Пятница, 14.05.2004. Выпуск 61

ЕСЛИ МНЕ БУДЕТ НУЖНО, Я "И ТАК ЗАПОМНЮ"

"Если мне будет нужно, я и так запомню, без мнемотехники". Не запомните! Даже если вам предложат за это миллион долларов! Но сначала несколько историй.

Как-то раз приехал я в автосервис, чтобы отрегулировать затяжку подшипника на переднем колесе. Мастер снял колесо, поменял смазку в подшипнике, поставил колесо на место и затянул. Я подошел проверить работу и попробовал покрутить колесо. Чтобы провернуть переднее колесо, требовались огромные усилия. Я спросил мастера: "Не разрушиться ли подшипник от тепла вследствие очень сильной затяжки гайки?" Мастер сказал, что по дороге колесо разработается!

Я не стал спрашивать у "мастера" о том, что такое динамометрический ключ, каковы числовые данные моментов затягивания гаек на передней ступице, какая заводская технология затягивания этих гаек. Я просто пошел к начальнику автосервиса и потребовал отрегулировать затяжку подшипника в соответствии с заводскими стандартами. В противном случае обещал подать на них в суд за покушение на убийство - ведь при такой затяжке через несколько десятков километров колесо могло заклинить, что неминуемо привело бы к автокатастрофе.

В другой раз еду по Проспекту Мира в сторону кольцевой дороги. Ночью, часа в три. Мне нужно было повернуть налево, в сторону киностудии им. М.Горького. В районе поворота на дороге была сплошная разметка, и над всеми полосами висели знаки "Только прямо". Но был ещё и ОБЫЧНЫЙ светофор, на котором горела стрелка "Поворот налево". Я, следуя рефлексу, выработанному в автошколе, смело повернул через сплошную разметку под знак светофора налево. И тут из засады выскочили два гаишника. Остановили меня волшебной палочкой и предъявили устное обвинение в нарушении правила дорожного движения. Я поинтересовался, что нарушил? Оказывается, поворачивать здесь нельзя, так как сплошная разметка и знаки "Только прямо", а светофор работает для трамваем (рядом проходили трамвайные линии).

Я не стал спорить с молодыми представителями отряда гаишников. Предложил им проехать в отделение для консультаций с их начальником. Когда я увидел руководителя, то сходу заявил ему, что его сотрудники не знают правил дорожного движения, и не плохо было бы отправить их на курсы в автошколу.

Начальник достал правила дорожного движения, и мы все вместе освежили в памяти раздел, где описывается принцип приоритетности регулирования дорожного движения: регулировщик, сигналы светофора, дорожные знаки, разметка на дороге, дорожное покрытие, правило "правой руки" (помеха справа).

Следовательно, при работающем светофоре, я не обязан был обращать внимания на сплошную разметку и знаки "только прямо". А что касается светофоров для трамваев, то такие светофоры действительно существуют, и я показал сотрудникам ГАИ, как выглядят светофоры для трамваев на картинке в Правилах.

Через несколько дней обычный светофор на этом перекрестке был заменен на специальный светофор для трамваев.

Ещё один случай. Заболел у меня родственник. Я вызвал врача. Врач пришел с большим железным ящиком, быстро посмотрел больного, поставил диагноз "ОРВИ" и выписал таблетки от гриппа. Я остановил врача на выходе и попросил внимательно послушать у больного легкие. Больной так хрипел и кашлял, что диагноз "двухстороннее воспаление легких" можно было поставить без приборов с расстояния нескольких метров. Врач послушал легкие и согласился с моим диагнозом, переписал рецепты, назначил другое лечение - курс антибиотика и витамины.

Совсем курьезный случай. Преподаватель курса "тренировка памяти" на уроке вдруг замолкает и замирает. Неловкая пауза длится более минуты. Ученики начинают шептаться. Учитель подходит к столу и подсматривает конспект лекции. Оказывается, преподаватель забыл, о чем нужно дальше рассказывать. И так повторяется несколько раз за урок. Естественно, на следующем занятии учеников в классе становится в два раза меньше. Не буду выдавать курсы "развития памяти", где можно встретить таких преподавателей.

К сожалению, такие истории можно рассказывать бесконечно. С возрастом я пришел к заключению, что в нашей стране лучше все уметь делать самому. Не дай бог поручить электрику делать электропроводку на даче! Он вам так её сделает, что дача обязательно сгорит в результате короткого замыкания. Отдавать машину в автосервис - опасно для жизни. Уже через несколько месяцев езды на новенькой шестерке, я вынужден был выучить наизусть руководство по ремонту и каталог запчастей. После того, как "мастер" забыл поставить на место прокладку в двигателе при плановой регулировке зазоров клапанов, я поклялся никогда не заезжать на территорию автосервиса.

А вы знаете как оперативники выполняют план по преступности? Они кладут в открытую машину дорогой приемник и кошелек с деньгами. И ждут в соседней машине с темными стеклами. Не пройдет и пяти минут, как кто-нибудь залезет в машину и схватит приемник с кошельком. Тут то его и повяжут четверо здоровенных мужиков с пистолетами. Мне это напоминает недавно просмотренный фильм о том, как ловят бабуинов. Ставят клетки с захлопывающимися дверцами и вещают туда приманку - бананы.

Вернемся к названию статьи "Если мне будет нужно, я и так запомню". Неужели преподавателю курса "тренировка памяти" не нужно помнить план своих уроков? Неужели мастеру в автосервисе не нужно помнить, как ремонтировать разные марки автомобилей? Неужели врачу не нужно помнить симптомы болезней? И почему бы гаишникам не запомнить правила дорожного движения? Ведь это их профессиональная деятельность, они занимаются этим каждый день на протяжении нескольких лет.

Мысль о том, что "если мне будет нужно, то я запомню" - это иллюзия. И, к сожалению, иллюзия очень распространенная. Есть информация, которую мозг человека не может запомнить только на основе фоновых возможностей памяти. Есть информация, для запоминания которой необходимо применять специальную технику.

На самом деле многие вполне осознают, что не способны запоминать информацию последовательно, что не способны запоминать десятки терминов, телефонных номеров, формул. И, в принципе, были бы не прочь этому научиться. Но что же мешает?

Ситуация с мнемотехникой аналогична ситуации с правильным питанием, здоровым образом жизни, занятием спортом, изучением иностранного языка, изучением слепого метода письма на клавиатуре. Все понимают, что это нужно знать и уметь. Но учиться лень. Нет желания напрягаться.

Все осознают, что в век тотального распространения компьютеров каждый человек обязан уметь печатать на клавиатуре. Однако в школе этому не обучают, а потратить 3 часа в день в течение месяца - лень. Все осознают, что правильно питаться полезно для здоровья, но все равно идут кушать в столовую или в ресторан, где принято портить еду перед её употреблением в пищу. Все понимают полезность утренней пробежки и зарядки, но утром на стадионе можно встретить всего 10 человек.

И, все-таки, причина всему этому не только лень, но ещё и не способность запоминать. Когда человек что-то учит, и у него не получается, это портит настроение, отбивает охоту учиться. Многие берутся за изучение иностранного языка, но как только доходят до пятого урока, как только материал увеличивается в объеме, желание учить язык пропадает.

Чем хорошо мнемотехника - я все нахваливаю мнемотехнику, так как известно, что "каждый кулик свое болото хвалит", - тем, что когда процесс запоминания контролируется, когда вы чувствуете, что у вас получается усваивать учебный материал, то появляется ИНТЕРЕС к изучению предмета. Становится интересным учить и японские иероглифы, и учебник химии, и законодательство. Интересно даже запоминать телефонные номера своих друзей и знакомых. Не все сразу, а по 5 в день, например. Удивительно осознавать, что можешь последовательно воспроизвести в воображении десятки и сотни телефонных номеров, различных кодов и паролей. Ещё удивительнее осознавать, что большинство людей не способны этого сделать, что они находятся в зависимости от записных книжек и конспектов, и что у них даже нет желания воспользоваться замечательной функцией своего мозга - памятью.

Многие так уверены в том, что "если будет нужно, то я запомню", что можно на этом зарабатывать деньги. Например, если вы освоили методы запоминания чисел и уверены, что можете запоминать без ошибок, можете попробовать поспорить с самоуверенным бабуином на деньги.

Предложите своему знакомому 100 долларов за последовательное запоминание 100 цифр за 10 минут. ОДИН ДОЛЛАР ЗА ОДНУ ЦИФРУ! Таким образом, вы создадите МОТИВАЦИЮ. Вашему приятелю нужны сто долларов, следовательно (если ему надо), он сможет запомнить 100 цифр. Договоритесь, что в случае невыполнения задания, или выполнения с ошибкой, он дает вам 50 долларов. Сделайте ставки, положите деньги на стол, запустите секундомер, и пусть он запоминает 100 цифр, тут же написанных вами в случайном порядке.

И можете не беспокоиться за свои 100 долларов. Если ваш приятель не обучался технике запоминания, или обучался кустарными методами, он не запомнит более 10 цифр без нарушения последовательности - в полном соответствии с учебниками психологии.

После потери 50 долларов ваш приятель захочет отыграться. Он предложит вам запомнить сто цифр, в полной уверенности, что и вы этого сделать не сможете.

Договоритесь с ним, что если вы не запомните 100 цифр за 10 минут, то вы возвращаете ему его 50 долларов и отдаете ещё свои 100 долларов. А если вы выполните задание без единой ошибки, то он дает вам ещё 50 долларов.

Алчность обычно затмевает рассудок и приятель соглашается. Особенно хорошо устраивать такие споры в подвыпившей компании. Народ уверен, что даже если вы и владеете техникой запоминания, то алкоголь не даст вам её воспользоваться. Однако они не подозревают, что техника запоминания работает даже в состоянии алкогольного опьянения.

Таким образом за вечер вы можете заработать 100 долларов и попутно доказать своему приятелю, что он не сможет запомнить, даже если ему "очень надо". При этом намекните, что цифры - это самое простое. Гораздо сложнее (медленнее) запоминать названия, понятия, иностранные слова, фразы, тексты и другую учебную информацию.

Но на самом деле, свою способность запоминать афишировать не следует, так как люди очень болезненно воспринимают даже косвенные намеки на их слабый интеллект. Считается, что интеллект эта такая штука, которую можно спрятать от окружающих. А тесты на запоминание выводят интеллект на поверхность. Многие люди боятся тестирования памяти (тестофобия). Память напрямую связана с мыслительными процессами и многие не желают, чтобы окружающие знали правду об их мыслительных способностях. Собственно это и является главной причиной отговорок типа "Если мне будет нужно, то я запомню".

Чем отличается студент, который учит учебник фармакологии целый год, от студента, который запоминает тот же учебник за неделю? Памятью? Нет, не памятью. Они отличаются способностью запоминать, навыком запоминания. Память у них одинаковая, но в голове "установлены" разные мыслительные программы. Запоминание осуществляется с помощью мышления и для эффективного запоминания нужна эффективная система мышления - мнемотехника.

Иногда в психологической литературе можно встретить высказывания типа "он всё помнит, но ничего не понимает". Интересно, что лучше - все помнить и ничего не понимать, или всё понимать и ничего не помнить? Возможно ли понимание без запоминания, и возможно ли запоминание без понимания? Хорошая тема для размышлений!

Можете прислать свои идеи по этому поводу автору этой рассылки.

И анекдот на закуску

Старушка заходит в аптеку и интересуется:

- Скажите, у вас есть ацидиум ацетилсалициум?

- Вы имеете в виду аспирин? - переспрашивает аптекарь.

- Да, да, именно аспирин. Извините - старческий склероз: постоянно забываю его название.

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.