Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

 

Р.Ю.Ильюченок
Память хорошая,
память плохая

Научно-популярное издание

Ответственный редактор доктор медицинских наук Л.В.Девойно
Новосибирск, издательство "Наука", Сибирское отделение, 1991

Все ли запоминает человек из того, с чем встречается в жизни, или помнит только нечто избирательное? Неужели все, что запечатлел мозг, мы знаем? Почему же в таком случае мы не все можем вспомнить? В чем загадка памяти? Эти и другие вопросы - в центре внимания автора, известного специалиста в области физиологии.

Книга написана с большим тактом и уважением к объекту исследования - человеку, его индивидуальности и личности.

Издание представляет интерес для психологов, фармакологов, биологов, физиологов и всех интересующихся проблемой памяти.

 

 

Содержание книги

Но все, что было не забыть…

Воспроизведение следа памяти в мозге

Как узнать, хранит ли мозг определенную информацию, т.е. есть ли память о ней? Конечно, каждый человек "про себя" может вспомнить те или иные факты. Однако для того, чтобы знали окружающие, помнит ли человек, необходимо информацию воспроизвести: либо получить ответ, по которому можно судить о наличии памяти об информации, либо выполнить двигательную реакцию, полученную в результате обучения. Следовательно, необходимо воспроизвести работу мозга для извлечения информации опять во внешний мир, т.е. воспроизвести след памяти. Тем не менее, если не удается получить ответ, т.е. воспроизвести полученную ранее информацию, это совсем не означает, что отсутствует след памяти о ней…

Поиск в глубинах памяти

Во время операций на мозге В.Пенфильд раздражал слабым электрическим током области височных долей мозга у больных. Погружение электродов в различные участки мозга и раздражение мозговой ткани электрическим током происходят безболезненно, так как в мозговой ткани нет рецепторов, реагирующих на прикосновение, и нет болевых рецепторов. А поскольку такие нейрохирургические операции делаются под местной анестезией (участки кости и мозговых оболочек имеют болевые рецепторы), то больные находятся в полном сознании, что создает возможность разговаривать с ними в течение всей операции и, соответственно, всего период раздражения мозга электрическим током. Во время раздражения током такие больные ощущали запахи, видели цветные образы, слышали игру оркестра, различали определенный мотив, отдельные инструменты и слова песни, которую они могли даже напевать. Это звучание было весьма динамичным, песня слышалась от начала до конца. Возникали воспоминания о знакомых местах, даже из далекого детства, о близких людях. Эти воспоминания были очень реальными (в дальнейшем, при проверке на местах, реальность их подтвердилась). Причем воспроизводились такие детали из далекого прошлого, которые, казалось, человек не запоминает…

Напоминание

Человек, вспоминая те или иные события, как бы вторично "проигрывает" их. Следует заметить, что, даже находясь в одиночестве и вспоминая что-нибудь, человек иногда шевелит губами, разговаривает с собой: он активно участвует в воспоминаниях, событиях, т.е. след информации воспроизводится во внешних реакциях. Вся двигательная память построена на воспроизведении конкретных движений, которые мозг запомнил. Если человек хорошо знает дорогу, то он в своих мыслях так отвлекается, что не руководит своими движениями - ноги как бы сами идут. Так и при письме - никто не контролирует движения руки для написания каждой буквы…

Память при гипнозе

Очень интересные эксперименты проводятся в Институте эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова АН СССР в лаборатории нейрофизиологии ребенка, которой руководит профессор А.Н.Шеповальников. Под гипнозом у взрослых людей, студентов-добровольцев, "восстанавливают" любой возраст - от нескольких месяцев до 2 - 5 - 10 лет. Поведение таких "детей" полностью соответствует создаваемому возрасту: эти люди начинают играть в детские игры, у них восстанавливается детский почерк. Что поражает, так это восстановление в памяти всех детских привычек и знаний, соответствующих тому возрасту. Хорошо об этом сказала корреспондент Е.Манучарова, описывающая работу этой лаборатории: "Детство не уходит из памяти".

"Уже виденное"

Во время разговора с больными на фоне электрического раздражения височной области у них иногда возникало ощущение, что кто-то уже однажды говорил им то же самое. Это явление иногда встречается и в обычной жизни, когда человеку кажется, что он уже видел этот пейзаж, разговор об этом уже когда-то слышал. Это явление носит французское название "дежа-вю" - "уже виденное", "уже пережитое", "уже испытанное", "уже рассказанное", "уже слышанное". Этот феномен использовал А.К.Толстой в стихотворении "По гребле неровной и тряской…"

Мне кажется все так знакомо,
Хоть не был я здесь никогда:
И крыша далекого дома,
И мальчик, и лес, и вода,
И мельницы говор унылый,
И ветхое в поле гумно…
Все это когда-то уж было…

Феноменальная память

Весьма знаменательно, что приводятся примеры феноменальной слуховой памяти у музыкантов: В.Моцарта, С.В.Рахманинова, зрительной - у художников: Н.Ге, Г.Доре, Дж.Рейнолдса, полководцев: Юлия Цезаря, Александра Македонского, Наполеона Бонапарта. Возможно, другие виды памяти попадают под торможение от господствующей, доминантной памяти…

Информация и память

Пути получения информации

В природе информация о том, как вести себя в разных ситуациях, передается от родителей к детям. Часть информации приобретается генетически. Основная же масса её приходит из внешнего мира, индивидуально воспринимается, и память об этой информации формируется у каждого организма. Это свойство сохранять внешнюю информацию и использовать её в своей жизни отличает животный мир от остальной природы…

Генетические формы передачи информации

Генетически от поколения к поколению передается инстинкт. Организм обладает врожденными механизмами, выработанными в эволюции. При длительной, охватывающей миллионы лет адаптации к разным условиям жизни появились механизмы распознавания сигналов; на некоторые необходимо обращать особое внимание, а другие следует игнорировать как ненужные для адаптации к меняющимся условиях обитания. Инстинктивное поведение животных часто принимает причудливые и загадочные формы, но это врожденная способность к организации, к целенаправленному адаптивному поведению на специфические раздражители, отличающаяся постоянством внешнего проявления у данного вида организмов, наследственно закрепленная программа действия_ Немецкий зоолог Г.Циглер очень четко представил пять признаков инстинкта: побуждение и способность к действию проявляются наследственно; не требуется предварительного обучения; выполняется одинаково у всех индивидуумов вида; находится в связи с нормальной работой его органов; приспособлен к естественным условиям жизни вида, например к временам года…

Научение

Генетической памяти, в основе которой лежало бы обучение, не существует, но роль генетических факторов в показателях восприятия, памяти, мышления, интеллекта очень велика, хотя и мало изучена. Умственные способности в большой мере зависят не только от социальных условий, воспитания, приобретенных знаний, но и от наследственности. Психологи Д.Фалкер и Дж. де Фриз провели обследование 245 приемных детей, их биологических и приемных родителей по тесту умственного развития. В раннем детстве, до 3 лет, более тесная корреляция выявлена между детьми и биологическими родителями, а к 7 годам заметно увеличивается у детей и приемных родителей…

Новизна информации

Выделение сигналов для их фиксации определяется в первую очередь выбором информации из большого её потока по такому параметру значимости, как новизна. Следовательно, ещё до фиксации мозгом поступающей информации производится оценка её значимости - новизны. Это, конечно, сопоставляется с тем, что хранится в памяти. Но где и как - остается загадкой. Иногда приходится сознательно решать вопрос: известен ли человек, дом, пейзаж, и это требует определенного времени. Но зачастую мозг это делает, казалось бы, без нашего сознательного видимого участия и не просто проводит селекцию по новизне, а определяет дальнейшую судьбу этой информации…

Эмоциогенность информации

Внешний раздражитель, т.е. физические факторы, определяет величину реакции. Регуляторные механизмы организма подгоняют эту реакцию соответственно её месту в комплексе всей внешней ситуации и внутреннему состоянию систем организма. Таким образом в действительности реакция организма определяется не только величиной, но и значимостью информации для индивидуума. Один и тот же раздражитель, даже комплекс раздражителей, может субъективно восприниматься с разной биологической, а для человека - и с социальной значимостью. Так, не вызывает сомнений, что сытый человек по-иному реагирует на еду, чем голодный, что падение курса акций на бирже волнует только их держателей. И управление ответными реакциями во всех случаях осуществляется согласно данному субъективному образу объективного мира…

Переработка информации

Информация обрабатывается различными способами в правом и левом полушарии. В связи с этим очень важно, какая полушарная стратегия используется человеком при обработке информации. Оказалось, что левое и правое полушарие мозга, воспринимая и перерабатывая одну и ту же объективную информацию, по-разному анализирует её различные компоненты. Р.Небес с коллегами, например, предлагал больным с расщепленным мозгом (когда хирургическим путем нарушалась связь между полушариями) выбрать полный круг из трех предложенных, размеры которого соответствовали бы заданной дуге. Независимо от того, давались круг и дуга зрительно или на ощупь, лучшие результаты получались при использовании левой руки, т.е. правого полушария. Способность формировать полный образ (гештальт) из фрагментарной информации (дуга круга) является прерогативой правого полушария, тогда как способность выделять изолированные формы - функцией левого полушария…

Для чего нужна память?

Очень интересный философский анализ роли памяти в прогнозировании будущих ситуаций дает Р.И.Кругликов (1988). Рассматривая память "как аппарат времени в жизни мозга (и организма)", он представляет след памяти, с одной стороны, как "след прошлого, с другой - как заготовку впрок, ради использования в будущем". При этом формируется след памяти, создающий условия для наличия в мозге избыточной информации, т.е. её имеется больше, чем необходимо для данного момента жизни. Этому служит начальная генерализация при выработке условного рефлекса, в основе которой, как показали В.С.Русинов и Р.А.Павлыгина, лежит механизм доминанты - господствующей активированной системы, объединяющей нервные центры в данный момент…

Память - основа создания новых программ адаптации

В каком же периоде процесса адаптации включается память?

Условия обитания отдельных индивидуумов в процессе их жизни все время меняются, миграция может происходить быстро в места, отличающиеся по своим климатогеографическим условиям и времени. Даже в пределах одной такой страны, как СССР, можно перелететь или переехать за короткий срок (часы, дни) из одной климатической зоны в совершенно другие, из зимы в лето и наоборот, из пустыни в приморский край, в горы и на берег океана. Так, постоянная смена климатических, временных и социальных условий имеет место при вахтовом труде у нефтяников, геологов, полярников…

Механизмы памяти

Где и как хранится информация?

Если спросить читателя: "Так что же такое память?", кое-то в ответ, наверное, снисходительно улыбнулся бы: "Это же знают все". Да, это так. Но к сожалению, только до тех пор, пока нет необходимости дать точное определение памяти. А это оказывается не так просто, хотя русский физиолог И.М.Сеченов писал, что память "лежит в основе всего психического развития".

Уже упоминалось, что феномен памяти включает процесс прохождения информации с момента поступления в мозг через отбор для запоминания, механизм ее хранения и воспроизведения до возвращения ее во внешний мир. Важнейший фактор индивидуального приспособления высших животных и человека к изменениям внешней среды - это способность на основе регистрации опыта жизни и хранения следа памяти менять свое поведение в соответствии с приобретенным опытом. Очень важным было признание, что в основе памяти лежит материальный субстрат - "след памяти" и, следовательно, его можно, а вернее, нужно искать. Мы и сегодня ещё далеки от полного и окончательного понимания всей сущности процесса памяти и, может быть, стоим только у его истоков, но очень важным, переломным моментом стало признание, что память материальна, что в её основе лежит материальный субстрат. Возникают и необходимость, и возможность поиска того субстрата, которому сегодня присвоено название "след памяти"…

Память и синапс

Нейроны - это элементарные единицы, из которых построен мозг, составляющие серое вещество мозга. От нервной клетки отходят многочисленные отростки. Короткие отростки - дендриты, как и тело клетки, воспринимают нервные импульсы от других нервных клеток. Они очень ветвисты, похожи на ветки дерева (дендриты от греческого слово "дендрон" - дерево). Нервные импульсы идут от тела клетки, передаются от него по отходящему отростку - аксону, который подводит выходные сигналы к своему окончанию, кончик же аксона разветвляется на множество окончаний, передающих информацию следующим нейронам. Информативность, качество и значение сигнала зависят от связей того нейрона, куда попал сигнал, где берут начало и где оканчиваются нервные волокна. При переходе от клетки к клетке приходящий электрический сигнал блокируется, так как аксон не сливается со вторым нейроном или дендритом. Между окончаниями одного нейрона и воспринимающей поверхностью другого находится узкое пространство, заполненная жидкостью цель шириной около 20 миллимикрон. Это место, где аксон контактирует с соседним нейроном или с другими его окончаниями, т.е. участок соединения между клетками, Ч.Шеррингтон назвал синапсом. Аксон работает как проводник, это линия связи, а синапс - как сложное переключающее устройство в местах соединения, в местах клеточных контактов. Сегодня синапс можно видеть под электронным микроскопом…

Замкнутые нейронные цепи

Облегчение синаптического проведения может быть объяснено, исходя из представлений о реверберации нервных импульсов, т.п. циркуляции возбуждения в замкнутых нейронных цепях по кольцевым связям в организованных клеточных ансамблях. Возбуждение одного из нейронов приводит к последовательному возбуждению клеток нейрональной системы, и замыкается цепь передачей импульса по нервным отросткам снова на первый нейрон, т.е. в ответ на определенное повторяемое раздражение возникает характерное распределение участков возбуждения в данной клеточной системе нейронов…

… Д.Хьюбел уже в 1979 г. писал: "Пожалуй, нейробиология особенно склонна к увлечениям, из-за которых порой она чуть не сходит рельсов. Несколько лет тому назад возникла мысль, что следы памяти могут откладываться в форме крупных молекул, причем информация кодируется последовательностью мелких молекул, подобно тому, как генетическая информация закодирована в ДНК. Мало кто, знакомый с высоко упорядоченной специфичностью связей в головном мозге, принял эту идею всерьез, и тем не менее немало времени было потрачено во многих лабораториях на то, что животных обучали выполнению какой-либо задачи, затем растирали их мозг, а далее находили или химические отличия в их мозге, или "статистически значимое" усиление способности обучаться тем же задачам у животных. Увлечение это угасло, но факт тот, что не всегда нейробиология двигалась вперед или даже стояла на месте - временами она даже откатывалась назад".

Краткосрочная и долгосрочная память

В литературе давно развернута широкая дискуссия вокруг вопроса, нужен ли специальный механизм укрепления, "консолидации" следа памяти. Не отрицая самого факта существования краткосрочной и долгосрочной памяти, разные исследователи вкладывают в эти понятия различный смысл. По одним представлениям, для долгосрочной памяти обязателен процесс консолидации, т.е. растянутые во времени от секунд до минут или часов биохимические процессы, обеспечивающие длительное сохранение следа памяти. Другие исследователи, к которым относится и автор, обходятся без этого гипотетического понятия и объясняют наблюдаемые различия функционирования памяти во времени, исходя из возможностей воспроизведения следа памяти в данный момент…

Нейромедиаторные механизмы регуляции памяти

Важнейшими предпосылками для фиксации следа памяти и последующей возможности его считывания являются, во-первых, характер поступающего сигнала, который определяет участие определенных мозговых механизмов регуляции памяти, и, во-вторых, реальная активность в момент получения сигнала нейрохимических модулирующих систем, которые могут обеспечить избирательное усиление звеньев регуляторной системы памяти во время фиксации и воспроизведения информации.

Моноаминергические (допаминергическая, норадренергическая, серотонинергическая), ГАМКергическая и пептидергические системы участвуют в механизмах модуляции (усиление, ослабление) воспроизведения следа памяти. Холинергический же механизм играет решающую роль в процессах фиксации следа памяти, и изменения воспроизведения следа при воздействии на это систему опосредуются через холинергический фиксирующий механизм…

Подсознательная память

Возможности подсознательной памяти

Всегда ли вы сознательно управляете своими мыслями и деятельностью?

За время жизни человека у него формируется множество социальных установок, регулирующих поведение на основе норм морали, традиций, обычаев, законов, инструкций, - гамма программ, определяющих общественные устои, строй жизни, формы общения, т.е. как должно поступать, как жить в человеческом общежитии. Но это все осознаваемые человеком установки. Кроме этого существуют подсознательная, т.е. неосознаваемая, деятельность мозга, которая может включаться в механизмы любого осознаваемого поведения. Психологом Д.Н.Узнадзе и его школой получены многочисленные данные о том, что переработка информации на подсознательном уровне формирует установки, которые включаются в поведение человека без субъективного их осознавания. В исследованиях Г.В.Абуладзе (1989) показано, что создание предварительной эмоциональной установки облегчает обучение, происходящее при использовании этой эмоции…

Извлечение подсознательной информации

В книге "Эмоции и память" мы описывали опыты Э.А.Констандова и Ю.Л.Арзуманеова о влиянии неосознаваемых слов на физиологические функции и поведение испытуемых.

У людей, переживших конфликтную жизненную ситуацию или совершивших противоправные действия, на слова, связанные с этой ситуацией и предъявленные на мгновение, 100 миллисекунд, т.е. в условиях, когда они не могли быть прочитанными, возникали изменения биоэлектрической активности коры мозга, кожно-гальванической реакции и дыхания…

Интуиция

А что такое интуиция? Возникновение неосознанного решения с дальнейшим его осознанием, использование следов памяти без их осознанного воспроизведения….

Думаем ли мы с помощью подсознательной памяти?

Перекомбинация следов памяти, по мнению П.В.Симонова, может быть неосознанной, и только последующий с помощью сознания "жесткий" отбор позволяет выделить ту реакцию, которая способствует удовлетворению наиболее важной в данный момент потребности…

Скрытая в мозге память

Может ли след памяти воспроизводится в какой-то структуре мозга, но не "выходить" во внешний мир и не проявляться ни двигательной, ни вегетативной реакцией? Как же тогда можно выяснить, что след памяти воспроизводится? Не только животное, но и человек не может определить, что происходит у него в мозге, в какой именно мозговой структуре вдруг воспроизвелся след ранее полученной информации…

Латентное торможение - блокада повторной нейтральной информации

По разным сенсорным каналам любой живой организм получает в один и тот же миг обильную информацию. Часть из нее новая. Но если этот организм остается какое-то время в этом же пространстве, но новизна информации исчезает, ориентировочная и ответная реакция не него угасают. Это оправданно и, более того, необходимо…

Творческий акт и подсознательная память

В современной научной литературе рациональное мышление, критический анализ рассматриваются в основном как работа левого полушария, а творческий акт, интуитивное мышление - правого…

Забывание

Все мы на протяжении жизни что-то забываем, иногда что-то очень важное, и тогда страдаем, мучаемся, упрекаем себя за забывчивость, жалуемся на память.

Однако есть информация, которая долго не забывается: интересные фильмы, красивые пейзажи, замечательные романы - все, что задело душу…

Потеря памяти - амнезия

Самое тяжелое нарушение памяти - амнезия. Сильные воздействия, которые испытывает мозг: травма, судорожные разряды при эпилепсии, нарушение синтеза белка, блокада определенных систем передачи импульса при некоторых психических болезнях - могут вызывать нарушение памяти на предшествующие бессознательному состоянию или заболеванию события (ретроградная амнезия) или события, непосредственно следующие за ним (антероградная амнезия)…

Восстановление памяти

Каким образом человек может легко вспомнить забытое? Наиболее частый прием - по ассоциации.

К.Г.Паустовский в рассказе "Золотая роза" так пишет о значимости ассоциаций для воспоминания пережитого, бывшего в жизни, услышанного и увиденного: "Есть некий закон - закон ассоциаций, или, как называл его Ломоносов, "закон совоображения", который весь этот хаос воспоминаний распределяет по сходству или по близости во времени и пространстве - иначе говоря, обобщает - и вытягивает в непрерывную последовательную цепь. Эта цепь ассоциаций - путеводная нить воображения…

Возможности и резервы памяти

Восприятие информации

Память - продукт эволюции, основной механизм приспособления человека к быстро меняющимся внешним условиям.

Какие же известны факторы, определяющие память?

Если придерживаться точки зрения, что в нормальных условиях фиксируется все, что попадает в мозг, и притом мгновенно, то ясно, что воздействовать на фиксацию информации трудно. Здесь в первую очередь фиксацию следа определяет сам фон работы мозга в момент поступления информации - активность нейромедиаторов, ферментов их синтез, активность синаптических рецепторов…

Регуляция памяти на эмоциогенную и нейтральную информацию

Субъективность эмоционального восприятия мира обусловливает неравнозначное восприятие, обработку и воспроизведение информации.

Проблема приобретения эмоциогенной и нейтральной информации не так проста, как это представляется на первый взгляд. Человек часто не отдает себе отчета, как нужно отнестись к той или иной информации. А мозг ежесекундно всю жизнь дает оценку информации - значима она или незначима. В эволюции эмоциогенность стала важнейшим критерием значимости. То, что вызывает эмоции, всегда важно, и такую информацию нужно помнить все время, держать ее наготове - она либо помогает жить, находить пищу и удовольствие, либо спасает от невзгод, от повреждений, от опасности попасть в смертельную ситуацию…

Эмоции - модуляторы памяти

Эмоции нужны не только для непосредственного отражения внешнего мира, возможности экстренного реагирования на события, быстрого нахождения выхода из незнакомой ситуации, но и для памяти о прошедших событиях. Являясь экстренным "неспецифическим" механизмом, эмоциональная реакция срабатывает в случаях, когда организм из-за недостатка информации ещё не может отреагировать соответствующей, полностью адекватной специфической формой приспособительной реакции…

Эмоциональное подкрепление - проблема добра и зла

Значение эмоций как подкрепляющего фактора обучения известно с древних времен и у всех народов:

…Чем страсти сильнее, тем они полезнее в обществе;
направление их может быть только вредным. (Г.Мабли)

Способов наказания и поощрения для обучения в широком смысле имеются сотни, и ими с переменным успехом пользуется множество лиц в социальной иерархической структуре. Однако истинная роль эмоций в обучении выявилась в последней четверти века.

Эмоции очень сильно активируют обучение. Причем облегчают память как положительные, так и отрицательные эмоции, но все же они должны быть средней силы.

С отрицательным подкреплением приходится встречаться очень часто: принуждение, запугивание, ругань, физическое наказание и т.п. Конечно, в эволюции отрицательное подкрепление сформировалось и сохранилось не для того, чтобы делать неприятность или создавать людям ад при жизни. В умеренном количестве, а ещё лучше в небольшом отрицательное подкрепление целесообразно, так как помогает обучению избегать опасности…

Эмоциогенность информации и психоэмоциональный статус человека

Психопатология

Эмоциогенная значимость стимулов меняется в зависимости от функционального состояния мозга, и это, в свою очередь, определяет процесс памяти.

Следует отметить резкое изменение эмоционального восприятия мира при психопатологии. Так, для шизофрении характерна эмоциональная тупость в реагировании - ни радости, ни страдания, для депрессии - печаль, грусть, тоска, тревога.

Очень образно взаимосвязь творческой активности с эмоциональностью представляет З.В.Денисова в книге "Механизмы эмоционального поведения ребенка", на примере больных с врожденными опухолями мозга - краниофарингиомами: "Основной особенностью этих пациентов на всех этапах онтогенеза является сочетание бедности эмоциональных реакций с неспособностью преодолевать трудности. В детстве это "маленькие старички", лишенные подвижности, выразительности эмоциональных проявлений, аффективности реакций, шаловливости, игровой активности, свойственных данному периоду развития…

Невротические нарушения как пограничные состояния нормы

У большинства людей периодически возникают поведенческие реакции, свидетельствующие о невротических нарушениях, в виде бытовых опасений (забыл закрыть дверь, выключить плиты), учащения мытья рук, усиления боязни публичных выступлений (тем более если срывы имели место), страха, тревоги как неосознанного страха, путаницы адресов, забывания имен и фамилий, появляются головные боли, вегетативные нарушения - неприятные ощущения в области сердца, нарушения сна, аффективные нарушения (недлительные депрессивные состояния) - слезливость, скука, усталость, падение интересов и активности… Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Медицина, 1980)…

Активация памяти

Облегчение памяти

Одним из парадоксов науки является реальная возможность найти пути управления памятью даже в случае отсутствия данных о механизмах фиксации следа. Можно создать экспериментальные модели, близкие к реально существующим явлениям, и с их помощью овладеть способами управления памятью, т.е. искусственно отделить механизмы фиксации следа от механизма регуляции его воспроизведения. В науке такие ситуации встречаются. Десятки лет с успехом применялись фармакологические вещества для лечения разных болезней, но в отношении многих и в настоящее время неизвестен механизм действия. Для примера можно привести аспирин - лишь в последние годы стало известно, каким образом осуществляется его противовоспалительный эффект. Для большинства психотропных веществ механизм их действия стал известен в самые последние годы, а для противоэпилептических агентов и до настоящего времени он неизвестен. Но незнание механизма действия веществ ещё не свидетельствует, что их нельзя применять в клинике. Фармакологический опыт с большим числом экспериментальных моделей симптомов заболевания, а затем и обязательное клиническое испытание позволяют проводить направленное изыскание новых фармакологических веществ, на что уходят многие годы. И лишь в дальнейшем проводится большая научная работа по изучению механизма действия уже применяемых в клинике веществ…

Для человека память проявляется возможностью воспроизведения зафиксированной информации. Хорошая и плохая память - это главным образом хорошее или плохое воспроизведение следа информации: нарушение памяти - это тоже в основном нарушение воспроизведения. Запоминается, вероятно, вся информация, которая входит в мозг. Но фиксация следа информации в мозге отличается от магнитной записи. На магнитной ленте записывается все и одинаково хорошо воспроизводится. В мозге основная часть информации быстро забывается, след уходит под порог считывания и не может воспроизвестись…

…Техника, облегчающая запоминание, носит название мнемонической и представляет собой различные приемы и способы запоминания, которые использовали еще древнегреческие ораторы. Она столетиями совершенствовалась: использовались различные образы для связывания не связанных ничем слов, смысловые ассоциации для запоминания ничего не значащих материалов, приемы логического связывания явлений, так называемый метод мест, когда мысленно размещают объекты запоминания в различные знакомые места, например, расставляют слова в подъездах домов знакомой улицы, а затем, как бы гуляя по улице, вспоминают эти слова и т.д. …

… При запоминании номера телефона каждый как-то кодирует этот номер: составляет смысловую фразу или группирует цифры по известным датам и т.д. А.Р.Лурия приводит пример искусственной организации смысловой системы: придумывание рассказа с вплетением в него названий объектов, требующих запоминания: "Вряд ли кто-нибудь сможет с одного раза запомнить десять изолированных слов, сохранив нужный порядок их воспроизведения: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь …

От чего зависит воспоминание?

Свойство нервных клеток фиксировать след раздражения - врожденное, генетически обусловленное, наследственное свойство…

Однократное обучение

Мозг способен запоминать надолго информацию, представленную только один раз. В этом механизме однократного обучения главная роль принадлежит миндалевидному комплексу - образованию мозга, которое обеспечивает включение в механизм памяти эмоций. Обычно обучение производится при повторении информации, но можно заставить мозг обучиться за один раз при активации миндалевидного комплекса. Миндалевидный комплекс - центральная структура лимбической системы, где информации не только придается эмоциональное окрашивание (это делается, как было описано выше, и в других структурах эмоциогенной системы), но и включаются механизмы, обеспечивающие хорошее последующее воспроизведение информации, уже связанной с эмоциями…

Фармакологическая активация памяти

Ясно, что память можно улучшать или ухудшать фармакологическим путем, т.е. меняя нейрохимию мозга. Сегодня уже достаточно данных, чтобы можно было представить картину нейрохимических, и в частности нейромедиаторных, механизмов регуляции памяти и наметить пути направленной фармакологической коррекции нарушений памяти…

16 ноября 2003

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemonikon.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника