Пятница, 21.02.2003. Выпуск 35
ВНИМАНИЕ ПОСТПРОИЗВОЛЬНОЕ
В этом выпуске рассылки мы рассмотрим роль процесса "Внимание" в сознательном (произвольном) запоминании информации.
Для начала простая аналогия, позволяющая понять, каким образом внимание связано с запоминанием.
Сколько раз вы можете отжаться от пола? За один раз. Пять, десять раз? А может семьдесят? О чём говорит этот тест? Тест на отжимание характеризует силовую выносливость ваших мышц. Очевидно, что при отжимании важно не то, сколько раз вы сможете отжаться в течение дня. Важно то, сколько раз вы отжимаетесь за один раз, без перерыва.
Перенесем эту аналогию на запоминание. Допустим, нужно запоминать последовательность чисел или слов. Аналогично отжиманию, в тесте на запоминание чисел важно знать, сколько чисел человек может запомнить за один раз, на одном дыхании, без перерыва. Другими словами, важно знать КАКОЕ ВРЕМЯ человек может эффективно выполнять операции по запоминанию информации.
Мозг, как и мышцы, быстро утомляется, и объем запоминаемой информации характеризует силовую выносливость вашего мозга, его способность держать нагрузку, аналогично тому, как тест на отжимание характеризует силовую выносливость ваших мышц.
При тестировании навыка запоминания основным показателем, влияющим на оценку, является именно объем запоминаемой информации. Нельзя получить положительную оценку, запоминая всего 50 чисел, даже если все числа будут припомнены без ошибок, и среднее время запоминания будет соответствовать нормативному (в пределах 6-ти секунд). Для получения оценки "хорошо" нужно запомнить "на одном дыхании" не менее140 двузначных чисел.
Чтобы запоминать реальную информацию, которая встречается в учебниках, нужно быть готовым запоминать "на одном дыхании" примерно 300 элементов информации, быть способным качественно образовать в мозге около трехсот связей между образами. У нетренированного человека, внимание которого крайне неустойчиво и быстро утомляется, мозг "отключается" уже через несколько минут. Без специальной тренировки устойчивости внимания человек не способен запомнить рабочий объем информации, даже если этот человек владеет мнемотехникой и знает, как нужно запоминать.
Несколько примеров. Чтобы запомнить с помощью мнемонических методов последовательность 50-ти телефонных номеров, необходимо образовать 200 связей между зрительными образами - элементами телефонных номеров.
Чтобы последовательно запомнить названия 50-ти штатов США, также потребуется образовать от 150-ти до 200 связей между зрительными образами - элементами названий штатов.
Для качественного запоминания всего лишь одного параграфа из учебника истории (для старшеклассников) нужно быть готовым быстро создать в мозге около 300 связей между образами.
Запоминание одного иностранного слова приравнивается по сложности к запоминанию одного телефонного номера. Для фиксации в мозге смысла и нового произношения слова в среднем требуется создать 4 связи между образами.
Можно подсчитать примерный объем работы, которую необходимо проделать для фиксации в мозге материала всего одного урока из учебника иностранного языка. Один урок содержит в среднем 200 слов (это уже 600 - 800 связей), плюс к этому нужно последовательно зафиксировать около 20 грамматических правил (ещё около 200 связей), и записать в мозг "ходовые фразы" (50-100 фраз).
Итого получается, что для сознательного запоминания одного урока учебника иностранного языка необходимо быть готовым создать в мозге примерно 1000 связей между зрительными образами. Даже с хорошим навыком запоминания - способность запомнить на одном дыхании около 200 элементов информации (чисел, слов, связей между образами) - материал урока придется усваивать частями.
Что уж говорить о человеке, внимание которого должным образом не натренированно. Становится понятным, почему процесс изучения иностранного языка у большинства людей напоминает катание камня в гору Сизифом. Не для кого не секрет, что, изучая иностранный язык в школе и в институте, большинство людей так и не изучили его. Не помогают ни компьютерные программы, ни новейшие лингафонные курсы.
И дело не в том, что человек не умеет запоминать. Каждый человек в какой-то степени владеет мнемотехникой, и для запоминания иностранных слов легко придумать свои собственные приемы запоминания. И, вообще, человеку, по природе своей, намного проще запомнить новые слова и фразы, чем, скажем, фактический материал из учебника истории или огромное количество терминологии из учебника анатомии или фармакологии. Основная проблема - неустойчивость внимания. Неспособность сосредотачиваться на процессе запоминания в течение длительного времени, быстрая утомляемость мозга.
Как тренировать внимание? И какие характеристики внимания нужно тренировать? Большинство предлагаемых в литературе упражнений на тренировку внимания кажутся, по меньшей мере, смешными. Существует единственный способ тренировки устойчивости внимания. И вы сами знаете, что это за способ.
Каким образом можно добиться того, чтобы человек стал отжиматься 70 раз? Ответ простой. Нужно каждый день, каждые два дня отжиматься на один раз больше. Тогда через несколько месяцев регулярных тренировок вы сможете отжаться 70 раз подряд. Никакие таблетки, никакие медитации не позволят вам увеличить силу мышц. Способ один, и вполне очевидный: постоянное наращивание нагрузки, через "не могу". Нужно потеть, нужно заставлять себя, нужно бороться со своей ленью. А как по другому?
Чтобы натренировать устойчивость внимания (силовую выносливость мозга) необходимо каждый день запоминать чуть больше, чем в предыдущий день. Например, если вы тренируетесь на числах, то следует каждый день-два прибавлять к запоминаемому объему по 10 двузначных чисел. Тогда через пару месяцев тренировок вы выйдите на рабочий объем запоминания, необходимый для эффективного запоминания реальной учебной информации (примерно 300 элементов).
Разумеется, здесь речь идет о людях, которые умеют запоминать числа (или слова) в строгой последовательности. Если человек не владеет техникой запоминания, то тренировать устойчивость внимания не получится. Умение запоминать подразумевается.
Что же такое внимание, и в чем смысл его тренировки?
Представьте свое сознание. Сознание - это актуальная в данный момент времени часть системы связей в мозге, по которой мозг генерирует образы, слова, движение. Объем сознания ограничен. В один момент времени ваш мозг способен генерировать лишь небольшое количество информации. Информация генерируется по стимулам, поступающим в мозг от вашего тела, из внешнего мира, из самого мозга (по каналам обратной связи). Ваша система связей (частью которой является сознание) реагирует не на любой стимул. Если в вашей системе связей нет определенного сочетания "Стимул-Реакция", то соответствующий стимул игнорируется вашим мозгом: стимул воспринимается мозгом, но реакции не возникает, и система связей не генерирует никакой информации. В сознании (в воображении) не возникают образы.
Такое явление называется "отрицательные галлюцинации". Они хорошо прослеживаются у маленьких детей, система связей которых ещё очень неразвита. Ребенок не реагирует на большинство внешних стимулов.
Сознание постоянно "подпитывается" сигналами от тела и внутренних органов. Оно существует благодаря этим сигналам. Если стимуляция сознания прекращается, то сознание перестает функционировать, человек засыпает. Если стимуляция коренным образом меняется, то фактически образуется новое, чистое сознание (как у младенца). И человек не спит, но теряет способность анализировать воспринимаемое, становится похожим на ребенка, который только что родился, с той лишь разницей, что в мозге сохранены автоматические (рефлекторные) связи: речь, счет, рабочие навыки и пр. Привычные стимулы, искаженные изменившимися ощущениями от тела, не вызывают в мозге никаких реакций, система связей продолжает функционировать, но не генерирует образы в воображение. Анализ воспринимаемой информации блокируется полностью или частично (как под воздействием алкоголя, например).
На память и сознание влияет температура тела. Когда человек болен и температура повышена, можно наблюдать амнезию на запахи и вкус. Привычные стимулы искажаются, и мозг не генерирует в сознание вкусовые и обонятельные представления, или такие представления становятся новыми, "чужими", вкусовые ощущения меняются.
Когда температура тела понижается - а это происходит при недосыпании - воспринимаемые стимулы искажаются и перестают подпитывать систему связей мозга. Человек начинает засыпать, сознание отключается. По этой же причине хочется спать и при повышении температуры тела. (Такой взгляд на сознание и амнезии (провалы в памяти) является спорным в отечественной психологии, но хорошо согласуется с работами французского психолога Т.Рибо.)
Развивая эту тему дальше, мы могли бы уйти слишком далеко от мнемотехники в область гипноза, НЛП, психологии установки. Я не хочу отбивать хлеб у авторов таких сайтов, и поэтому мы возвращаемся к теме "Внимание" и к мнемотехнике.
Итак, ваше сознание существует благодаря непрерывному потоку стимулов, которые, воздействуя на вашу систему связей, запускают в мозге генерацию образов, слов, движений.
От чего зависит содержание вашего сознания в данный момент времени? Очевидно от того, какие стимулы преобладают. Если у человека болит зуб, то преобладает импульсация от внутренних органов (от тела). Она мощная и забивает другие импульсы. В вашем сознании настойчиво появляются образы лекарств, полосканий, зубного врача. И очень трудно заставить себя что-нибудь воспринимать (читать) или выполнять какие-либо внутренние действия (анализ, воспоминания).
Можно привести много других примеров того, как сигналы от внутренних органов, полностью завладевают воображением: чувство голода, чувство жажды, половой инстинкт, инстинкт самосохранения. Подобные сигналы определяют содержание воображения, система связей выдает в сознание необходимые для ликвидации внутреннего напряжения образы и действия. Если такие сигналы являются достаточно мощными и продолжительными, они способны буквально захватить весь мозг. Возбуждение от одного центра в мозге способно распространиться на другие центры. Если настойчиво "эксплуатировать" мигательный рефлекс, подавая струю воздуха животному в глаз, то через некоторое время кроме мигательного рефлекса, начнут срабатывать и другие рефлексы, мозговые центры которых находятся рядом с центром мигания. Получив необходимые реакции, их можно быстро зафиксировать, просто прекратив издеваться над животным.
Этот вопрос достаточно хорошо изучен современной психологией. Рассмотренное выше явление психологи называют доминантным очагом возбуждения (Ухтомский). На основе формирования доминантного очага возбуждения можно очень быстро формировать у животного (и у человека) необходимое поведение. Это ещё называется "эндогенными рефлексами" (Павлыгина). Метод, надо сказать, достаточно жестокий.
Кроме сигналов от тела в мозг постоянно поступает поток импульсов извне: воспринимаемые образы, звуки, музыка, речь, запахи, вкус. Стимулируя вашу систему связей, эти сигналы пытаются "проникнуть в сознание", создать в вашем воображении нужные комбинации образов. Напоминаю, что в психологии под словом "образ" понимаются не только зрительные образы, но и представления, создаваемые разными анализаторными системами мозга.
Самый простой способ проникнуть в сознание человека в современной "риторике" - это включить усилители на всю мощь. Именно таким нехитрым техническим приемом некоторые политики без труда завладевают сознанием большого количества людей в залах и на улице.
Третий мощный поток импульсов, который постоянно стимулирует систему связей мозга, создавая через неё "свои образы" в воображении - это сигналы из самого мозга. Случайно возникшее в голове воспоминание способно увести человека далеко от выполняемой задачи, человек погружается в мир "грез". При этом он частично отключается как от внешних стимулов, так и от сигналов от тела (снижается критичность мышления). Ведь сознание не может быть занято одновременно всем сразу, объем генерируемой мозгом информации сильно ограничен. Именно таких мечтателей любят подлавливать на улице цыгане, так как человек уже находится в полусознательном состоянии, плохо анализирует внешние стимулы.
Тренировка внимания заключается в том, чтобы научиться контролировать направленность своего внимания (на сигналы от тела, из внешнего мира, из самого мозга) и научиться удерживать внимание на нужных стимулах достаточно длительное время.
В мнемотехнике запоминание и припоминание осуществляется в воображении. Запоминающий человек "работает" с сигналами, поступающими из мозга. Другие сигналы (от тела, извне) должны быть в этот момент максимально ослаблены, чтобы не мешать операциям с образами при запоминании и припоминании.
Почему так трудно сосредоточить внимание на своем воображении? В психологии существует понятие "врожденная неустойчивость внимания". Как будто в голове вмонтирован "генератор случайных мыслей и образов". Хотим мы или нет, но мозг самопроизвольно производит переключение основных каналов импульсации, стимулирующих нашу систему связей (личность).
Это будет понятнее на следующем примере. Представьте себе часы с одной стрелкой. В один момент времени эта стрелка (направленность внимания) может быть направлена на что-то одно. Она то поворачивается в сторону сигналов от внутренних органов, то переключается на сигналы из внешнего мира (звуки, слова, образы), то поворачивается в сторону сигналов от мозга (в воображении появляются зрительные образы, автоматические фразы, музыка).
Природная неустойчивость внимания заключается в том, что эта "стрелка направленности внимания" скачет совершенно самостоятельно, независимо от вашего желания.
Психологи выделяют четыре группы людей, с разной степенью природной неустойчивости внимания. Другие словами, неустойчивость внимания - характеристика генетическая. Есть люди, от природы способные быстро сосредотачиваться на выполняемом задании и легко поддерживать внимание длительное время.
Противоположная группа людей очень долго готовится к выполнению задания, и когда, наконец, решается его начать, тут же отвлекается от его выполнения. Между двумя крайностями есть градации. Я думаю, что число "четыре" - это всего лишь дань традиции, идущей от Гиппократа и Галена (древняя теория темпераментов). При желании можно было бы проградуировать неустойчивость внимание более детально, и поискать связь этой характеристики с другими генетическими особенностями мозга.
Вот мы и подошли к основному смыслу тренировки внимания. Натренировать устойчивость внимания - значит, взять под контроль врожденную неустойчивость внимания, добиться в процессе тренировки того, чтобы мгновенно сосредотачиваться на выполняемом задании и поддерживать это состояние максимально длительное время.
Человеку, который учится сознательному запоминанию, важно научиться сосредотачиваться на сигналах от собственного мозга, игнорируя при этом сигналы извне и от собственного тела. Как это делается технически, мы уже разобрали: постепенное увеличение нагрузки на мозг, постоянное увеличение объема запоминаемой (и припоминаемой) информации. При этом максимальный эффект дают упражнения на припоминание информации, так как сосредоточить внимание в этом случае гораздо сложнее, чем при запоминании.
Не опасна ли такая мощная концентрация внимания? Не "пахнет" ли здесь шизофренией? Мне не хотелось бы затрагивать тему психиатрии, тем более что психиатры сами не могут договориться о том, что такое шизофрения: гениальность или патология. Основным признаком шизофрении является аутизм - патологическое избегание любых контактов с людьми. Если вы не общаетесь со своими соседями, потому что соседи - законченные алкоголики или идиоты, это не является признаком шизофрении. Но если человек забивается в угол, и с опаской молча смотрит на окружающих - это явное заболевание.
Мощная концентрация внимания опасна другим. Когда внимание сосредотачивается на процессе припоминания (например, прогонка в воображении группы новых запомненных фраз на иностранном языке), притупляется восприятие внешних стимулов. Глаза видят, но мозг не анализирует - сознание занято припоминаемой информацией. Поэтому крайне нежелательно выполнять мнемотехнические упражнения, а также сознательное запоминание и припоминание информации за рулем автомобиля и в любых других местах с повышенным фактором риска.
Тренируя внимание, вы не рискуете "зациклиться" на воспоминаниях. Наоборот, вырабатывается способность целенаправленно и очень быстро переключать свое внимание то на припоминание информации, то на анализ воспринимаемой информации из внешнего мира.
До какого предела можно тренировать внимание? Предел этот есть и он вполне достижим. Когда нагрузка на мозг постоянно увеличивается, на каком-то этапе мозг "сдается" и включает резервные механизмы. Это очень похоже на "второе дыхание" в спорте.
Такое же "второе дыхание" открывается и при увеличении нагрузки на мозг. В психологии это состояние называется "постпроизвольное внимание". Вот характеристика постпроизвольного внимания: это состояние, при котором внимание легко удерживается на выполняемом задании длительное время и при этом не возникает утомления".
Как видите, постпроизвольное внимание определено даже академической психологией, и ничего магического, следовательно, в этом явлении нет.
На физиологическом уровне мозг, при постоянном увеличении нагрузки на него, начинает "защищаться" и сам себя стимулирует - вырабатывает определенные наркотические вещества, резко снижающие утомляемость.
Состояние сверхпроизвольного внимания включается сразу, как выключателем и сохраняется ещё несколько часов после прекращения активной умственной деятельности. Человек, находящийся в этом замечательном состоянии внешне выглядит как в состоянии легкого опьянения, глаза блестят. Внутреннее это состояние ощущается как состояние необыкновенной легкости в теле, необыкновенной ясности сознания. Образы становятся яркими, внимание удерживается легко, память работает необыкновенно четко.
Вот она - цель тренировки внимания: усилием воли мгновенно включать состояние вдохновения, творческого подъема, сверхконцентрации. Без этого мнемотехника не имеет смысла. Можно, конечно, запоминать информацию и без должной тренировки внимания. Но чтобы эффективно запоминать большие объемы информации, необходимо пройти систематический курс тренировки, направленный, в первую очередь, на выработку устойчивости внимания.
В искусстве запоминания владение техникой запоминания и тренировка устойчивости внимания распределяются примерно поровну, пятьдесят на пятьдесят. Часто достаточно "поправить" школьнику устойчивость внимания, чтобы он стал учиться на пятерки, вообще безо всякой мнемотехники.
Интересно отметить и то, что люди, проходящие курс скорочтения после прохождения курса мнемотехники, показывают на контрольном тесте результаты в среднем в три-четыре раза выше (12000 знаков в минуту), чем средние результаты в группе (3500 знаков в минуту). Без сомнения, это связано с предварительной тренировкой визуального мышления (восприятие текста без внутреннего проговаривания) и с высокой устойчивостью внимания.
Обобщим вышеизложенное.
Сосредоточению мешает врожденная неустойчивость внимания. Цель тренировки внимания - достижение высокой устойчивости внимания, формирование способности непрерывно выполнять умственные действия на протяжении длительного времени. Это достигается плавным увеличением нагрузки на мозг, путём постепенного увеличения объема запоминаемой информации. Основной тренировочный эффект дают упражнения на припоминание.
Для достижения состояния постпроизвольного внимания необходимо довести объем
запоминаемых и припоминаемых элементов (двузначных чисел, образов) примерно
до 200-300. Только в этом случае можно практически использовать методы мнемотехники
для качественного запоминания материала учебников.
В.Козаренко
(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.