Вторник, 25.05.2004. Выпуск 63

ВЫДЕЛЕНИЕ ЧАСТЕЙ ОБРАЗА

Для качественного запоминания методами мнемотехники очень важно уметь представлять в воображение яркие зрительные образы. Необходимо научиться, в буквальном смысле этого слова, четко видеть образы на своем внутреннем экране.

Я не согласен с тем, что одни люди лучше видят образы, а другие хуже. Каждый человек способен достаточно четко представлять зрительные образы в воображении. В противном случае человек, не видящий образов в своем воображении, просто не понимал бы речь и тексты, так как понимание речевой информации осуществляется через зрительную анализаторную систему.

В действительности же встречаются люди, которые с трудом понимают книги, для которых книги, которые чуть сложнее детективов, кажутся "неинтересными", "скучными", сложными. Причина затруднений с непониманием текстовой информации - недостаточная развитость визуального мышления. Скорее даже угнетение функции визуального мышления в результате многолетних упражнений в письме авторучкой на бумаге.

Когда человек пишет слова на бумаге, то вместо образа, который должен обеспечивать понимание слова, человек видит начертание слова. Такие неправильные связи закрепляются в результате многолетних упражнений. И воспринимаемые слова (устно или в тексте) начинают вызывать в воображении не зрительные образы, а начертание самих же слов. Это и является основной причиной того, почему человек перестает понимать тексты и сам начинает употреблять слова "ни к селу, ни к городу".

Если вам кажется сложным для понимания учебник фармакологии, химии, физики, математики - это косвенное свидетельство снижения функции визуального мышления. И единственно реальный способ восстановить функцию понимания - это занятия мнемотехникой. Даже если вы не собираетесь ставить рекордов памяти, регулярное выполнение мнемотехнических упражнений сильно активизирует визуальное мышление, что автоматически ведет к резкому улучшению функции понимания устной и письменной речи.

Улучшение функции понимания - один из важнейших побочных эффектов от занятий мнемотехникой. Мнемонисту - человеку с хорошо развитым визуальным мышлением - не нужны преподаватели. Он способен изучить любую учебную дисциплину самостоятельно. Достаточно купить хороший учебник.

Для чего обычно родители нанимают своим детям репетиторов? Чтобы репетитор объяснил ребенку то, что написано в учебнике. Ребенок сам не способен понять текст. Это в лучшем случае. А часто школьник не способен даже прочитать учебник полностью - а это как минимум необходимо сделать перед тем, прежде чем начать запоминать содержание книги.

Что нужно делать, чтобы представляемые образы были достаточно четкими и яркими. Во многих книгах по развитию памяти рекомендуют некоторое время смотреть на образ, затем закрыть глаза и попытаться увидеть образ в воображении. Затем снова смотреть на образ, и снова закрыть глаза и увидеть образ.

Такие упражнения лишены смысла, так как выполняющий их не осознает, ради чего выполняется такое упражнение.

А смысл подобных упражнений заключается не в умении вызывать эйдетический образ (который часто путают с мимолетным последовательным образом). Подобные упражнения лишены мышления. Мышление - это внутренние действия. И именно подключение мышления даст возможность представлять зрительные образы четко.

Не нужно пытаться задержать в воображении "фотокопию" воспринимаемого предмета. Яркость представляемых образов зависит от нескольких факторов. Представляемые образы должны быть достаточно крупными, они должны быть объемными (как голограмма), цветными и детальными. Последнее условие - детализация образов - наиболее важное для качественного представления образа.

Возьмите в руки карандаш с ластиком. И внимательно рассмотрите его. При рассматривании карандаша нужно мыслить. А чтобы мыслить, нужно осознавать цель мыслительных действий. А цель заключается в выделении из предмета составляющих его частей, подобразов, других образов.

Рассматривая карандаш, специально обратите внимание на остро заточенный грифель. Затем переведите свой взгляд на место конусной заточки карандаша. Рассмотрите корпус карандаша. Какой он? Круглый или шестигранный? Какого он цвета? Переведите внимание на надпись. Прочитайте название карандаша, попробуйте его воспроизвести. Переведите внимание на металлическое колечко, которое связывает карандаш с ластиком. Внимательно рассмотрите ластик.

Почувствовали разницу между тупым смотрением на предмет и целенаправленным изучением предмета?

Приучите себя всегда "сканировать" предмет в определенном направлении: слева направо или сверху вниз. В таком же направлении следует реконструировать образ в воображении. Да, не нужно пытаться вызывать эйдетический образ, нужно стремиться создать образ в воображении из выделенных частей. В этом случае образ получиться очень детальным и ярким.

Попробуйте воссоздать образа карандаша в своем воображении. Для этого начинайте мысленно создавать части карандаша, представляя их крупно: заточенный грифель, место заточки, корпус, надпись, железное колечко, ластик.

Образ должен быть "живым" в воображении. Он должен легко перемещаться в вашем воображении, "подлетая" к органу внутреннего видения выделяемой вами частью.

Мозг - система однообразная. Поэтому видение целостного образа - это иллюзия. Она создается в результате быстрого просматривания в воображении разных простейших деталей образа. Попробуйте быстро просмотреть карандаш по его частям. В результате в вашем воображении получится достаточно четкий целостный образ карандаша. Даже не умея рисовать, вы сможете подробно воспроизвести карандаш на бумаге.

Части образа выделяются не только для того, чтобы хорошо представлять образ в воображении. Выделение частей образа - это основная мыслительная операция в мнемотехнике.

Существует ошибочное мнение, что мнемотехника - это запоминание длинных цепочек слов и чисел. На самом деле информация запоминается совсем не так.

Для практического использования выделенных частей образа, необходимо научиться представлять каждую выделенную часть отдельно от основного образа. Попробуйте крупно представить только острый кончик грифеля, только конусную часть карандаша, только его корпус, только надпись, только колечко, только ластик. Представляя в воображении колечко, вращайте его, рассматривайте с разных сторон, образа целого карандаша в этот момент не должно быть в вашем воображении. Целостный образ карандаша является своеобразным "адресом", по которому вы быстро находите последовательность других образов.

Рассмотрим несколько примеров того, как могут быть использованы для запоминания выделенные части образа "карандаш". Обозначим выделенные части цифрами:

1 - грифель
2 - конус
3 - корпус
4 - надпись
5 - колечко
6 - ластик

Если сам карандаш обозначить цифрой 1, то принадлежащие карандашу части будут обозначаться так:

1.1 - грифель
1.2 - конус
1.3 - корпус
1.4 - надпись
1.5 - колечко
1.6 - ластик

Выделенные части могут быть использованы как опорные (вспомогательные) образы для фиксации последовательности других образов, другой информации.

На выделенные части мы можем запомнить небольшую последовательность двузначных чисел (их образные коды):

1.1 - 23
1.2 - 64
1.3 - 57
1.4 - 99
1.5 - 07
1.6 - 63

На выделенные части мы можем запомнить последовательность трехзначных чисел (их образные коды):

1.1 - 389
1.2 - 634
1.3 - 900
1.4 - 129
1.5 - 002
1.6 - 301

На выделенные части мы можем запомнить ассоциации, в которые предварительно собирается самая разнообразная информация - телефонные номера, термины, фамилии и имена, названия стран и городов и т.п.

1.1 - Овсянников Александр Никитович
1.2 - штат Огайо
1.3 - Игорь - (8) 916 - 476-95-58
1.4 - Фирма "Одуванчик", ул. Островского, дом 24, корпус 3
1.5 - энтеральный - способы введения лекарств через пищеварительный тракт
1.6 - водопад "Анхель", Южная Америка, высота 1054 метра

На выделенные части можно запомнить небольшие информационные блоки - группы однотипных сведений:

1.1 - расписание электричек в интервале с 20 часов до 00 часов
1.2 - хронологическая таблица из истории средних веков
1.3 - банковская информация (номера счетов, номера пластиковых карт, пин-коды)
1.4 - список телефонных номеров одноклассников
1.5 - терминология из 2-ой главы учебника фармакологии
1.6 - текст "О пользе шелковицы"

Произвольно взятые образы, подобные образу "карандаш", могут быть объединены в "блок опорных образов". Если вы подберете 25 произвольных образов и в каждом выделите по 5 частей; если вы соедините эти произвольные образы в короткие цепочки по 5 образов, а каждую такую цепочку свяжите с пятью частями образа, выделенного методом Цицерона, у вас получится четырехуровневый блок опорных образов, имеющий четкую иерархическую организацию, состоящий из 125 конечных опорных образов. Представляете, сколько информации можно зафиксировать на одном блоке опорных образов? И вся записанная в мозг информация может быть воспроизведена как последовательно, так и выборочно, без перебора последовательности.

Выделение частей образа используется не только для формирования блоков опорных образов. Выделение частей образов - промежуточная мыслительная операция в технике образования искусственной ассоциации.

Сам образ "карандаш" может быть главной частью запоминаемой информации. Например, образ "карандаш" может обозначать вашу цифровую подпись, которой вы пользуетесь при подписании документов в интернет-банке. В этом случае на частях образа "карандаш" будут зафиксированы другие части информации: последовательность цифр и букв вашего пароля.

Прием выделения частей образа применяется для запоминания структуры понятий. В этом случае образ, подобный образу "карандаш", будет своеобразным тройником. Например, ступень йоги "Яма" включает в себя несколько подразделов: Ахимса - ненасилие, Сатья - правдивость, Астея - неворовство, Апариграха - непринятие даров, Брахмачарья - воздержание (половое).

Чтобы запомнить не только новые слова и их смысл, а также и то, что эти понятия относятся именно к Яме, а не к Асане или Самадхи, они собираются в воображении на частях образа, который символизирует ступень йоги Яму.

Прием выделения частей образов позволяет фиксировать терминологию учебника с точным сохранением как последовательности понятий, так и структуры понятий, в полном соответствии с содержанием учебника.

Воспроизведение учениками структуры понятий учебника особенно удивляет преподавателей. Они даже открывают учебник и начинают с интересом проверять правильность воспроизведения структуры понятий учеником. А после урока незаметно подходят к ученику и спрашивают: "А ты меня научишь этому фокусу?" Ведь качество воспроизведение материала учебника таково, что ученик сам может проводить урок.

Многие так привыкли к плохой памяти, что качественное воспроизведение материала создает иллюзию того, что человек занимается этим десятки лет. Иначе как ещё объяснить такое качественное воспроизведение? По собственному опыту мы знаем, что если кто-то очень точно воспроизводит структуру понятий из учебника фармакологии, с примерами и разъяснениями, то этот кто-то, скорее всего, работает преподавателем в медицинском вузе. Потому что только преподаватели, читающие одно и то же на протяжении многих лет, способны к такому качественному воспроизведению материала. Мнемотехника позволяет сразу запомнить материал на таком уровне.

Как-то я проводил занятия по мнемотехнике в медицинском училище. Вечером, перед очередным уроком, я запомнил структуру понятий двух глав учебника фармакологии, чтобы на примере этого учебника объяснить студентам технику запоминания.

В конце занятия девочки сделали мне неожиданный комплимент. Оказывается, я объяснял материал по фармакологии гораздо лучше, чем это делал их преподаватель. И при этом я не подсматривал в книжку, что особенно поразило учеников. Я сказал им, что это иллюзия, что на самом деле я не знаю фармакологию, просто запомнил пару глав для иллюстрации техники запоминания.

Зайдя в это училище через несколько месяцев, я увидел своих бывших учеников с типичным взглядом мнемониста. Девочки сидели в коридоре и готовились к экзамену. Они смотрели в книгу, затем отрывали глаза от книги и смотрели в пространство перед собою. При этом их глаза делал едва заметные движения. Понятно было, что они интенсивно оперируют в воображении зрительными образами. Наверное, в тот день они сдали экзамен на "отлично".

Обобщим материал этой статьи.

Прием выделения частей образа используется:

- чтобы сделать образы в воображении более яркими;
- для формирования многоуровневых систем опорных образов;
- при образовании искусственной ассоциации - основного способа запоминания;
- в качестве тройника, для запоминания структуры понятий.

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.