Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

Серия "Психологический практикум"
Николай Иванович Хорошевский

КАК ЗАПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ПОМНИТЬ. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СУПЕРПАМЯТИ

Ответственный редактор: Е. Бузаееа
Технический редактор: А. Спивак
Редактор: С.Сасс
Корректор: Т.Анастасова
Компьютерная верстка: А. Петров
Сдано в набор 24.08.04 г. Подписано в печать 04.10.04 г.
Формат 84xl08V32- Бумага тип. № 2.
Гарнитура Ньютон. Тираж 5000. Заказ № 1746.
Издательство "ФЕНИКС". 344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУИПП "Курск". 305007, г. Курск, ул. Энгельса, 109.

ISBN 5-222-05220-6

 

Содержание

Введение

I. Условия запоминания

1. Память (немного теории)
2. Правила запоминания

II. Внимание - обратная сторона памяти

1. Упражнения по развитию внимания

III. Осмысление изучаемого материала - основа закона: понял - запомнил

1. Анализ, синтез и сравнение
2. Обобщение и систематизация

IV. Формы эффективной организации учебной работы

1. Письменные формы учебной работы
2. Устные формы учебной работы

V. Как добиться отличных результатов при подготовке к экзаменам

1. Установки, настрой, оценка объема и прогнозирование запоминаемого материала
2. Образное мышление и рациональные методы запоминания текстов
3. Методы запоминания цифровой информации, формул, доказательств, правил, определений и иностранных слов
4. Повторение - мать учения

VI. Рациональное чтение - прорыв к усвоению изучаемого
материала без перегрузки

1. Метод рационального чтения
2. Задания по овладению техникой быстрого чтения
3. Как использовать навыки быстрого чтения для изучения предмета?

VII. Системы, развивающие естественные функции памяти, - ключ к успеху в учебе, деловой и повседневной жизни

1. Понял - представил. Представил - уже знаешь (система заданий по развитию ЧЭОП)
2. "Я хочу иметь хорошую память" (система СОЭВУС)
3. Возможно ли припоминать все? Система накопления

VIII. Как поддерживать гибкость ума?

1. Задания по развитию наблюдательности и сообразительности
2. Задания по развитию логического мышления
3. Задания по развитию настойчивости и сосредоточенности

Ответы и разъяснения к наиболее сложным заданиям

IX. Гимнастика для регистров памяти и внимания

1. Массаж точек, повышающий концентрацию внимания
2. Массаж точек, оказывающих действие на улучшение функций головного мозга (памяти, сообразительности и ускоренного мышления)
3. Упражнения (асаны) для улучшения памяти и работы мозга
4. Пальцевые упражнения для развития памяти и внимания
5. Упражнение "Мудра знания"
6. Воздействие других факторов на память и внимание

Вместо заключения
Литература

Фрагмент из книги

1. Память (немного теории)

Память - это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации.

Память - это не только то, что. находится в голове, это также деятельность и ее мотивация, поэтому, чтобы лучше запомнить что-то, над этим надо поработать. В специальной литературе выделяется несколько систем (или типов) памяти, например сенсорная, кратковременная, долговременная, двигательная и др. Память как непосредственный отпечаток сенсорной информации (чувственное восприятие). Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность такой памяти очень невелика - 0,1-0,5 с. Например, если провести по своей руке тампоном из ваты, то у человека вначале сохраняется реальное ощущение прикосновения, а затем лишь воспоминание о том, что оно было. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, так как они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Кратковременная память. Такая память удерживает информацию иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорного материала. Она представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную их интерпретацию как отзвук только что происшедшего. На какое-то мгновение человек как бы продолжает видеть, слышать и т.д., что уже непосредственно не воспринимается (стоит перед глазами, звучит в ушах). Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они настолько специфичны и столь значительны, что их рассматривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти. Длительность такой памяти - несколько единиц хранения.

Долговременная память. Данный тип памяти наиболее важный и наиболее сложный из систем памяти. Если память как непосредственный отпечаток сенсорной информации составляет несколько десятых секунды, а кратковременная - несколько единиц хранения, то емкость долговременной памяти практически безгранична. Практически все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, адресуется в систему долговременной памяти и после многократного повторения и воспроизведения информация записывается надолго.

Примечание. Исследователи пришли к выводу, что кратковременная и долговременная память имеют свой суточный ритм. Кратковременная память имеет пик утром, в то время как долгосрочная память лучше всего работает после полудня.

Помимо систем памяти, выделяются ее виды - это двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Без памяти на движения люди должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоции всегда указывают на то, как удовлетворяются потребности и интересы человека, как осуществляются его отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, побуждающих либо

 

2 апреля 2006 года

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2006.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100