Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Даниэль Лапп

Улучшаем память
в любом возрасте

Издательство "Мир", 1993 год, 240 страниц

Перевод с французского М.С.Фанченко

Книга американской исследовательницы содержит простые, доступные рекомендации по развитию и активизации памяти и эффективным способам запоминания. Издание может быть интересно как руководство, полезное для каждодневного пользования в практической жизни. Эта книга популярна за рубежом и издавалась на английском и французском языках. Для психологов и широкого круга читателей.

 

Содержание книги

Предисловие к французскому изданию
Предисловие автора
Как пользоваться этой книгой

Часть 1. Условия запоминания

Глава 1. Некоторые сведения о памяти
Глава 2. Как работает память
Глава 3. Память, возраст и образ мыслей
Глава 4. Расслабление

Часть 2. Как улучшить концентрацию внимания

Глава 5. Мысленные картины и воображение
Глава 6. Пробуждение чувств: осознанное восприятие
Глава 7. Избирательное внимание

Часть 3. Как улучшить организацию материала

Глава 8. Техника ассоциаций
Глава 9. Запоминание имен и лиц
Глава 10. Метод мест
Глава 11. Чтение и запоминание прочитанного
Глава 12. Числа
Глава 13. Иностранные языки
Глава 14. Рассеянность

Заключение


Кусочек из книги

Ввиду важности зрительной памяти для процессов запоминания я условно уподоблю мозг фотоаппарату. Итак, представьте себе, что ваш мозг - это очень чувствительная фотокамера, запечатлевающая все, что в ней отображается. Большую часть времени она фокусируется автоматически, и мы не осознаем, что делается для создания четкого изображения. Когда у вас возникают трудности с памятью, это напоминает сбой в работе системы автофокусировки: вам теперь нужно вручную устанавливать объектив, что вы фактически и делаете, когда погружаетесь в чтение увлекательной книги или другую интересную деятельность. Книжные сюжеты и занятия, достойные вашего внимания, вы выбираете с учетом ваших целей. Вы становитесь хозяином положения в процессах регистрации событий памятью и, возможно, действуете при этом более творчески - вы как бы сами снимаете свой кинофильм. Вы очерчиваете сюжет этого фильма и выбираете, под каким углом зрения проводить съемку. Возможно, вы осознаете, что, когда ваш ум находился под автоматическим контролем, он был ограничен в своих проявлениях. Тем не менее он был хорошо отрегулирован, чтобы эффективно выбирать то, что ему важно было зарегистрировать в данной ситуации. Это сложный механизм, который действует бессознательно, пока находится под влиянием достаточно сильной мотивации. Такая мотивация может быть связана с работой, чувством ответственности, природной любознательностью или жизненными устремлениями. Выбор запоминаемых образов в каждой ситуации зависит от её специфики. Вы можете взять на себя контроль над памятью, переходя к "ручному управлению", т.е. к осознанию того, что хотите запомнить. Составьте общий план действий в соответствии с вашим "сюжетом" и берите себе на заметку всю относящуюся к нему информацию. При вмешательстве сознания в вашей памяти остаются гораздо более верные и стойкие следы.

Анализируя запоминаемое, думайте о своем настроении, чувствах и впечатлениях. Без всяких колебаний делайте комментарии по поводу этого эмоционального контекста. Это в нужный момент намного облегчит вам извлечение информации из памяти. Подобная тренировка ума разовьет вашу любознательность, подчас в нас дремлющую. Любознательность - это тот самый ключик к нашему вниманию, который откроет нам путь к хорошей памяти.


3 марта 2004

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2004.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100