Пятница, 04.04.2003. Выпуск 39
КАК ЗАПОМНИТЬ ХРОНОЛОГИЧЕСКУЮ ТАБЛИЦУ
Техника запоминания хронологических таблиц относится к технике средней сложности. Чтобы использовать эту технику, вам нужно знать буквенно-цифровой код (соответствие согласных букв цифрам) и общие принципы образования ассоциаций (с выделением основы и элементов). Те, кто получает рассылку недавно, я рекомендую познакомиться с учебником мнемотехники на сайте этой рассылки. Тогда описание техники запоминания хронологических таблиц будет для вас более понятным.
Начнем с техники запоминания одной даты.
Допустим, нужно запомнить дату: 1453 год - гибель Византийской империи.
Запоминаемая информация состоит из трех элементов: 453, Византия, империя. Смысл запоминания заключается в том, чтобы связать вместе разные элементы одной информации. Связывание элементов (запоминание) в системе "Джордано" осуществляется путем образования ассоциации, путем последовательного соединения нужных элементов.
Чтобы иметь возможность осуществить прямую запись информации в мозг (а запоминание для мозга - это образование связей), сначала нужно преобразовать элементы запоминаемой даты в зрительные образы. Тогда вы получите возможность осуществить запоминание (соединение) непосредственно в своем воображении. Процесс преобразования элементов информации в зрительные образы называется в мнемотехнике кодированием.
Преобразуем элементы в зрительные образы, удобные для запоминания (для связывания).
Напоминаю буквенно-цифровой код, по которому можно легко преобразовать образ (слово, его обозначающее) в цифры:
1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм
После кодирования элементов информации в зрительные образы можно приступать к этапу запоминания, к соединению элементов информации в ассоциацию.
В любой ассоциации всегда есть основа (большой образ) и элементы (более мелкие образы), которые связываются с разными частями основы ассоциации. За основу ассоциации следует выбрать главный элемент информации. Основой ассоциации не могут быть образные коды, например, число 453. (Образный код - это часто повторяющийся простейший информационный элемент. Так, число 453 может быть использовано и в другой информации, например, в другой исторической дате или в телефонном номере, или в номере автомобиля.)
В анализируемой дате главным элементом является "Византия". Следовательно, образ "Виза" будет основой ассоциации.
Чтобы связать элементы ассоциации с её основой, необходимо в основе (образ "Карта Виза") выделить две части, два подобраза. Пусть это будут: угол карты и номер карты.
Элементы связываются с выделенными подобразами основы. Соедините в своем воображении следующие образы:
угол карты + ЩеПКа (453)
номер карты + корона
Ассоциация образуется постепенно, путем последовательного соединения пар образов. После соединения элементов с частями основы представьте всю ассоциацию целиком. Постарайтесь увидеть в воображении пластиковую карту "Виза" и щепку на её уголке, и корону на цифрах номера.
В получившейся объемной картинке закодирована запоминаемая историческая дата. Теперь по ней легко можно прочитать (буквально как по конспекту) историческую дату.
Аналогичным образом следует запоминать и другие исторические даты хронологической таблицы. Одна историческая дата фиксируется в мозге в виде одной ассоциации. Для запоминания хронологической таблицы из 32 дат нужно образовать 32 ассоциации.
Следующий этап запоминания - это запоминание последовательности дат хронологической таблицы. Можно запомнить каждую дату (каждую ассоциацию) на отдельный опорный образ (на вспомогательный образ). Но тогда потребуется 32 опорных образа. Это очень неэкономично. Опорные образы подобны дискете, и использовать их следует разумно.
Можно связать 32 ассоциации непосредственно между собой, соединив парами большие образы каждой ассоциации. Тогда на одном опорном образе можно зафиксировать целую цепочку из 32 ассоциаций. Но в системе запоминания "Джордано" запрещено запоминать длинные последовательности образов. Рано или поздно длинная цепочка будет забыта. Для предотвращения стирания информации в памяти следует соединять образы короткими последовательностями, не более 5-10 образов.
Как же наиболее рационально запомнить хронологическую таблицу? Проблема решается так. Даты хронологической таблицы запоминаются в виде "Информационного блока". И один информационный блок, содержащий одну хронологическую таблицу, фиксируется всего на одном опорном образе.
Переходим к третьему этапу запоминания - запоминание последовательности ассоциаций путем формирования в памяти информационного блока.
1. Разделите хронологическую таблицу на несколько частей, чтобы в каждой части было не более десяти дат. В приводимой ниже таблице содержится 32 даты. Разбейте таблицу на 4 части, по 8 дат.
Хронологическая таблица по школьному курсу "История средних веков"
500 - возникновение государства франков
630 - образование Арабского государства
800 - провозглашение императором Карла Великого
843 - Верденский договор о разделе империи Карла Великого
863 - создание Кириллом и Мефодием славянской письменности
962 - образование Священной Римской империи
1054 - разделение христианской церкви на Западную и Восточную
1066 - завоевание Англии герцогом Нормандии
1096-1291 - крестовые походы
1099 - захват крестоносцами Иерусалима
1204 - завоевание крестоносцами Константинополя
1215 - подписание английским королем Великой хартии вольности
1265 - образование английского парламента
1302 - созыв Генеральных штатов во Франции
1337-1453 - Столетняя война между Англией и Францией
1358 - Жакерия (крестьянские восстания во Франции)
1368 - освобождение Китая от власти монголов
1381 - восстание Уота Тайлера
1389 - битва на Косовом поле
1419-1434 - Гуситские войны
1445 - изобретение книгопечатания Гуттенбергом
1453 - гибель Византийской империи
1479 - образование Испанского королевства
1492 - изгнание мавров из Испании, завершение реконкисты (партизанское движение)
1492 - открытие Америки Христофором Колумбом
1498 - открытие морского пути в Индию Васко да Гамой
1517 - начало реформации в Германии
1525 - крестьянская война в Германии
1534 - начало реформации в Англии
1566-1579 - революция в Нидерландах
1588 - разгром "Непобедимой армады"
1624-1642 - правление Ришелье во Франции
2. Придумайте любой произвольный образ, на частях которого будут собраны короткие последовательности ассоциаций. Пусть это будет образ "Кастрюля". Выделите в этом образе четыре части: "крышка", "ручка", "корпус", "дно". Каждую часть кастрюли следует представить в воображении отдельно и крупно.
3. Теперь в каждой исторической дате нужно выделить основу и элементы, преобразовать их в зрительные образы (этап кодирования). Рассмотрим процесс запоминания на первых восьми датах хронологической таблицы. Первое слово (образ) обозначает основу ассоциации.
На часто повторяющиеся слова по ходу запоминания следует вводить образные коды. Например, слово "государство" всегда обозначайте образом "флаг".
Единицы в датах не запоминаются. Запоминаются только трехзначные числа. Так как даты таблицы запоминаются в четкой последовательности, вы легко сможете определить то место в таблице, когда следует прибавлять пропущенную при запоминании единицу.
500 - возникновение государства франков.
Франки; 500; государство.
Образы: фрак; БаНаН (500); флаг.
630 - образование Арабского государства.
Арабы; 630; государство.
Образы: чалма; ШаХМаты (630); флаг.
800 - провозглашение императором Карла Великого.
Карл Великий; 800; император.
Образы: ворона с большим клювом; ВаННа (800); корона.
843 - Верденский договор о разделе империи Карла Великого.
Верденский договор; 843; раздел империи; Карл Великий.
Образ: ДЕНьги, перевязанные ВЕРевкой; оВеЧКа (843); корона; ворона.
863 - создание Кириллом и Мефодием славянской письменности.
Письменность; 863; Кирилл и Мефодий.
Образы: авторучка; ВаЛиК (863); компакт-диск с энциклопедией "Кирилл и
Мефодий".
962 - образование Священной Римской империи.
Священная Римская империя; 962.
Образы: папа Римский; РуЛеТка (962).
1054 - разделение христианской церкви на Западную и Восточную.
Разделение христианской церкви; 054.
Образы: церковь, разделенная на две части; Новая ПеЧь (054).
1066 - завоевание Англии герцогом Нормандии.
Завоевание Англии; 066; Нормандия.
Образы: Тауэрский мост; МыШеЛовка (066); МАНдарин с НОРой.
4. Свяжите основы ассоциацией парами. Начало короткой последовательности из восьми образов привяжите к первому подобразу образа "кастрюля" (собирающий образ).
КРЫШКА КАСТРЮЛИ + фрак + чалма + ворона + деньги + авторучка + папа Римский + церковь + Таурский мост
Пример образования связей между парами образов. Образы в парах - одинакового размера.
На крышке лежит фрак.
На фраке лежит чалма.
В чалме сидит ворона.
Ворону пронзает пачка денег.
Пачку денег пронзает авторучка.
На авторучке сидит папа Римский.
На спине папы - церковь.
Сквозь церковь проходит Тауэрский мост.
5. Следующий этап - образование ассоциаций. Соедините элементы ассоциаций с частями основ ассоциаций. Каждая отдельная дата кодируется одной ассоциацией, которую следует ярко представлять в воображении в виде объемного комбинированного образа. Образы, выделяемые в основе ассоциации (части большого образа) должны быть разными.
На воротнике фрака - банан, из кармана торчит флаг.
На разных частях чалмы - флаг и шахматы.
На голове у вороны корона, на спине - ванна.
На разных частях пачки денег - овечка, ворона, корона.
На разных частях авторучки - валик и компакт-диск.
Папа Римский держит в руке рулетку.
На куполе церкви - новая печь.
На разных частях Тауэрского моста - мышеловка и мандарин (с норой).
6. Следующий этап - контрольное припоминание. Начиная с образа "крышка кастрюли" вспоминайте ассоциации (комбинации образов) и читайте по ним исторические даты. В процессе контрольного припоминания необходимо добиться безошибочного припоминания всех ассоциаций.
7. Последний этап запоминания - закрепление информации в мозге. Созданные вами связи между зрительными образами будут разрушены очень быстро. Для их закрепления вновь образованные ассоциации необходимо просматривать в воображении в течение трех-четырех дней с момента первичного запоминания. Просматривать информацию можно в течение дня в любое свободное время. Осуществлять повторение информации (её закрепление в мозге) следует исключительно путем припоминания. Закрепленные связи будут сохранены пожизненно.
Аналогичным способом запоминаются и остальные даты хронологической таблицы. Вся хронологическая таблица собирается на одном образе "кастрюля". К каждой части этого образа привязывается короткая последовательность ассоциаций, в которой закодировано по восемь дат. Собирающий образ информационного блока следует связать со свободным опорным образом в вашей системе опорных образов.
Записанную в мозг с помощью образов хронологическую таблицу можно вспоминать как последовательно, в прямом и обратном порядке, так и выборочно - ответы на вопросы. Вопрос может содержать любой элемент исторической даты. При ответах на вопросы нет необходимости перебирать в памяти зафиксированные последовательности образов. Припоминание по стимулу (по вопросу) осуществляется мгновенно.
При использовании системы фиксированных образных кодов (когда Англия, например, всегда обозначается одинаковым зрительным образом), можно делать выборки информации, содержащейся в памяти. Например, можно легко вспомнить всю информацию, связанную с Англией. Или все даты и телефонные номера, содержащие число 843.
Самым длительным этапом в запоминании является этап кодирования - этап преобразования элементов информации в зрительные образы. Ваша скорость запоминания зависит в первую очередь от скорости кодирования. Сам процесс запоминания (образование связей между зрительными образами в воображении) обычно не вызывает трудностей.
Способы кодирования подробно рассматриваются в учебнике мнемотехники на сайте, а также в практическом курсе "Интенсивный тренинг".
Человек, прошедший систематическое обучение мнемотехнике, затрачивается не более 30 минут на качественное запоминание приведенной в этой рассылке хронологической таблицы из 32 дат.
Прежде чем запоминать хронологическую таблицу, не плохо было бы прочитать учебник истории, из которого эта таблица запоминается. Можно прочитать учебник и после запоминания хронологической таблицы. Главное - не превращать запоминание в самоцель. Мнемотехника - это всего лишь инструмент для качественного запоминания информации. Запоминайте то, что вам нужно по учебе, на работе, или просто в повседневной жизни.
В.Козаренко
(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.