Главная

 

В.Козаренко

Методы формирования опорных образов
в Системе "Джордано"

Метод Цицерона (метод мест):

- выделение мест в замкнутых локациях в помещениях;

- выделение мест в замкнутых локациях на улице;

- выделение мест на линейных маршрутах на улице;

- непрерывные места;

- кодирование информации пространственным расположением частей места.

Образные коды двузначных чисел 00-99.

Образные коды трехзначных чисел 000-999.

Стикеры (произвольные образы и их части).

Четырехуровневый блок опорных образов.

Ярлыки.

Рабочий стол.

Метод "Таблица опорных образов".

Образ-контейнер.

Запоминание в алфавитном порядке.

Запоминание на основе оглавления учебника (стикеры).

Внешние опорные образы.

 

Опорный образ - это пустая ячейка памяти. Опорные образы воспроизводятся последовательно, по номерам или по адресам.

Опорные образы могут использоваться для многократного временного запоминания или для постоянного, долговременного хранения информации в памяти. Если опорные образы используются для долговременного запоминания, на них нельзя запоминать новую информацию. Новая информация будет затирать старую.

Занятые опорные образы могут очищаться самопроизвольно. Например, однократно созданная связь сохраняется на опорном образе примерно час. Для долговременного сохранения информации созданные связи должны закрепляться путем мысленного повторения (многократного припоминания).

Метод Цицерона (метод мест)

Классический способ формирования опорных образов (локи). Метод уникален тем, что использует не изолированные образы, а места. Место - это фрагмент вашего зрительного воспоминания. Примером места может быть изображение на экране цифровой фотокамеры.

Место может быть целым (полный кадр на экране камеры). В месте могут быть выделены части (сверху вниз или слева направо) путем увеличения части места (кадра). Если в месте выделять части (как правило, пять частей), емкость метода увеличивается в пять раз.

Метод Цицерона имеет несколько модификаций.

оглавление

1. Выделение мест в замкнутых локациях в помещениях. Встаньте посередине комнаты и равномерно по периметру сделайте 10 снимков фотокамерой. У вас получится 10 целых мест. Деление на 10 условно. В помещении можно выделить и большее количество целых мест. В каждом месте в дальнейшем можно выделить по пять частей. Для этого откройте снимок места на программе "Фотошоп" и отметьте части места кружками (кистью).

Десять помещений может содержать 100 целых мест или 500 конечных опорных образов (частей мест).

оглавление

2. Выделение мест в замкнутых локациях на улице. Встаньте посередине детской площадки и равномерно по периметру сделайте десять снимков. Все что попало на экран камеры - это целое место. В каждом целом месте можно выделить по пять частей, увеличив емкость метода в пять раз. Используйте замкнутые локации: детские площадки, автостоянка, перед подъездом дома, перед входом в магазин и т.п. Встаньте на улице в любом месте, вокруг которого есть множество разных объектов и сделайте десять снимков вокруг себя, вращаясь на 360 градусов.

оглавление

3. Выделение мест на линейных маршрутах на улице. Идите от подъезда до метро и через примерно равные промежутки делайте снимки. Все что попало в кадр камеры - это целое место. В целом месте можно выделить по пять частей. Каждое пятое целое место принято отмечать. В древности их отмечали флажками. Каждое пятое место можно отмечать образным кодом числа (двузначного или трехзначного).

Сформировав каждым способом по 100 целых мест, вы получаете 300 целых мест. Отметив на "Фотошопе" в каждом целом месте по пять частей, вы увеличиваете общее количество конечных опорных образов до 1500.

Метод Цицерона считается самым скоростным методом запоминания. Поэтому он используется в спортивной мнемонике для быстрого временного запоминания последовательностей чисел, игральных карт, бинарных чисел, слов и других наборов бессмысленной информации. Метод также рекомендуется для многократного временного запоминания тренировочных упражнений, для тестирования памяти, для демонстрации памяти.

Для долговременного запоминания полезной (учебной или бытовой) информации данный метод, как правило, не применяется.

оглавление

4. Непрерывные места (локи). Специально заученные места (любой из трех модификаций метода), которые плавно переходят друг в друга, вспоминаются непрерывно. Данный способ позволяет увеличить скорость запоминания.

Например, запоминая двузначные числа на непрерывные места, мы можем запоминать числа со скоростью 2 секунды на число. Непрерывность мест позволяет удерживать в воображении три образных кода одновременно, и время удержания каждого числа составит 6 секунд.

оглавление

5. Кодирование информации пространственным расположением частей места. Специально сформированные места. Например, для запоминания игральных карт. Части места присваивается какое-то фиксированное информационное значение. Например, верх - пики, низ - трефа, слева - черва, справа - бубна. Для кодирования части информации используется пространственное расположение образа на локи.

Этим способом можно запоминать игральные карты, не зная образных кодов карт, используя образные коды двузначных чисел. Смотрите технику запоминания "Компас".

Кодирование информации пространственным размещением образов на других образах используется и в других техниках запоминания. Например, в основной технике "Образование искусственной ассоциации" последовательность информации кодируется пространственным размещением элементов на основе ассоциации слева направо или сверху вниз.

Принцип пространственного кодирования можно использовать для любой другой информации, состоящий из двух и более частей.

Статья по теме.

оглавление

Образные коды двузначных чисел 00-99

Метод основан на нашей способности безошибочно воспроизводить числовой ряд от 00 до 99. Образные коды чисел могут быть использованы для временного запоминания упражнений, для тестирования, для демонстрации возможностей памяти. Метод позволяет воспроизводить информацию не только последовательно, но и выборочно по номерам. Не используйте этот метод для долговременного запоминания. Это испортит образные коды чисел, основное назначение которых - запоминания числовых данных.

Можно использовать части образных кодов. Например, три части в каждом образе. Тогда емкость метода увеличивается до 300 конечных опорных образов.

Статья по теме.

оглавление

Образные коды трехзначных чисел 000-999

Метод основан на нашей способности последовательно воспроизводить числовой ряд от 000 до 999. Образные коды трехзначных чисел могут быть использованы для временного запоминания упражнений, для тестирования, для демонстрации возможностей памяти. Метод позволяет воспроизводить информацию не только последовательно, но и выборочно по номерам. А также по адреса, если используется деление образного кода на три части. Например, третья часть образа 002 (МоНеТа) будет иметь цифровой адрес 002.3. Не используйте этот метод для долговременного запоминания. Это испортит образные коды чисел, основное назначение которых - запоминание числовых данных.

Статья по теме.

оглавление

Стикеры (произвольные образы)

Любой образ и его части можно считать аналогом бумажного стикера. Например, в произвольно выбранном образе "лампа" мы можем выделить пять частей, пять конечных опорных образов. На опорные образы запоминается информация, предварительно связанная в ассоциации, списки или таблицы.

Стикеры можно подшивать в гирлянды стикеров, соединяя стикеры через последнюю (шестую, свободную) часть предыдущего стикера или приемом Матрешка.

Метод рекомендуется для неспешного долговременного запоминания полезной информации. Стикеры могут формироваться по мере надобности и постепенно сшиваться в гирлянды стикеров.

Стикеры (и гирлянды стикеров) можно мысленно приклеивать на дверь, зеркало, себе на лоб, или подшивать на опорные образы.

оглавление

Четырехуровневый блок опорных образов

Пустые стикеры заранее формируются в блок стикеров. 25 произвольно выбранных образов связываются в короткие последовательности по пять образов приемом Матрешка. Получившиеся "гирлянды" подшиваются на 26 образ (произвольный или по теме запоминаемой информации). Конечные опорные образы в блоке стикеров имеют адресацию, которая записывается для одного блока тремя цифрами (1.3.5), для нескольких блоков - четырьмя цифрами (2.1.3.5). Во втором случае первая цифра обозначает номер блока, если блоков заготовлено несколько.

При долговременном запоминании адресация ячеек памяти позволяет разным людям хранить одни и те же данные под одинаковыми адресами. Это дает возможность (например, в школе) тестировать память учеников без наводящих вопросов, путем выписывания информации с определенных адресов в памяти.

Статья по теме.

оглавление

Ярлыки

Ярлык - это образ, кодирующий название списка или таблицы. Например, хронологическую таблицу по истории средних веков можно закодировать ярлыком "Рыцарь". На части ярлыка (на части образа "рыцарь") подшиваются части хронологической таблицы.

Ярлыки можно запоминать на опорные образы или на "Рабочий стол".

Можно делать составной ярлык. В этом случае ярлыки склеиваются друг с другом аналогично стикерам, через последнюю часть предыдущего ярлыка. Смотрите пример использования составного ярлыка в статье "Запоминаем таблицу Менделеева табличным методом".

Статья по теме.

оглавление

Рабочий стол

Специально подобранная иллюстрация, фотография, картина, в которой можно выделить последовательно или разделив сеткой на квадраты, разные образы. На образы "Рабочего стола" запоминаются "Ярлыки" (и связанные с ними списки и таблицы).

Несколько рабочих столов можно связать друг с другом через последний образ предыдущего рабочего стола. И, таким образом, листать рабочие столы в воображении (и видеть ярлыки на них) аналогично тому, как мы это делаем на смартфонах.

Рекомендуется для долговременного запоминания информации, которую мы собираемся использовать каждый день.

оглавление

Метод "Таблица опорных образов"

Комбинация образных кодов чисел и приема свободных ассоциаций. От образного кода числа (01 - еж) получаем дополнительные образы приемом свободных ассоциаций:

01 (еж) - гриб - корзина - сапог

В каждом дополнительном образе выделяем по 3 части.

В результате получаем пронумерованную строку опорных образов, в которой каждая ячейка памяти имеет цифровой адрес из двух цифр. Например, 1.4 (первая часть корзины)

Строка 01 гриб (1) гриб (2) гриб (3) корзина (4) корзина (5) корзина (6) сапог (7) сапог (8) сапог (9)

На основе образных кодов двузначных чисел получаем таблицу опорных образов на 900 ячеек памяти. На основе образных кодов трехзначных чисел получаем таблицу опорных образов на 9000 ячеек памяти.

Количество ячеек памяти может быть увеличено, путем добавления новых дополнительных образов в каждой строке. Или путем увеличения количества частей образов с трех до пяти.

Таблица опорных образов может формироваться постепенно, по мере необходимости, для долговременного запоминания полезной информации.

В ячейку памяти при долговременном запоминании мы запоминаем не отдельное число, а ассоциацию, список или таблицу.

Метод может быть использован и без знания наизусть образных кодов чисел. В этом случае порядковый номер следующей строки (образный код числа) подшивается в конец предыдущей строки.

В примере "Строка 01" образный код числа 02 (яд) должен быть подшит на адрес 01.9.

Если вы знаете образные коды чисел наизусть, подшивка номера следующей строки в конец предыдущей строки необязательна.

Статья по теме.

оглавление

Образ-контейнер

В произвольном образе выделяются внутренние части. Например, в образе "холодильник" можно выделить несколько внутренних частей, невидимых при рассматривании закрытого холодильника: лампа, полка, лоток для мяса, лоток для фруктов, боковые ниши на двери.

Использование внутренних частей образа позволяет запоминать образы-контейнеры приемом Цепочка. Целые образы связываются друг с другом непосредственно, и это не приводит к наложению и затиранию связей, так как они находятся внутри образа, не видны.

Статья по теме.

оглавление

Запоминание в алфавитном порядке
(алфавитная телефонная книжка)

Комбинация образных кодов букв алфавита и образов-контейнеров. К образному коду буквы алфавита привязываем произвольный образ-контейнер.

А (арка) + холодильник (внутри три или пять частей) + контейнер (приемом Цепочка) + ...

Получаем три (пять) ячеек памяти под буквой "А".

Ячейки памяти достраиваются по мере необходимости. Под одной буквой их может быть больше, под другой буквой меньше или вообще не быть. В ячейку памяти запоминается ассоциация, один телефонный номер.

Статья по теме.

оглавление

Запоминание на основе оглавления (техника стикеров)

Вместо опорных образов используются образы, кодирующие название параграфов учебника или иллюстрации из параграфов учебника (стикеры).

На части образа, кодирующего название параграфа, запоминается конспект параграфа учебника предварительно связанный в ассоциации, списки или таблицы.

Стикеры (названия параграфов) сшиваются между собой непосредственно, через последнюю часть предыдущего стикера или приемом Матрешка. На стикере можно запомнить номер параграфа и номер страницу. Гирлянды стикеров в свою очередь подшиваются на образе, кодирующем название учебника (или иллюстрация с обложки учебника).

При запоминании конспекта учебника можно сделать предварительную разметку - запомнить сначала только оглавление, подготовить стикеры. Или запоминать конспект отдельного параграфа, постепенно подшивая стикеры в гирлянды.

Если параграф учебника содержит большой объем точных данных, например, таблицу плотности веществ, такая таблица запоминается отдельно табличным методом, и на часть стикера подшивается ярлык таблицы.

Статья по теме.

оглавление

Внешние опорные образы

Такой метод использовался священниками в средние века. Образный конспект проповеди запоминался на реальные предметы интерьера храма.

Аналогичную технику мы используем при запоминании пин-кодов банковских карт. Картинка-стимул не запоминается в память мозга. Она находится на банковской карте. Образные коды чисел мысленно связываются с частями картинки на пластиковой карте.

Когда мы смотрим на карту, картинка стимулирует мозг, и мы вспоминаем образы, которые ранее привязали на части картинки. Фактически, пин-код оказывается записанным на самой карте, но никто кроме нас не видит эту информацию.

Учитель в школе, подобно средневековым священникам, может использовать предметы интерьера класса для запоминания на них точной информации по своему предмету.

Статья по теме.

оглавление

Дата размещения материала на сайте 2 марта (среда) 2016 года.

Главная
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2016.
Адрес сайта: http://mnemonikon.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100