Воскресенье, 29.06.2003. Выпуск 44

КАК ЗАПОМНИТЬ ТАБЛИЦУ С БУКВАМИ

Несколько дней назад на сайте была опубликована книга А.Р.Лурия "Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста)". Эта книга есть на многих сайтах, посвященных памяти. Пусть будет и на сайте "Mnemonikon", для коллекции.

Широким слоям населения А.Р.Лурия известен благодаря этой своей замечательной книге. То, что он является ещё и одним из основателей отечественной нейропсихологии, знают немногие.

По образованию А.Р.Лурия был медиком (окончил в 1937 году 1-й Московский медицинский институт). Поэтому неудивительно, что автор культовой книги о феноменальной памяти, по-видимому, не был знаком с литературой о мнемотехнике, например, с книгой профессора Г.Челпанова "О памяти и мнемонике" (1903), в которой достаточно подробно описываются принципы мнемонического запоминания. Иначе как ещё можно объяснить тот факт, что Шерешевскому (главному герою книги) удавалось морочить голову профессорам психологии на протяжении многих лет:

"...Как же протекал у Ш. процесс "запечатления" и последующего "считывания" предложенной таблицы"? Мы не имели другого способа ответить на этот вопрос кроме прямого опроса нашего испытуемого..."

ж
ч
щ
т
и
д
р
к
д
о
о
м
к
щ
л
т
о
а
л
х
т
м
т
ж
о
к
р
ч

А Шерешевский явно лукавил и вводил профессоров и академиков в заблуждение:

"Ш. заявлял, что он продолжает видеть запечатлеваемую таблицу, написанную на доске или на листке бумаги, и он должен лишь "считывать" ее, перечисляя последовательно входящие в ее состав цифры или буквы. Поэтому для него в целом остается безразличным, "считывает" ли он эту таблицу с начала или с конца, перечисляет элементы вертикали или диагонали, или читает цифры, расположенные по "рамке" таблицы. Превращение отдельных цифр в одно многозначное число оказывается для него не труднее, чем это было бы для каждого из нас, если бы ему предложили проделать эту операцию с цифрами таблицы, которую можно было длительно разглядывать.

"Запечатленные" цифры Ш. продолжал видеть на той же черной доске, как они были показаны, или же на листе белой бумаги; цифры сохраняли ту же конфигурацию, которой они были написаны, и если одна из цифр была написана нечетко, Ш. мог неверно "считать" ее, например, принять 3 за 8 или 4 за 9...

...На "запечатление" и "считывание" бессмысленных рядов букв (на табл. приведен опыт, проведенный с Ш. в присутствии акад. Л.А.Орбели) ушло приблизительно такое же время, как и на "запечатление" и "считывание" таблицы цифр. Воспроизведение материала Ш. осуществлял с такой же легкостью, и как объем, так и прочность запечатлеваемого материала, по-видимому, не имела никаких отчетливых границ..."

Явление эйдетизма, когда человек продолжает четко видеть образы после их восприятия, в свое время было изучено очень подробно. А.Р.Лурия в своей книге пишет, что у Шерешевского не было обнаружено эйдетических явлений, он не мог сохранять в воображении только что воспринятые картинки.

Простые опыты в темной комнате легко могут убедить любого, что зрительная анализаторная система человека способна несколько секунд сохранять четкие зрительные образы (последовательные образы), но это совершенно не относится к странице с текстом или к таблице с цифрами. Такие мелкие объекты, как текст на странице, не сохраняются ни в виде последовательного образа, ни в виде эйдетического образа.

(Если есть люди, которые способны "сфотографировать" страницу текста, напишите автору этой рассылки. За 20 лет занятий мнемоникой и преподавания мнемоники я не встретил ни одного такого феномена.)

Психологи различают три вида образов: последовательные образы, эйдетические образы, зрительные представления.

Последовательные образы

Последовательный образ возникает тогда, когда вы посмотрите на ярко освещенный объект и затем закроете глаза, или переведете взгляд на однотонную поверхность. Последовательный образ легко наблюдать в темной комнате, если на секунду осветить свою руку фонарем. Через одну-две секунды, если глаза будут неподвижны, возникнет последовательный образ: вы увидите свою руку, именно увидите! Иногда даже становится страшновато.

Последовательные образы не яркие, они как в фотолаборатории. Исчезают очень быстро, через несколько секунд. Последовательные образы возникают благодаря остаточным явлениям в нервных клетках сетчатки глаза - они перемещаются вместе с сетчаткой, если двигать глазами. Последовательными образами нельзя управлять сознательно в воображении. Они неподвижные. В психологии это явление называется сенсорной или иконической памятью. В мнемотехнике последовательные образы использоваться не могут, так как ими нельзя управлять.

Эйдетические образы

Эйдетические образы особенно часто наблюдаются у детей, но и у взрослых не пропадают совсем. Тут все зависит от чистоты крови. Если человек не курит и не пьет, то он способен видеть эйдетические образы. Способность к видению эйдетических образов резко снижается при употреблении в пищу продуктов, содержащих кальций. Это было доказано экспериментально. После того как детей в течение двух недель кормили продуктами с высоким содержанием кальция, они переставали видеть эйдетические образы:

"Многие исследования показали, что явления эйдетизма находятся в прямой зависимости от химических воздействий на организм. Так, Т-тип при приеме кальция обнаруживает ухудшение эйдетизма, Б-тип, наоборот, не обнаруживает изменений вследствие действия кальция (Л.С.Выготский, др. "Основные теории современной психологии". 1930)".

Ребенок-эйдетик после восприятия картинки может, глядя на пустой серый экран, четко описать только что увиденную картинку, вплоть до надписей, например, на витрине магазина. Он продолжает видеть картинку некоторое время.

Вы можете наблюдать у себя явление эйдетизма после длительной прогулки по лесу. Вечером, когда человек ложится в постель и закрывает глаза, перед глазами стоят яркие цветные образы леса, грибов. Эйдетические образы неподвижны. Появление в воображении "кино", ярких движущихся образов, говорит о том, что вы начинаете засыпать. Эйдетические образы видны в бодрствующем состоянии, когда глаза закрыты или открыты.

Эйдетические образы не могут быть использованы для мнемонического запоминания, так как эти образы, как и последовательные - неподвижные, ими нельзя сознательно управлять в своем воображении. Эйдетические образы воспроизводятся мозгом непосредственно после восприятия картинки и не сохраняются длительное время.

Исследователи-психологи предполагают, что эйдетические образы являются чем-то средним, переходным явлением между последовательными образами и зрительными представлениями.

Исследованием феномена эйдетизма занималась школа Эриха Иенша в Марбурге. В частности ученым удалось установить явление так называемого "латентного (скрытого) эйдетизма", который обнаруживался по уклонению последовательных образов от нормы, от закона Эммерта. По этому отклонению можно выявлять склонность к эйдетизму.

У одной группы людей последовательный образ увеличивается в воображении, если отодвинуть серый экран, на который смотрит человек - это и есть закон Эммерта: образ, зафиксированный на сетчатке глаза, воспринимается относительно внешних объектов; если внешние объекты удаляются, то последовательный образ кажется увеличенным.

У людей, склонных к эйдетизму, размеры последовательного образа остаются относительно постоянными, не меняются при удалении экрана. Это говорит о том, что эти образы вызваны не только сигналами с сетчатки глаза, но они уже начали поддерживаться мозгом (сигналы из мозга).

Зрительные представления

Представления отличаются от эйдетических образов и от последовательных образов тем, что каждый человек способен управлять ими в своем воображении. Представления можно сознательно увеличивать и уменьшать, вращать, разбирать на части, соединять. Яркость представлений бывает разной у разных людей. Большинство людей видит зрительные представления как серую кошку в темной комнате. Некоторые способны вызывать яркие, детальные и цветные представления, граничащие по своему "качеству" с эйдетическими образами.

В мнемотехнике используются именно зрительные представления, так как мнемоническое запоминание подразумевает различные мыслительные операции со зрительными образами: увеличение, уменьшение, разборка на части, соединение. Как вы уже знаете, именно сознательное соединение образов в воображении ведет к быстрому запоминанию связи между образами.

Часто используемый в литературе термин "эйдотехника", которым, в частности сам А.Р.Лурия называет технику запоминания Шерешевского, строго говоря, неверный. Мнемоника не может использовать эйдетические образы, так как они не поддаются сознательному контролю. Мнемоника использует для запоминания зрительные представления, а также некоторые приемы вообще не связанные с образами, например, мысленное проговаривание слов и фраз, которое может быть отнесено к идеомоторной тренировке.

Как же запомнить приведенную выше таблицу? Способов запоминания может быть несколько. Рассмотрим простейший.

На каждую букву нужно быстро придумать слово. Образы следует соединять последовательно, парами (прием "Цепочка"). Так как приемом "Цепочка" нельзя запоминать повторяющиеся образы, то на повторяющуюся букву следует подбирать разные слова: "о" - облако, "о" - отвертка, "о" - огрызок.

Если таких табличек несколько, то начало каждой последовательности нужно зафиксировать на отдельном опорном образе. Тогда вы сможете воспроизвести несколько таких таблиц.

Если вы хотите сохранить эту табличку в мозге, то созданные связи необходимо закрепить мысленным повторением (просмотром образов в воображении) в течение нескольких дней после первичного запоминания. И иногда просматривать хотя бы раз в полтора месяца.

Если вы хотите запомнить дату запоминания такой таблички, её (дату) следует зафиксировать на том же опорном образе, на котором начинается последовательность слов, кодирующих буквы.

Пример.

Таблица запоминается 29 июня 2003 года, в воскресенье.

ж
ч
щ
т
и
д
р
к
д
о
о
м
к
щ
л
т
о
а
л
х
т
м
т
ж
о
к
р
ч

Опорный образ: телефонный аппарат (его части: ТРУБКА, клавиши, корпус, шнур, вилка).

Создавайте в воображении связи:

ТРУБКА + Жук, Жук + Черешня, Черешня + Щетка, Щетка + Трубка, Трубка + Иголка, Иголка + Динамик, Динамик + Роза,

Роза + Клей, Клей + Дятел, Дятел + Облако, Облако + Отвертка, Отвертка + Мешок, Мешок + Щетина,

Щетина + Люстра, Люстра + Топор, Топор + Одуванчик, Одуванчик + Аист, Аист + Лев, Лев + Холст, Холст + Торт,

Торт + Мох, Мох + Туз, Туз + Жвачка, Жвачка + Окно, Окно + Костюм, Костюм + Рюкзак, Рюкзак + Четки.

На свободных частях опорного образа "телефонный аппарат" зафиксируйте дату запоминания таблицы:

клавиши + ТеРка (29 число);
корпус + лист (июнь);
шнур + уХо (03 год)
вилка + ВеСло (ВоСкресенье)

(Использованы образные коды из справочника образных кодов на сайте.)

Нормативное (ученическое) время запоминания этой таблицы с датой составляет 180 секунд (6 секунд на образование одной связи между двумя образами). Шерешевский запоминал немного быстрее, примерно за 120 секунд (4 секунды на образование одной связи).

Зачем запоминать такие таблицы? Наверное, просто для тренировки, и ещё для того, чтобы показать, что нет ничего необычного в запоминании такого рода информации, и любой человек способен на это, если чуть-чуть потренируется.

Ещё так можно запоминать различные буквенные коды (пароли).

Чтобы вспомнить табличку по вертикальным столбикам, нужно просчитывать образы в воображении.

Например, чтобы назвать второй вертикальный столбик (ч-д-т-т), прогоняйте образы в воображении и считайте: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь; раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь... Называйте вслух только каждый второй образ. Точнее, первую букву нужного слова.

При непродолжительной тренировке образы можно просматривать в воображении очень быстро.

Потренируйтесь!

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.