Суббота, 09.11.2002. Выпуск 25

ЗАПОМИНАНИЕ ТЕКСТОВ

На разных сайтах, посвященных интеллектуальному развитию человека, вы можете встретить примерно следующие рекламные заявления: "Запоминание текстовой информации на 100%", "Качественное запоминание текстов", "Увеличение скорости чтения при стопроцентном усвоении прочитанного", и прочие подобные привлекательные лозунги. В том числе и на сайте Mnemonikon в программе обучения присутствует "Техника запоминания текстовой информации".

Однако, под словосочетанием "качественное запоминание текстов" каждый автор, каждая школа понимают разные способы тестирования этого самого качества, и разные тексты, на которых проводится обучение и тестирование.

Попробуем разобраться в этом запутанном вопросе. Систематизируем текстовую информацию.

По насыщению текстов точными данными и специальной терминологией можно выделить:

- полное отсутствие точных данных и терминов (типа анекдотов);
- точные данные присутствуют в минимальном количестве (научно-популярные тексты для детей, вроде энциклопедии "Всё обо всём");
- большое количество точной информации (школьный учебник истории).

По объему текстовой информации:

- отдельные абзацы (анекдоты, энциклопедические сведения);
- короткие тексты (меньше машинописной страницы);
- параграфы учебника (2 - 4 машинописные страницы);
- большие объемы (лекции, доклады).

Качество запоминания текстов можно тестировать несколькими способами:

- ответы на вопросы по тексту (припоминание на узнавание: вопрос служит стимулом);
- активное припоминание - свободный пересказ своими словами (без наводящих вопросов);
- активное припоминание - пересказ своими словами, но с соблюдением последовательности абзацев и последовательности ВСЕЙ точной информации в каждом абзаце;
- дословное припоминание текста, слово в слово.

Под точной информацией в тексте понимают числовые данные, точные даты событий, фамилия, имена и отчества, географические названия, специальная терминология, специальные символы и пр.

В отдельные категории текстовой информации можно выделить дословное запоминание текста на совершенно незнакомом языке (кимива обоэтэ иру кочира оно щирои буранко, кадзэни фукарэтэ футаридэ юрэта оно щирои буранко, хигурэва ицумо самищиито, тиисано катоо фурувасэта, кимини...). И запоминание стихов.

В настоящее время существует три основных подхода в обучении технике запоминания текстовой информации.

Первый. Обучение запоминанию текстов в рамках курса обучения скорочтению.

Второй. Запоминание текстов путем анализа внутренней структуры текста (педагогическая мнемотехника).

Третий. Запоминание текстов методами классической мнемотехники.

На уровне легенды якобы существует и четвертый подход, когда человек один раз прочитывает текст и сразу воспроизводит его дословно.

Существующие методики обучения не позволяют достигать таких результатов запоминания. И если кто-то и умеет показывать такие чудеса, то, скорее всего, это фокус, основанный на качественном предварительном запоминании текста обычными методами, либо непосредственное считывание текста из головы проверяющего. В последнем случае речь идет о телепатии, но я лично не видел людей, демонстрирующих подобные способности. И описание подобных случаев в литературе не является достоверно проверенными фактами. Как известно, бумага всё терпит.

Какой уровень запоминания обеспечивают рассмотренные выше три методических подхода?

Обучение запоминанию в рамках курса скорочтения

Используются короткие (меньше машинописной страницы) научно-популярные тексты для детей, с минимальным содержанием точной информации. Качество запоминания определяется по количеству правильных ответов на вопросы по тексту. Считается, что если учащийся ответил на 10 вопросов по тексту, то он запомнил текст на 100 процентов. Качество запоминания проверяется сразу после прочтения.

О долговременном запоминании, как правило, речи не идет. Да и сам процесс обучения не позволяет проконтролировать качество долговременного запоминания. Эта методика тестирования наиболее распространена и применяется практически во всех коммерческих школах, обучающих технике быстрого чтения.

Запоминание текстов путём анализа внутренней структуры текста

Используются очень короткие тексты (всего несколько абзацев) с минимальным содержанием точных данных. Существенным недостатком этого метода является необходимость длительного "пережевывания" одного единственного отрывка текста. Быстро запоминать таким методом нельзя, так как анализ внутренних связей, составление (в тетради) структурной взаимосвязи между главными мыслями текста, выделение второстепенных мыслей, многократные постановки вопросов к тексту и ответы на них, - всё это требует большого количества времени.

Качество запоминания текста таким методом, разумеется, выше, чем при запоминании текста в процессе его быстрого чтения. Учащиеся могут воспроизвести достаточное количество точных данных. Однако основным методом тестирования качества запоминания остается оценка правильных ответов на поставленные вопросы по тексту. Правда, вопросов может быть значительно больше десяти. Иногда при тестировании используют свободное письменное изложение.

Такой методический подход не обеспечивает запоминание последовательности абзацев в тексте, не обеспечивает стопроцентного запоминания точных сведений и их последовательности в каждом абзаце, не гарантирует долговременное запоминание текстов.

Запоминание текстовой информации методами классической мнемотехники (на основе визуального мышления)

Мнемотехника полностью исключает пассивное припоминание (тестирование на узнавание - ответы на вопросы). Качество запоминания любой информации, в том числе и текстов, проверяется только активным припоминанием. Это значит, что учащийся должен последовательно воспроизвести весь запомненный объем информации устно или письменно без наводящих вопросов.

Конкретно для текстовой информации в мнемотехнике установлены следующие критерии оценки:

- не допускается нарушать последовательность абзацев текста (последовательность анекдотов, коротких отрывков фактографической информации, абзацев в пределах текста);
- не допускается пропускать или искажать точные сведения (числовые данные, фамилии, названия, термины);
- не допускается нарушать последовательность точной информации в пределах одного абзаца.

Критерии, как видите, очень жесткие, и рассмотренные выше первый и второй методические подходы и близко не обеспечивают такого качества запоминания.

Тексты какого уровня сложности можно запоминать методами мнемотехники? Здесь мне хочется сделать небольшое "лирическое отступление". Буквально вчера я заглянул на дружественный сайт, посвященный скорочтению и технике запоминания. И вот какие интересные мысли нашел там.

Оказывается, со слов авторов сайта, мнемотехника обучает запоминать логически не связанную информацию (цепочки слов, цепочки цифр и слогов). А чтобы запоминать тексты, нужно использовать другие методы. Мол, мнемотехника вообще не предназначена для запоминания текстов. Ведь тексты - это логически связанная информация, а мнемотехника учит запоминать логически не связанную информацию. Такова логика авторов сайта.

Другими словами, авторы этого сайта используют методики запоминания текстов, не основанные на мнемотехнике. Это значит, что используется обучение запоминанию текстов в рамках обучения скорочтению или путём анализа внутренней структуры текста. То есть методы, на порядок менее эффективные, чем мнемотехнические.

Сразу хочется задать вопрос: "Как, скажите, человек сможет запоминать текст с большим содержанием точных сведений, если он не умеет запоминать эти самые точные сведения?" Логика подсказывает, что прежде чем учиться запоминать тексты, необходимо научиться уверенно запоминать числа, даты, точные даты, фамилии и имена, термины и названия, последовательность информации. Каждый по собственному опыту знает, что после прочтения параграфа из учебника истории, точная информация не припоминается.

Как представители педагогической мнемотехники решают вопрос с точной информацией в тексте? Как обычно. В учебных текстах (очень коротких) просто не будет точной информации. И методика тестирования (ответы на вопросы) устраняет необходимость запоминания последовательности абзацев.

Далее, авторы того же сайта разделяют речевую информацию и визуальную информацию (зрительные образы). По их мнению, методы запоминания, основанные на запоминании зрительных образов, совершенно не подходят для запоминания текстовой (речевой, логической) информации.

На мой взгляд, не нужно быть психологом, чтобы понять, что естественное запоминание текстов человеком основано на зрительных образах. Это очевидно. И непонимание этого настораживает. Человек понимает и запоминает фразу благодаря механизму воссоздающего воображения. Слова фразы рефлекторно вызывают в воображении образы, и эти образы соединяются в воображении под действием пространственных операторов речи (предлоги, падежные окончания, глаголы и др.). Механизм запоминания текстов совершенно такой же, как и механизм запоминания случайной последовательности чисел. Более того, другого механизма просто не существует.

Кто ещё думает, что науке неизвестны механизмы памяти, рекомендую заглянуть на сайт Mnemonikon и прочитать в учебнике мнемотехники раздел "Механизмы памяти".

Тексты какого уровня сложности позволяет запоминать мнемотехника? О критерии оценки качества запоминания было написано выше.

Мнемотехника позволяет запоминать тексты любого уровня сложности. Но система "Джордано" не рассматривает:

- запоминание стихов (считается, что рифмование - это один из сложных мнемотехнических методов, поэтому стихи запоминаются хорошо и не нуждаются в дополнительных приемах);
- дословное запоминание текста на незнакомом языке (считается, что в этом нет смысла, то есть, практической необходимости).

Обучение технике запоминания текстовой информации в мнемотехнике идет примерно по такой схеме.

Первоначально осваиваются базовые приемы запоминания и техника запоминания наиболее распространенных видов информации (исторические даты, точные даты, фамилии и имена, термины и понятия, постоянные величины - всё, что может встретиться в текстовом материале учебника). Попутно идет мощная тренировка устойчивости внимания и формирование навыка запоминания - способности быстро кодировать информацию в образы и записывать образы в мозг).

После освоения базовых приемов запоминания и формирования элементарных навыков запоминания можно приступать к изучению техники запоминания текстов.

Первоначально учащиеся обучаются запоминать последовательность коротких отрывков текстовой информации, не содержащей точных сведений. Тренировка идет на большом количестве анекдотов (десятки и сотни анекдотов, воспроизводимых в четкой последовательности, и даже по номерам).

Затем осуществляется тренинг запоминания коротких отрывков текстовой информации с большим содержанием точных сведений. Это энциклопедические сведения (фактографическая информация). При этом соблюдаются жесткие критерии качества запоминания текстов. Ученик должен без подсказок последовательно рассказать 30 энциклопедический отрывков, воспроизведя при этом все точные сведения в каждом отрывке и их последовательность в данном отрывке. Нарушение воспроизведения последовательности информации в мнемотехнике считается ошибкой. Например, если при припоминании хронологической таблицы, вы поменяли местами две даты, то эти две даты засчитываются как две ошибки.

Следующий этап - тренинг запоминания коротких текстов. В пределах одной машинописной страницы. Тексты специально подбираются повышенной сложности. Например, отрывки из учебника истории, с большим содержанием дат, названий, фамилий.

После этого - тексты нормальной длины (параграфы учебника).

Отдельно рассматривается техника запоминания учебника целиком. Вариант - подготовка к экзамену. В этом случае, разумеется, детальное запоминание текста не используется. Основная задача - систематизация в голове материала всего учебника и его основных положений. Предполагается, что качественное запоминание отдельных параграфов осуществлялось в течение учебного года.

Отдельно рассматривается техника запоминания материала лекции, доклада, речи. В данном случае, предполагается, что лектор (преподаватель) достаточно хорошо знает содержание собственных занятий. И задача запоминания лекции сводится к фиксации в памяти последовательности изложения материала лекции и наборов точных сведений, которые могут быть использованы в процессе чтения лекции.

Как видите, техника запоминания текстового материала - это одно из основных направлений мнемотехники. И так как потребность в вышеперечисленных техниках достаточно высока, эти технологии досконально разработаны.

Возможен ли дословный пересказ? Слово в слово? Критерии оценки качества запоминания текстов в мнемотехнике не требуют дословного пересказа. Пересказ текстового материала осуществляется своими словами, но с обязательным соблюдением последовательности абзацев в тексте и всей точной информации в каждом отдельном абзаце. При желании (для этого требуется многократное повторение путём припоминания) текстовой материал небольшого объема (около машинописной страницы) может быть заучен дословно. Но, на мой взгляд, это лишняя трата времени. Никто ведь не заставляет учить дословно материал учебника истории?

Однако, как есть разные методики, предлагающие разные уровни обучения, так есть и разные люди, имеющие различные потребности в запоминании текстов.

Кто-то просто не может сосредоточиться на книге. Такому человеку элементарная тренировка устойчивости внимания даст возможность читать книгу. Ну, а если он её будет читать, что-нибудь, да запомнится.

Школьники заинтересованы в качественном и быстром запоминании отдельных параграфов учебников. Быстренько запомнил на переменке, поднял руку, пересказал, получил пятерку.

Кто-то вообще не умеет читать. Есть такие люди, у которых скорость чтения равна 100 знакам в минуту, при норме 800 (до обучения скорочтению). Ну, если человек не умеет читать, как он будет запоминать тексты? Наверное, прежде чем учиться запоминать, нужно научиться читать.

Студенты заинтересованы в запоминании большого объема учебного материала, насыщенного сложной терминологией.

Преподавателям и лекторам нужно уметь запоминать материалы своих лекций и занятий.

Школьников младших классов не заставляют запоминать точные сведения. Их учебники максимально облегчены. Им мнемотехника просто не нужна. Вполне достаточно методов, предлагаемых скорочтением или педагогической мнемоникой.

Есть в психологии такое слово - фрустрация. Это когда вам звонят приятели по телефону, и говорят: "Накрывай на стол, мы сейчас приедем в гости с подарками". И вот вы бежите в магазин, тратите последние деньги, готовите вкусную еду... А к вам никто не приезжает. Представьте возникшее чувство. Это и называется фрустрацией.

Все методики обучения технике запоминания текстов хороши по-своему. У каждой методики обучения свои задачи и свои критерии оценки качества обучения. И чтобы не быть фрустрированным при посещении курсов тренировки памяти, подробно узнайте, по какой методике вас будут обучать, какого уровня сложности тексты используются в упражнениях, каковы критерии оценки результатов обучения. И сопоставьте эту информацию со своими потребностями в запоминании.

Как правило, деньги-то небольшие берут на курсах. Но, всё равно, иногда становится обидно за зря потраченное время. Но если у кого-то проблемы с визуальным мышлением - однозначно следует выбирать методики обучения, не основанные на мнемотехнике.

Новости и обновления сайта Mnemonikon

| Журнал | Известные мнемонисты | "Этот феноменальный Мангатаев", автор Алексей Анготкин
| Журнал | Научные статьи | "Мозг человека - сверхвозможности и запреты", автор академик Н.П.Бехтерева

Скоро на сайте Mnemonikon

Словарь мнемотехники (терминология, используемая в системе "Джордано")
Машинопись, урок 7. Изучаем регистр (Shift)

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.