Понедельник, 27.09.2004. Выпуск 69

ПСИХОЛОГИ О ПАМЯТИ

Т.П.Зинченко
Память в экспериментальной и когнитивной психологии

СПб.: Питер, 2002. - 320 с. - (Серия "Мастера психологии")
ISBN 5-318-00495-4

Татьяна Петровна Зинченко (дочь психолога П.И.Зинченко) - доктор психологических наук, профессор факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, действительный член Нью-Йоркской академии наук, член Европейской ассоциации когнитивной психологии.

Примерно раз в месяц я делаю рейды по московским книжным магазинам с целью найти что-нибудь новенькое по теме "память и её развитие". В этот раз мне повезло. Собственно по теме "Тренировка памяти" ничего нового не появилось - в основном меняется оформление обложек ранее изданных книг. Зато я купил несколько книг по когнитивной психологии (психология познавательных процессов). Одна из этих книг - книга Татьяны Петровны Зинченко "Память в экспериментальной и когнитивной психологии".

Книга написана строгим научным языком, содержит большое количество специальной терминологии, предназначена для специалистов-психологов. О чем, собственно, и написано в аннотации к книге.

Половину книги я прочитал уже в метро, пока ехал домой. (Общение с преподавателями скорочтения принесли ощутимую пользу!) Вторую половину книги прочитал перед сном. Книга не очень толстая - всего 320 страниц.

И вы знаете, после прочтения книги Т.П.Зинченко на душе стало тепло.

Т.П.Зинченко дает краткий, но достаточно полный обзор работ авторов, так или иначе соприкасавшихся с темой памяти. Описывается история развития проблемы памяти в психологии, виды памяти, современные представления о механизмах памяти, различные модели памяти в отечественной и зарубежной психологии. В этой части книга может быть использована как справочник по психологии памяти. Всё собрано в одном месте, не нужно идти в библиотеку и перечитывать сотню книг. Очень удобно для студентов-психологов при подготовке к зачетам по теме "память".

Известно, что официальная наука во все времена достаточно консервативна. Это и хорошо и плохо одновременно. Консерватизм науки очень похож на работу памяти человека. Случайная информация отсеивается, не попадает в учебники и справочники, но уж если что-то попало в учебники и программы обучения, то убрать это оттуда не так-то легко.

Консерватизм хорош тем, что он защищает науку от всего случайного, мимолетного. Консерватизм плох тем, что официальная наука всегда оказывается немного позади. Позади частного сектора, который также ведет научные разработки, но не спешит публиковать результаты. Примером этого могут быть психологические лаборатории, организованные в коммерческих школах. Там, конечно, не режут мышей, и не имеют специального оборудования, но ведут целенаправленную разработку определенных тем в области когнитивной психологии.

Исследования психологов в частном секторе направлены на конечный результат, на практику. Тогда как в государственных лабораториях могут проводиться отвлеченные (фундаментальные) исследования, практическое применение результатов которых пока не совсем ясно.

Чтобы в полной мере осознать смелость и революционность книги Т.П.Зинченко "Память в когнитивной и экспериментальной психологии", нужно быть знакомым с работами советских психологов в области психологии памяти.

Дело в том, что тема образности, тема мнемотехники была под запретом в психологии в советские времена. В психологии доминировала механистическая условно-рефлекторная теория. Достаточно просмотреть современный учебник "Физиология высшей нервной деятельности" (разных авторов), чтобы убедиться в том, что сознание и мышление человека, основанные на механизмах образной памяти, там не рассматриваются вообще. Т.П.Зинченко пишет: "Проблема образных явлений в течение длительного периода истории подвергалась полному забвению, или, по выражению Р.Хольта (1971) "находилась в изгнании".

Это отнюдь не означает, что психологи не занимались исследованием образной памяти. Просто эти исследования оседали где-то в библиотеках и не попадали на страницы учебников и справочников.

Эффективность методов мнемотехники и теорию памяти, лежащую в основе мнемотехники трудно игнорировать. Но в свете новых представлений о механизмах познавательной деятельности человека старые теории памяти и методы проверки памяти буквально трещат по швам. При попытке проверить память человека, прошедшего курс обучения мнемотехнике, классические тесты на проверку памяти зашкаливают, показывают наличие феноменальной памяти.

В своей книге Т.П.Зинченко старается сохранить авторитет классиков советской психологии. Методический прием, с помощью которого Т.П.Зинченко соединяет работы советских психологов с современными представлениями о памяти, достаточно прост. Это указания на заблуждения (стр. 96, "Принято считать, что долговременная память основывается на семантическом кодировании информации. Однако в последние годы накапливаются экспериментальные данные, свидетельствующие о возможности оперирования в долговременной памяти образными репрезентациями"), исключение любых высказываний против мнемотехники и исследований образной памяти, цитирование абзацев, в которых классики советской психологии прямо или косвенно указывают на полезность исследований образной сферы сознания. В результате получается, что современные представления о механизмах памяти, мышления и сознания следуют из работ советских психологов.

Т.П.Зинченко отмечает, что хотя советская психология прямо и не указывала на механизмы образной памяти, но она подготовила плодотворную почву для понимания этих механизмов в будущем. Тут трудно не согласиться. Ничто не рождается на пустом месте. Новая информация всегда получается путем анализа и сопоставления старой информации. Более того, очень часто новое - хорошо забытое старое.

В своей книге автор многократно подчеркивает, что "механическое запоминание без понимания смысла приносит вред развитию памяти". Под механическим запоминанием подразумевается зазубривание наизусть отрывков текста, формулировок. Отец автора - психолог П.И.Зинченко - также был категорически против механического запоминания и рекомендовал педагогам начальной школы не заставлять детей учить наизусть отрывки текста, стихи. Механическое запоминание, по мнению Т.П.Зинченко, следует заменять осмысленным запоминанием: "Осмысленное запоминание основано на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов". Как это резонирует с техникой запоминания в мнемотехнике! Ведь мнемотехника предлагает полностью отказаться от дословного запоминания текстового материала, заменив его мысленным конспектированием, пересказом своими словами по смысловым образам, зафиксированным в памяти.

Т.П.Зинченко ясно увидела и обозначила проблему, с которой могут столкнуться исследователи памяти в будущем. Как узнать, что человек делает, стараясь запомнить материал?

Представьте, что подопытный - мнемонист. Но об этом не знает экспериментатор-психолог, который ещё и не знаком с методами запоминания в мнемотехнике. Наивно было бы думать, что подопытный честно расскажет о своих мнемических действиях. Скорее всего, подопытный захочет, чтобы его считали человеком с феноменальной памятью, и будет дезинформировать психолога о своих внутренних действиях. К тому же психологическое тестирование серьезно воспринимается самими психологами, а подопытные часто воспринимают тестирование как игру с психологом. С этой проблемой, по-видимому, в свое время столкнулись исследователи памяти мнемониста Шерешевского.

Анализ современного психологического инструментария для проверки памяти (в книге приводится 27 тестов) показывает, что в качестве материала для тестирования в большинстве случаев подбирается такая информация, которую естественная память человека запомнить не может. Это бессмысленные слоги, цифры, незнакомые слова, незнакомые знаки. Все классические закономерности работы памяти получены при тестировании людей, которые никогда специально не обучались технике запоминания, при этом им давали запоминать информацию, которую без специальной техники запомнить просто невозможно.

Замена информации для тестирования, предъявление в качестве тестового материала зрительных образов, знакомых слов, словосочетаний, предложений, сразу разрушает классические закономерности, делает их неопределенными и расплывчатыми. Если же проверяется память мнемониста, то для него бессмысленный материал не представляет трудности для запоминания. Так как обучение мнемотехнике начинается именно с формирования навыка запоминания бессмысленных слогов, цифр, незнакомых слов.

Поэтому закономерности работы памяти, полученные в прошлом, могут оставаться в силе, но с оговоркой, что эти закономерности получены на специально подобранном (бессмысленном) материале и на людях, которые не были обучены технике запоминания. А вот изучение контролируемого запоминания может показать совершенно неожиданные закономерности работы памяти, о которых психологи часто даже не подозревают.

Например, при запоминании цифрового ряда мнемонистом повторное восприятие не требуется. Каждая цифра воспринимается только один раз. При этом мнемонист может запомнить достаточно большой объем цифр: сто, двести, триста. Припоминание будет безошибочным. Информация может быть сохранена в памяти пожизненно. Как это согласуется с классическим тестом на кратковременную память? Если бы Г.Эббингауз проводил свои опыты не на себе (что уже не вполне научно), а на человеке, который умеет запоминать, то его классическая кривая превратилась бы в прямую линию на графике.

Тестирование памяти строится так, чтобы максимально затруднить запоминание тестового материала, чтобы блокировать сознательную мнемическую деятельность. Результаты таких тестов годятся только для составления рекомендаций о том, как организовать учебный процесс, чтобы ученик ничего не смог запомнить или запоминал в соответствии с классическими представлениями в возможностях памяти в "норме". "Рубинштейн утверждал, что если бы кривая забывания Эббингауза выражала общую закономерность забывания, то педагогическая работа по закреплению материала была бы Сизифовым трудом".

Очень важно, на мой взгляд, что Т.П.Зинченко понимает запоминание как сознательную деятельность, а не как пассивный процесс. Запоминание рассматривается ею как комплексный процесс взаимодействия нескольких психических процессов. Большую роль в запоминании Т.П.Зинченко отводит процессам мышления и внимания: "Трактовка памяти как определенным образом организованной системы познавательных и собственно мнемических действий позволили совершенно иначе поставить проблему связи и взаимоотношений между запоминанием и мышлением и наметить пути её дальнейшего изучения. Преодоление традиционной эмпирической позиции, согласно которой мышление и память являются самостоятельными функциями, состоит в экспериментальном изучении динамики таких характеристик памяти, как точность, прочность, объем и т.п., происходящей под влиянием формирующихся познавательных и мыслительных действий. Это оказалось возможным благодаря тому, что в работах ряда авторов наметился методических прием, важная особенность которого состоит в том, что воспроизведение тестового материала служит показателем не только процессов запоминания, но и уровня формирования и особенностей целого ряда познавательных действий, в том числе и мыслительных".

Приятно отметить, что формулировка запоминания в книге Т.П.Зинченко почти полностью соответствует формулировке запоминания в мнемотехнике: "Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Физиологическую основу запоминания составляет условный рефлекс как акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом... Важную часть содержания мнемической деятельности составляют мыслительные процессы, осуществляемые с целью запоминания...". Таким образом, Т.П.Зинченко прямо указывает на механизм запоминания - процесс образования связей между нервными клетками мозга. Формулировка общая. Пока не обозначаются способы образования связей, особенно механизм образования связей между зрительными образами. По-видимому, Т.П.Зинченко ждет нейрофизиологического объяснения механизма образования связей между зрительными образами и проявляет в этом вопросе некоторую осторожность.

И прямо как бальзам на душу взгляды Т.П.Зинченко на мнемотехнику: "...Вместе с тем в мнемотехнике содержится правильное представление о том, что успешность работы памяти зависит от тех или иных способов запоминания. Это положение широко разрабатывается в современной психологии. Формирование приемов смысловой, логической обработки запоминаемого материала рассматривается как основной путь не только повышения эффективности работы памяти, но и её развития и воспитания".

Область профессиональных интересов автора - исследование закономерностей формирования когнитивных карт в инженерной психологии и психологии труда. Т.П.Зинченко подробно описывает эксперименты по исследованию закономерностей формирования когнитивных карт.

Понятие "когнитивная карта" сейчас очень модное в психологии. В популярной литературе о тренировке памяти это обозначают как "умственные карты". Суть когнитивных карт достаточно проста. Представьте, что вы сидите дома, и вам захотелось натурального апельсинового сока. В воображении возникает образ "стакан сока", затем начинают работать связи, ранее зафиксированные мозгом. В воображении появляется образ апельсина, затем образ прилавка в магазине, затем образ магазина. В результате в воображении создается своеобразная карта-маршрут, показывающая дорогу к магазину. Следуя этой карте, вы встаете, надеваете ботинки и начинаете реализовывать программу поведения, направленную на удовлетворение возникшей потребности организма в витаминах: идете в магазин и покупаете апельсины, в соответствии со сформированным в воображении визуальным планом действий (когнитивной картой).

Т.П.Зинченко отмечает, что способность к формированию когнитивных карт зависит от развитости образного мышления, от способности человека представлять зрительные образы и манипулировать ими. Доказывается, что развитие визуального мышления способствует более успешному решению самых разнообразных практических задач. Особенно это относится к работе, связанной с быстрым принятием решений. Например, авиадиспетчер должен обладать способностью по знаковой информации (по монитору локатора) мгновенно представлять в воображении пространственное нахождение самолета, чтобы решить, разрешать ему посадку или нет.

Даются интересные ссылки на работы Гостева А.А. (1984) и Натальиной И.Н. (1992), касающиеся исследований индивидуальных особенностей представлений (подвижность, контролируемость, яркость образов) и их зависимость от факторов "депрессия" и "расторможенность".

И заключение. Так как автор книги Т.П.Зинченко работает на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного университета (уже 40 лет), то можно считать, что своей книгой "Память в экспериментальной и когнитивной психологии" она официально дала зеленый свет исследованиям образной сферы психики человека, которая многие десятилетия была под запретом.

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.