Главная

 

В.Козаренко

Четырехуровневый блок опорных образов

Практическое применение приема "Матрёшка".

"Стикер" - это образный аналог бумажного стикера, на котором обычно записываются какие-то сведения. Например, телефонный номер или адрес.

Стикер может быть пустым, для записи на нем информации. Или стикер может быть подобран по названию параграфа учебника. При запоминании конспекта учебника в качестве стикера может быть использована иллюстрация из параграфа учебника.

Рассмотрим на иллюстрациях пустые стикеры и их организацию в блок стикеров (четырехуровневый блок опорных образов).

При использовании стикера в качестве болванки для запоминания информации, мы делим его на шесть частей. Пять частей для запоминания информации. Эти пять частей называются "конечными опорными образами". Шестая часть стикера резервируется для подшивки следующего стикера.

Подклеивая стикеры друг к другу, мы получаем "гирлянды стикеров". Например, по пять стикеров в "гирлянде". В свою очередь несколько гирлянд стикеров мы собираем на частях собирающего образа (такой же пустой стикер). Аналогией собирающего образа может быть "конверт".

Используем деление на пять частей.

В "конверте" (голубой и зеленый цвет) будет храниться пять гирлянд "стикеров". Каждая гирлянда состоит из пяти стикеров (розовый цвет).. Каждый из стикеров гирлянды делится на пять частей, фиолетовый цвет (шестая часть используется для склеивания стикеров в гирлянду, на схеме это связь между кружками на розовом фоне).

В результате мы получаем четырехуровневый блок опорных образов. В этом блоке информация будет записываться на конечные опорные образы - выделенные части стикеров. Сами стикеры будут промежуточными опорными образами. На них информация не записываются, они служат для навигации по блоку опорных образов.

В одном блоке опорных образов, емкостью 1:125 содержится 125 конечных опорных образов, 125 ячеек для записи информации. Каждая ячейка памяти имеет адресацию, которая записывается тремя цифрами через точку. Например, 1.3.5 (зеленый, розовый, фиолетовый)

Если вы используете несколько блоков опорных образов, адрес будет обозначаться четырьмя цифрами: 1.1.3.5. В этом случае первая цифра обозначает номер блока (голубой, зеленый, розовый, фиолетовый).

Нумерация специально не запоминается. Адрес просчитывается в воображении, мысленным перемещением по связям между образами блока.

Что можно запомнить в одну ячейку памяти, на один конечный опорный образ?

1. Отдельный образ (число, слово). Это не рационально.

2. Какой-нибудь список. Список запоминается приемом Цепочка. На опорный образ привязывается первый образ цепочки. Например, можно запомнить в одну ячейку памяти список из 20-ти фраз (дословно) при изучении иностранного языка. Или список из 20-ти анекдотов, список задач, список дел, 20 фотографий. Любую информацию, которая кодируется целым образом и может быть организована в список приемом Цепочка.

3. Одну ассоциацию. Ассоциация является образным аналогом строки таблицы. В виде ассоциации запоминаются любые сведения, которые могут быть представлены строкой таблицы. Например, телефонный номер или историческая дата.

4. Небольшую таблицу из пяти или десяти строк. Строки склеиваются в таблицу приемом Матрешка или через последнюю часть предыдущей основы ассоциации.

5. Короткие списки и небольшие таблицы могут быть дополнительно собраны на собирающих образах, подобранных по теме запоминаемой информации. В этом случае на конечный опорный образ можно запомнить, например, список из 100 элементов или таблицу из 50-ти строк.

Зачем нужен четырехуровневый блок опорных образов?

В классической мнемонике для формирования опорных образов используются места (локи). Такой способ формирования мест называется методом Цицерона. В современной мнемонике метод Цицерона используется в основном для временного запоминания упражнений, для тренировки, для тестирования памяти, для демонстрации памяти, на соревнованиях для быстрого (временного) запоминания рядов чисел, игральных карт.

В Системе запоминания "Джордано" даются другие методы формирования опорных образов. Они не такие скоростные, как метод Цицерона, поэтому рекомендуются для долговременного запоминания полезной информации, для постоянного хранения в памяти нужных вам данных.

Четырехуровневый блок опорных образов - один из методов формирования "ячеек памяти" для постоянного хранения информации.

Особенность этого метода заключается в том, что у разных людей блоки могут быть сформированы из разных образов. Однако адресация конечных опорных образов у всех будет одинаковой. Как это может быть использовано, например, в школе?

Преподаватель истории дает задание сформировать блок опорных образов для запоминания информации по своему предмету. Учащиеся формируют такие блоки самостоятельно, используя разные образы. Но при этом адресация ячеек памяти у всех будет одинаковой.

Преподаватель подготавливает информацию для запоминания этим методом, указывая адреса, куда нужно запоминать разные сведения. В результате важные данные по истории будут находиться в памяти всех учеников под одинаковыми адресами. Это позволяет тестировать память без наводящих вопросов, без подсказок. Преподаватель может проверить память учеников, дав задание выписать информацию из памяти по номерам (адресам) блока опорных образов..

Техника склеивания стикеров показана на иллюстрациях. Стикеры можно склеивать приемом Цепочка. Это нежелательно, так как будет наложение связей и возможно затирание связей. Стикеры можно склеивать через последнюю, шестую часть предыдущего стикера. Хороший способ. Но иногда бывает трудно выделить в образе шесть частей.

Оптимальным способом для склеивания стикеров является прием "Матрешка", который и показан на иллюстрациях ниже.

При запоминании приемом Матрешка в предыдущем образе выделяется невидимая часть. Это может быть внутренняя часть (как на примерах), очень маленькая часть, часть с невидимой стороны. Прием назван "Матрешка" по аналогии с русской игрушкой. Образы вкладываются друг в друга, как матрешки.

Прием Матрешка часто вызывает трудности понимания, как по технике, так и по его практическому применению. Тут вы можете видеть использование этого приема для склеивания стикеров в короткие гирлянды стикеров.

Так как здесь у нас всего один блок, сам блок (большой кружок на голубом фоне) не имеет нумерации. Нумерация начинается с частей этого образа (зеленый фон).

Образ авторучки (стикер или промежуточный опорный образ)- первый образ розовой ветки. Имеет адрес 1.1. Части авторучки - первые пять кружков фиолетовой ветки. Имеют адреса: 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5.

К стикеру "авторучка" приемом Матрешка подшивается стикер "Говорящие часы". Для этого в авторучке выделяется невидимая (внутренняя) часть "стержень".

+ (м) - связать образы приемом "Матрешка"

авторучка + (м) говорящие часы

Части стикера "Говорящие часы" (конечные опорные образы, или ячейки памяти) имеют нумерацию 1.2.1; 1.2.2; 1.2.3; 1.2.4; 1.2.5.

К стикеру "Говорящие часы" приемом Матрешка подшивается стикер "Телефон". Для этого в "Говорящих часах" выделяется невидимая часть "батарейка".

говорящие часы +(м) телефон

Части стикера "телефон" имеют адреса 1.3.1; 1.3.2; 1.3.3; 1.3.4; 1.3.5.

 

 

Следующий стикер подшивается приемом Матрешка к стикеру "телефон". Связь создается с невидимой частью "сим-карта".

телефон (сим-карта) +(м) следующий образ

При подборе образов-стикеров для блока опорных образов я рекомендую делать фотографии предметов цифровым фотоаппаратом. Файлы удобно систематизировать, хранить и просматривать на компьютере.

Блок опорных образов может формироваться постепенно, по ходу запоминания информации. Или каждый отдельный стикер может быть заполнен информацией, и затем стикеры "подшиваются", организуются в четырехуровневый блок опорных образов.

На три связанных стикера вы можете запомнить в качестве упражнения 15 исторических дат. Готовые ассоциации на карточках вы можете посмотреть в статье Исторические даты на мнемокарточках . На конечный опорный образ запоминайте основу ассоциации. Например, Куликовская битва. Ассоциация: кулик, на его частях ива, транспортир, кофейник. С опорным образом связывается только основа ассоциации - образ "кулик".

пишущий узел авторучки (1.1.1) + кулик

После запоминания вы сможете воспроизвести 15 исторических дат последовательно.

Такой способ запоминания не самый рациональный. Все даты могут быть связаны в таблицу и вся хронологическая таблица запоминается всего на один опорный образ.

В.Козаренко

 

Дата размещения материала на сайте 15 февраля 2016 года

Главная
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2016.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100