программы в конце учебника, и мозг сразу как бы высвечивает знакомую информацию. Знакомые команды выделяются из текста (узнаются), и по зафиксированным в мозге связям следует реакция воображения: в сознании появляются числовые значения соответствующего диапазона. Взгляд падает на слово Integer (стимул) - воображение отвечает картинкой, по которой легко читается диапазон значений "- 32768 ... +32767" (реакция). Мозг автоматически подставляет СМЫСЛ этой команды.

Перебор последовательности информации в воображении НЕ ТРЕБУЕТСЯ! Наша память работает КАК ВСПЛЫВАЮЩИЕ ПОДСКАЗКИ в программах. Навели курсор на иконку дискеты - всплыла подсказа "Сохранить". Навели взгляд на слово "Byte" - в воображении всплывает информация "0...255". Увидели слово "Word" воображение предоставляет вам на выбор разные варианты: "текстовой редактор Word", "диапазон значений 0...65535", "слово". Выбирайте любой!

Точно так же работает наша память и в норме, при естественном запоминании. Вот я случайно посмотрел на бумажную рыбку с железкой на носу, воображение мгновенно отреагировало воспоминаниями 37-ми летней давности. Вспомнился интерьер детского садика - там была точно такая же игрушка. Рыбки лежали внутри коробки, и дети вытаскивали их с помощью магнитика, привязанного на ниточке-удочке. Посмотрел на лингафонный аппарат, мгновенно вспомнил магазин, в котором его покупал. Если задержать это мимолетное воспоминание, то можно вспомнить много подробностей.

Если связи между воспринимаемыми образами создаются мозгом автоматически, то чтобы создать связи между элементами учебной информации, нужно применять методы мнемотехники. Как долго сохраняются такие связи в мозге? Пример с рыбкой говорит о пожизненном сохранении.

Конечно, изучение языка программирования не сводится к запоминанию одной таблички. Чтобы выучить язык, нужны систематические занятия в течение нескольких недель. Информация накапливается в голове постепенно. Как при строительстве дома, по кирпичику. Тут главное - регулярность. Камень за камнем, связь за связью. И через месяц "дом" будет готов.

А как же понимание? Но реакция мозга на стимул по созданной связи - это и есть понимание.

В этом выпуске рассылки я всего лишь хотел показать, что запоминание любой информации сводится к умению запоминать отдельные слоги, числа и слова. И что мнемотехника позволяет запоминать самые разнообразные сведения. Особенно подходят для мнемонического запоминания учебные дисциплины, содержащие много точных данных.

А цепочки слов и цифр - это всего лишь упражнения на начальном этапе обучения.

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.