Суббота, 21.06.2003. Выпуск 43

ПОВТОРЕНИЕ В МНЕМОТЕХНИКЕ

Значение слова "повторение" в мнемотехнике существенно отличается от привычного значения этого слова. Обычно под повторением подразумевают повторное восприятие информации. Когда школьный учитель дает задание повторить учебный материал, он имеет в виду повторное чтение параграфа учебника.

Но повторное восприятие информации не всегда ведет к запоминанию. Если вы многократно воспринимаете зрительные образы, например, с экрана телевизора, эти образы действительно запомнятся вашим мозгом, и когда вы в очередной раз пойдете в магазин, ваш мозг будет выделять рекламируемый товар из сотен других товаров. Многократно воспринятый образ стирального порошка будет выделяться вашим мозгом, будет усиливаться, будет узнаваться. Но никаких побуждений к действию такая реклама не вызывает. Только узнавание в магазине.

Легендарный 25-й кадр, который якобы не виден, но врезается в подсознание, вы можете легко обнаружить. Вы просто будете видеть этот кадр. Сделайте на программе ASDSee двадцать четыре одинаковых фотографии с разными номерами - от 01 до 24 и одно другое фото под номером 25. Запустите слайд-шоу со скоростью 40 миллисекунд (25 кадров в секунду). Вы убедитесь, что трудно не заметить 25-й кадр. Вы будете видеть мелькание кадра, даже если кадры будут подаваться вам со скоростью 50 кадров в секунду. Вообще, время опознавания образа мозгом составляет 15 миллисекунд. Это значит, что вы не только заметите один врезанный кадр из 67 кадров в секунду, но и сможете сказать, что на нем нарисовано.

Другое дело, когда нужный кадр накладывается поверх кино с другого проекционного аппарата очень короткими импульсами, меньше 15 миллисекунд. В этом случае вы можете не заметить наложения картинки, но и ваш мозг вряд ли опознает картинку или надпись за столь короткое время.

Что касается телевидения, то телевизионные стандарты просто технически не позволяют проделывать такие фокусы. Телевизор жестко ограничен частотой обновления экрана, которой явно недостаточно для того, чтобы сделать ежесекундно повторяющийся врезанный кадр незаметным для глаза.

Когда вы многократно прослушиваете какую-нибудь песню, то повторяющаяся в ней фраза прочно засядет в вашем мозге. Более того, начнет проявляться эффект реминисценции - самопроизвольного усиления следов памяти. Фраза из песни будет назойливо крутиться в вашем сознании. Но вряд ли вы сможете вспомнить текст песни полностью.

Если вы часто обращаетесь к какой-нибудь книге, то вы хорошо запомните её название и автора, но вряд ли сможете воспроизвести точно текстовую информацию книги и, тем более, точные сведения вроде дат, фамилий, названий.

Многократное восприятие информации эффективно для запоминания лишь в отношении некоторых видов информации, при условии очень маленького её объема: несколько зрительных образов, одна-две фразы, пару названий или фамилий.

В отношении точной информации многократное восприятие совершенно бесполезно. Вы можете хоть сотню раз прочитывать цифровой ряд, состоящий из сотни цифр, но так и не сможете его запомнить. То же можно сказать и о телефонных номерах, исторических датах, терминах и формулировках.

Каждый человек интуитивно использует другой способ повторения, когда информация многократно воспроизводится из мозга. Например, вы можете воспринять телефонный номер и многократно проговаривать его числа. Телефонный номер запомнится. Но, скорее всего, уже через пару дней вы не сможете его вспомнить.

Путем многократного припоминания коротких фраз заучиваются стихотворения. Считываются несколько строчек стихотворения, затем они многократно воспроизводятся по памяти. Затем считываются следующие строчки, и по памяти воспроизводится уже более длинный текстовой отрывок. Такой способ запоминания называется "зубрежка". Это очень распространенный способ запоминания и практически единственный в арсенале педагогики.

Но помните ли вы стихи, которые заучивали зубрежкой в школе? Вы их зубрили, успешно рассказывали наизусть, но они куда-то "испарились" из памяти с течением времени.

Но некоторые стихотворения прочно засели в памяти, и вы можете вспомнить их и через несколько лет после запоминания. Если разобраться в том, почему некоторые стихи не забылись, то мы выведем правильный способ повторения, ведущий к долговременному (пожизненному) запоминанию.

Простое наблюдение за своей памятью говорит о том, что мы помним только ту информацию, которую изредка повторяем. Причем повторяем исключительно по памяти. Я, например, помню сотни стихотворений. И я прекрасно осознаю почему. Потому что регулярно, в любое свободное время, в периоды вынужденного бездействия, гоняю в памяти информацию, которая есть в мозге.

Кто-то в метро читает сборник стихов, а я в это время читаю себе стихи по памяти, наслаждаясь красивым сочетанием слов, рифмой и ритмом. Кто-то в метро, надев наушники, слушает музыку, а я включаю музыку в своей голове и наслаждаюсь любимой песней.

Даже профессиональный музыкант помнит наизусть музыкальное произведение только до тех пор, пока он его периодически играет. Год перерыва и музыкант не сможет сыграть пьесу наизусть.

Профессиональный фотограф, работая на программе "Фотошоп" не пользуется учебником, он помнит все нужные команды и комбинации команд. Но год-два перерыва и человек вынужден будет открывать учебник, чтобы вспомнить, как вставить фотографию в рамочку, как сделать виньетку.

Для пожизненного сохранения информации в мозге, информацию необходимо периодически использовать, повторять. При этом очень важно, чтобы информация повторялась исключительно по памяти, без внешних подсказок.

Разницу повторного воспроизведения и повторного восприятия можно проиллюстрировать следующими примерами. Вы можете многократно видеть, как кто-то отжимается от пола. Очевидно, что вам от этого зрелища "ни холодно, ни жарко". Чтобы мышцы запоминали, вам необходимо отжиматься самому. Вы можете часами наблюдать, как кто-то печатает на клавиатуре, но у вас навыка письма не прибавится. Вы можете слушать английскую речь на кассете, но сможете ли вы от этого говорить на английском языке, сможете ли точно воспроизводить фразы?

Очевидно, что для формирования навыка говорения на иностранном языке нужно не только слушать фразы, но и многократно воспроизводить их. Мышцы рта и голосовых связок должны работать, как и нервные клетки, управляющие ими. Только в этом случае ваш мозг запомнит фразы, и вы научитесь говорить.

Итак, следует четко различать повторение, как многократное повторное восприятие информации, и повторение, как многократное воспроизведение информации по памяти. Собственно говоря, это совершенно разные процессы. При повторном восприятии информация поступает в ваш мозг. А при многократном воспроизведении по памяти информация "выводится" из мозга. Процессы, противоположные ровно на 180 градусов.

В мнемотехнике под повторением понимается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО процесс многократного припоминания (воспроизведения) информации. Следовательно, повторение в мнемотехнике осуществляется совсем даже не для запоминания - ведь вы уже можете безошибочно воспроизвести информацию в полном объеме! Зачем же тогда повторять, воспроизводить информацию мысленно? Повторение в мнемотехнике нужно не для запоминания, а для закрепления информации в мозге, для долговременного, пожизненного запоминания нужных сведений. В частности, в системе запоминания "Джордано" метод закрепления информации в мозге называется "Активным повторением".

Но чтобы повторять по памяти информацию, её нужно сначала запомнить! Как вы будете воспроизводить по памяти список телефонных номеров или новые фразы на иностранном языке, если вы не можете запомнить их?

Может сложиться ложное впечатление, что мы можем запомнить несколько телефонных номеров, чтобы закрепить их в мозге путем многократного припоминания. Но найдете ли вы в своем мозге эти два телефонных номера, например, через год, чтобы продолжать поддерживать их в памяти? И речь, вообще, идет не о паре телефонных номеров. Человек, который не может запомнить пару телефонных номеров, это уже клиент не курсов улучшения памяти, а нейропсихологической клиники. В мнемотехнике речь идет о запоминании объема информации, в десятки раз превышающего привычный для нашей памяти объем. Не два телефонных номера, а пятьдесят. Не десять иностранных слов, а двести. Не пять фраз на английском языке, а сто.

Очевидно, что без специального обучения человек не способен захватить в память сотню телефонных номеров с названиями. Следовательно, он не может многократно воспроизводить их по памяти. И, следовательно, такому человеку не доступен метод активного повторения, позволяющий закрепить сведения в мозге пожизненно.

Любая информация в мнемотехнике запоминается последовательно. Даже если вы запоминаете один телефонный номер в день. Запоминание последовательности в некоторых случаях необходимо для точного воспроизведения информации, например, последовательности абзацев текста. Но в большинстве случаев информация запоминается последовательно исключительно для целей её полного воспроизведения по памяти, в результате чего происходит равномерное закрепление в мозге всей новой информации.

Вы можете целый день повторять мысленно две-три фразы на английском языке. И ваш мозг запомнит эти фразы. И вы будете хорошо понимать их и автоматически воспроизводить. Мнемотехника же позволяет воспроизводить по памяти десятки и сотни фраз - все они закрепятся в мозге до автоматизма. Более того, мнемоническое запоминание - это не тупое повторение (как считывание фразы с бумажки и её повторение). При мнемоническом запоминании любая информация прочно связывается с образами, со смыслом, со значением, включается в систему уже существующей в мозге информации.

Мнемоническое повторение, осуществляемое с целью закрепления новой информации в мозге, позволяет закреплять в долговременной памяти объемы информации, в десятки раз превосходящие объем "нормальной" памяти человека. Мнемоническое повторение позволяет поддерживать в активном состоянии потенциально нужную информацию, которая используется очень редко.

Есть разные способы мысленного повторения. Одни предназначены для закрепления в мозге образов после первичного запоминания, другие - для образования в мозге рефлекторных связей (образные коды, иностранные слова, фразы, знаки), третьи - позволяют поддерживать в мозге большие объемы сведений путем очень быстрого просмотра главных частей информации в воображении.

Выводы из этой статьи следующие. Когда вы многократно считываете что-то из книги - вы не повторяете, вы зря тратите свое время. Чтобы начать повторять (закреплять информацию в мозге), нужно сначала запомнить информацию и убедиться в возможности стопроцентного припоминания нужных сведений (контрольное припоминание).

А сможете ли вы без специальных приемов запомнить последовательно, например, несколько десятков статей из Конституции России? Или хотя бы номера статей и их названия?

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.