Пятница, 12.09.2003. Выпуск 48
ПРИЁМ СИМВОЛИЗАЦИИ
Прием символизации - один из наиболее распространенных приемов мнемотехники, который используют практически все. Прием символизации относится к первому этапу запоминания - к этапу кодирования информации в зрительные образы.
Всего выделяется четыре этапа запоминания:
- кодирование в образы (подготовка к запоминанию);
- соединение образов в воображении (запоминание);
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
Здесь следует сделать примечание, что под соединением образов в мнемотехнике понимается не только соединение зрительных образов, но и одновременный вывод в воображение (сознание) представлений разных модальностей (зрительный образ, проговаривание слова, прорисовка знака и пр.)
Символизация - это подготовка информации к запоминанию, это преобразование разнообразных сведений на язык мозга, в образную форму. Мы все по собственному опыту знаем, что в образной форме информация воспринимается гораздо легче и быстрее, чем написанная буквами или другими специальными значками, вроде математических символов.
В детском садике, на уроках в начальной школе активно используются элементы мнемотехники, в частности прием символизации. Образные алфавиты, существующие в виде настенных плакатов или в виде кубиков, впервые были описаны в литературе о мнемотехнике в 16 веке. Ребенку проще запомнить звучание буквы, когда на картинке вместе с буквой нарисован легко узнаваемый и хорошо запоминающийся зрительный образ. Например, буква "Б" - зрительный образ "Барабан".
Если бы учителя начальной школы были знакомы с основами мнемотехники, то они бы не ограничивались приемом символизации - обозначением буквы зрительным образом. Если идти дальше и применить второй этап запоминания "Соединение образов", то ребенок смог бы запомнить алфавит на глазах преподавателя всего за несколько минут. Для этого "чуда" необходимо объяснить ребенку (и учителю), что для последовательного запоминания алфавита нужно соединять в воображении образы, обозначающие буквы.
С помощью аналогичной техники легко можно запомнить любой алфавит. Так, японская азбука хирагана (46 знаков со сложным написанием) запоминается последовательно вместе со звучанием и написанием букв примерно за 40-60 минут.
Компьютеры стали действительно доступными для широких слоев населения только тогда, когда операционная система MS-DOS, в которой требовалось вводить команды вручную, была заменена операционной системой с графическим интерфейсом. Теперь мы привыкли, что каждая программа имеет свой символ, свою иконку - быстро нашел нужную картинку и клюкнул её мышкой. Поэтому даже дети легко ориентируются на рабочем столе монитора.
Когда мы выбираем учебники, мы всегда стараемся выбрать хорошо иллюстрированные книги. Иллюстрации позволяют лучше понять учебный материал. Многие фундаментальные принципы мнемотехники зафиксированы в языке в виде пословиц и поговорок: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Дорожные знаки - это ещё один пример внедрения принципов мнемотехники в повседневную жизнь. Правила дорожного движения символизируются графическими символами (знаками), которые быстро опознаются на дороге даже на большой скорости и в условиях плохой освещенности. Одна из главных целей обучения в автошколе - заучивание системы символизации правил дорожного движения.
По логотипу быстро узнается фирма. После многократного показа в рекламе названия фирмы с её логотипом, связь закрепляется в сознании людей и в дальнейшем достаточно показывать только логотип фирмы. Многие фирмы предпочитают использовать в рекламе и на товаре именно зрительные образы.
Вне мнемотехники прием символизации используется для обозначения чего-то компактным зрительным образом. Символизация проводится в основном для быстрого узнавания в дальнейшем.
Часто в символы вкладывается "скрытый" смысл. Совершенно однозначно толкуется череп с косточками на пиратском флаге или на военной форме, не вызывает никаких разногласий в толковании красный цвет, ассоциирующийся с кровью. "Летучая мышь" скорее всего обозначает ночного охотника, "орел" - свободу и независимость, "корона" - власть. Многие люди стремятся выразить символом свою принадлежность к определенной группе с помощью татуировки на теле или эмблемы на одежде.
В мнемотехнике прием символизации используется очень часто. Одно и то же слово (понятие) можно обозначить разными зрительными образами. Искусство кодирования заключается в быстром подборе наиболее информативного образа, по которому можно легко восстановить запоминаемое понятие: государство - образ флага, революция - винтовка со штыком, война - противотанковые ежи, восстание - крестьянские вилы, император - корона российской империи, царь - трон и т.п.
Наиболее часто этот прием используется при запоминании новых иностранных слов. Ведь при запоминании слов сложность заключается не в запоминании нового произношения, а именно в подборе зрительного образа, соответствующего запоминаемому слову. Легко подобрать зрительный образ для слова "кошка" и "карандаш". Если смысловой образ сформирован, то запомнить его новое название на иностранном языке - дело техники.
Почему так важно правильно подобрать смысловой образ при запоминании нового иностранного слова? Потому что сформированный вами образ будет автоматически возникать в воображении при восприятии слова. Смысловой образ-символ - это значение слова, образ обеспечивает понимание слова без его перевода на родной язык. Представьте, что при восприятии слова table в вашем воображении будет возникать зрительный образ "ракета". Совершенно очевидно, что при восприятии слова table воображение должно рисовать образ "стол" раньше, чем вы захотите перевести это слово на родной язык (назвать образ русским словом).
Для многих запоминаемых слов трудно подобрать зрительный образ. Для этого есть много причин. Многие слова, которые человек вроде бы способен воспроизвести, повторить, на самом деле, при детальном анализе, не понимаются человеком, или понимаются неверно. Например, многие девушки с большим трудом могут объяснить, чем отличаются "винт", "шуруп", "гайка" и "шайба". Из этого примера видно, что способность повторять слова - далеко не самая важная способность. Ещё необходимо запоминать значение слов, то есть, зрительный образ, стоящий за определенным словом.
Прием символизации относится к сложным приемам мнемотехники. Чтобы быстро присваивать образы запоминаемым словам, необходимо специально тренироваться на различных частях речи. Попробуйте подобрать зрительные образы к следующим словам: "медленно", "медленный", "быстро", "быстрый", "в", "около", "доверительный", "уважение", "стремительный". Это не так просто, как со словами "кошка" и "карандаш".
Для символизации таких слов обычно используются устойчивые словосочетания: медленно печатать на клавиатуре - образ "клавиатура"; медленный, как черепаха - образ "черепаха"; быстро читать книгу - образ "книга"; быстрый бегун - образ "бегун"; в - образ пленки в кассете; около - образ таблеток около флакона; доверительный - образ печати; уважение - шляпа (снятая шляпа); стремительный удар - образ "кулак".
Правильный подбор образов при запоминании - это самое главное, на что следует обратить внимание при изучении техники запоминания иностранных слов. Фиксация в памяти последовательности слов, а также произношения слов обычно не вызывает трудностей.
Прием символизации используется и при запоминании сильно формализованных текстов, к которым могут быть отнесены самые разнообразные законодательства. Часто повторяющиеся слова в тексте закона при запоминании заменяются символами: арест - наручники; содержание под стражей - решетка; принудительные работы - лопата. В данном случае важно правильно подбирать символы для понятий, чтобы не путать похожие понятия.
В практических упражнениях даются специальные подборки слов на отработку приема символизации. Такие упражнения следует обязательно выполнять, чтобы в дальнейшем, когда вы столкнетесь с необходимостью символизировать слова при изучении иностранного языка или законодательств, вы не тратили слишком много времени на кодирование в образы.
Применение приема символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый
материал. Символизация запоминаемых понятий - это как раз и есть то, что обычно
называют "думать при запоминании", "осмыслить запоминаемый материал".
В.Козаренко
(c) Mnemonikon,
2002-2003
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.