Главная Учебник Справочник Словарь Вопросы

 

В.Козаренко

С т и к е р ы

Как организовать в памяти конспект учебника

Стикер - это зрительный образ, обозначающий название параграфа учебника. Техника стикеров идеально подходит для запоминания конспекта целого учебника, без использования классических локи (метод Цицерона).

Технически опорные образы, основы ассоциаций и стикеры - это одно и то же. Это зрительный образ, в котором выделено несколько частей. Различия заключаются в способе их формирования и в их функциях.

Сравните по таблице.

 

Опорный образ

Основа ассоциации

Стикер

Как получается

Припоминанием последовательности объектов на знакомом маршруте

Символизирует главную часть запоминаемой информации

Символизирует название параграфа учебника

Функция

Пустые ячейки памяти, место в последовательности

Связывает в одно целое разные части одной информации

Связывает в одно целое информацию одного параграфа

Последовательность

Заранее созданная последовательность - их главный смысл

Может запоминаться последовательно, но не обязательно

Последовательность запоминается путем склеивания нескольких стикеров

По своим функциям стикер похож на локи. Разница в следующем:

- стикер кодирует название параграфа, получается из названия параграфа;

- последовательность стикеров не формируется заранее, они склеиваются по ходу запоминания учебного материала.

Рис. 1. Стикеры можно систематизировать после их заполнения.

Конечный опорный образ - это часть образа, с которой связывается запоминаемый образ. На рис. 3 выделено шесть конечных опорных образов.

Бумажный стикер - это прямоугольный листок, с липким краем для приклеивания (рис. 1).

Образ-стикер - образ с выделенными частями, последняя часть резервируется для "приклеивания" следующего стикера.

Рис. 2. Образ-стикер можно "подклеить" к другому стикеру или "приклеить" на зеркало или дверь.

Изучая параграф учебника, вы можете записать краткий конспект параграфа на бумажном стикере. Затем вы можете склеить стикеры в порядке следования параграфов. У вас получится конспект учебника.

Мнемонические стикеры используются аналогичным образом. Посмотрим, как выглядит один мнемонический стикер.

Во-первых, образ-стикер не случайный. Мы получаем его из содержания параграфа.

Получим стикер для "Урока 1" (И.А.Гивенталь. Как это сказать по-английски). Урок называется "Я делаю это обычно", время Present Simple.

Что я делаю обычно? Используем первое пришедшее нам на ум. Обычно я жарю хлеб в тостере. Стикер для первого параграфа получен. Это образ тостера (рис. 2).

Теперь следует в образе "тостер" выделить максимально возможное количество разных частей.

Первая часть сразу резервируется для запоминания номера параграфа ("Урок 1"). Последняя часть резервируется для склейки со следующим стикером. На остальные можно запоминать конспект урока (рис. 3).

Рис. 3. На первой части образа запоминайте номер параграфа. К последней части образа "подклеивайте" следующий стикер.

Что можно запомнить на одну из нескольких частей стикера? Можно запомнить: отдельный образ, отдельную ассоциацию, последовательность образов (список), последовательность ассоциаций (таблица).

Вторая часть тостера - десять трудных новых слов урока.

Третья часть тостера - десяток фраз, иллюстрирующих применение времени.

Четвертая часть тостера - пять идиом (фразеологизмов).

Последовательность фраз запоминается как последовательность простых образов, приемом "Цепочка". Фраза кодируется в образ по смыслу.

How often does it rain in Moscow? - Образ тучки со звездочками .

Does it get dark early in winter? - Темное окно с зимним узором .

Рис. 5. Гирлянды стикеров хранятся в конверте.
Рис. 4. Вентилятор - образ-"конверт", собирающий образ. Получен из фамилии автора учебника.

I seldom drink coffee. - Пачка кофе .

Фразеологизм ни чем не отличается от обычной фразы.

To get out of bed on the wrong side. - Встать не с той ноги. - Образ кровати (посреди спальни).

Следующий стикер ("Урок 2") запоминается на последнюю часть стикера ("Урок 1"), как бы подклеивается.

Чтобы последовательности стикеров не были слишком длинными, склеивайте по 10-15 стикеров в одну "гирлянду". Допустим, при запоминании 44-х уроков у вас получилось пять "гирлянд" со стикерами. Куда в своей памяти подшить эти гирлянды?

Для этого мы введем ещё одно понятие - образ-конверт. Это совершенно то же самое, что и стикер. Но образ-конверт является собирающим образом для гирлянд стикеров. И получается он из названия учебника (или из фамилии автора).

Получим собирающий образ (образ-конверт) для фамилии Гивенталь. Разобьем фамилию на части: ги --- вен --- тал. Придумываем образы "ГИгантский ВЕНтилятор, ТАЛлин". Запоминаем фамилию в виде зрительной ассоциации. (Две башни символизируют город Таллин.)

Теперь у нас есть конверт, куда мы можем "положить" склеенные из стикеров гирлянды. Для этого в образе "гигантский вентилятор" выделяем пять частей, и с каждой частью связываем начало одной последовательности стикеров (рис. 4).

Организация параграфов учебника в вашей памяти будет выглядеть примерно так, как на пятой иллюстрации..

Дата размещения материала на сайте 31 августа 2011 года

Главная Учебник Справочник Словарь Вопросы
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2011.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100