Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Под редакцией А.А.Крылова. С.А.Маничева

Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии

2-е издание, дополненное и переработанное

Рекомендовано Министерство общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология»

Издательство С.-Петербургского университета. 2000

Уникальное в своем роде учебное пособие содержит все необходимое для активного усвоения психологической теории, приобретения профессиональных навыков, для успешного решения практических задач. Практикум рассчитан на преподавателей, студентов, аспирантов и начинающих специалистов различных психологических специальностей, студентов педагогических и медицинских вузов, а также слушателей спецфакультетов переподготовки кадров психологического профиля.

Содержание

Часть первая

Приемы измерений и статистические способы обработки их результатов в психологическом исследовании

Часть вторая. Ощущения. Исследование ощущений психофизическими методами

2.1 Определение границ полей зрения и функциональной асимметрии глаз с помощью периметра Ферстера

2.2 Исследование динамики абсолютных порогов световой чувствительности в условиях темновой адаптации (с помощью адаптометра)

2.3 Определение абсолютных порогов слуховой чувствительности (с помощью аудиометра)

2.4 Определение зрительных пространственных порогов различения (точность глазомера)

Часть третья. Восприятие

3.1 Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании

3.2 Исследование идентификации одномерных и многомерных зрительных стимулов

3.3 Измерение константности зрительного восприятия формы в условиях изменения наклона плоскости объекта

3.4 Измерение объема восприятия

3.5 Исследование адаптации зрительного восприятия к искажениям сетчаточных изображений метод сенсорных искажений

3.6 Геометрические иллюзии зрительного восприятия (иллюзия Мюллер-Лайера)

3.7 Иллюзии установки

3.8 Исследование индивидуальных особенностей восприятия (полезависимости-поленезависимости)

Часть четвертая. Представление и воображение

4.1 Оценка яркости-четкости представлений (по методу саморанжирования)

4.2 Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий (по методике Шепарда)

Часть пятая. Память

5.1 Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности

5.2 Измерение объема кратковременной памяти

5.3 Объем кратковременной памяти и количество информации

5.4 Измерение объема оперативной памяти

5.5 Исследование динамики процесса заучивания

5.6 Исследование непосредственного и опосредствованного запоминания

5.7 Сравнение процессов воспроизведения и узнавания

5.8 Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти

Часть шестая. Внимание

6.1 Исследование характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы

6.2 Измерение устойчивости и концентрации внимания (корректурная проба Бурдона-Анфимова)

6.3 Исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы

6.4 Исследование переключаемости внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука, Сысоева и др.)

Часть седьмая. Экспериментально-психологические методы исследования мышления и речи

7.1 Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач (методика Лачинса)

7.2 Определение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт»

7.3 Определение активности вербального и наглядно-образного мышления

7.4 Изучение особенностей наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек

7.5 Наглядно-образное мышление. Методика «двойной стимуляции» (методика Выготского-Сахарова)

7.6 Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики «Пиктограмма»

7.7 Понятийное мышление. Оценка понятийного мышления с помощью методики «Сравнение понятий»

7.8 Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «Исключение лишнего»

7.9 Исследование понятийного мышления с помощью методики «Логика связей»

7.10 Исследование процедуры рассуждения через исключение (перевод с русского языка на язык суахили и решение головоломки «Король и трое заключенных»)

7.11 Исследование индивидуально-психологичесих особенностей мышления с помощью методики «Отгадывание загадок»

7.12 Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц»

7.13 Изучение особенностей группового мышления

7.14 Прямой (свободный) ассоциативный тест

7.15 Направленный ассоциативный эксперимент

7.16 Цепной ассоциативный тест

7.17 Аудирование речи. Построение индивидуального профиля аудитора (слушателя)

7.18 Оценка свойств слухового внимания с помощью методики «Перепутанные инструкции»

7.19 Распознавание эмоций в вокальной речи

7.20 Оценка свойств говорящего с помощью метода «Карта контроля состояния речи»

7.21 Определение темпо-ритмических особенностей речи с помощью измерителя темпоральных характеристик речи

7.22 Оценка свойств говорящего с помощью метода семантического дифференциала

7.23 Оценка скорости чтения

7.24 Оценка усвоения текстовой информации с помощью методики дополнения

7.25 Психографологические характеристики письменной речи

7.26 Психографологические особенности письменной речи

Часть восьмая. Эмоции

8.1 Изучение экспрессивного компонента эмоции методом наблюдения эмоциональной экспрессии

8.2 Самооценка эмоционального состояния

8.3 Изучение вегетативных проявлений эмоций (методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ и кожно-гальванической реакции)

8.4 Распознавание эмоций по выражению лица

Часть девятая. Психомоторика: движения, произвольные реакции, действия, деятельность

9.1 Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (методики Ильина)

9.2 Исследование спонтанной двигательной активности (модифицированная методика Гурфинкеля)

9.3 Измерение силы мышечного напряжения и статической мышечной выносливости

9.4 Измерение разностного порога кинестетической чувствительности рук (методика Кекчеева)

9.5 Измерение статического и динамического тремора рук

9.6 Измерение времени простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой сигналы

9.7 Измерение времени и точности сенсомоторной реакции выбора

9.8 Реакция на движущийся объект

9.9 Определение основных параметров графических движений с целью психодиагностики (методика Э.Мира-и-Лопеца)

9.10 Измерение показателей рабочих движений рук

9.11 Составление психомоторного профиля

Приложение 1. t-критерий Стьюдента

Приложение 2. Перерасчетная таблица для определения коэффициента константного зрительного восприятия размера (К)

Часть десятая. Психологическая диагностика: элементы психометрики. Диагностика отдельных свойств и состояний. Профиль личности

10.1 Построение первичной формы теста

10.2 Первичный анализ тестовых заданий

10.3 Проверка надежности теста

10.4 Стандартизация теста

10.5 Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка)

10.6 Исследование тревожности

10.7 Диагностика эмпатии

10.8 Оценка уровня притязаний

10.9 Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности

10.10 Исследование личности с помощью модифицированной формы В опросника FPI

10.11 Исследование личности биографическим методом

10.12 Компьютерная психодиагностика. Разработка интерпретаторов для психодиагностических программ

10.13 Компьютерная психодиагностика. Создание психологических характеристик с помощью психодиагностической системы «Монада»

10.14 Компьютерная психодиагностика. Устранение «противоречий» в компьютерных психологических характеристиках.

10.15 Компьютерная психодиагностика. Статистическая обработка накопленных данных психодиагностики

Часть одиннадцатая. Психолого-педагогическая диагностика: развитие интеллектуальных функций. Навыки чтения и речеизложения. профориентированность

11.1 Оценка внимания младшего школьника

11.2 Оценка кратковременной памяти младшего школьника

11.3 Оценка мышления младшего школьника

11.4 Оценка умения читать вслух у детей младшего и среднего школьного возраста

11.5 Самооценка умения читать «про себя»

11.6 Оценка умений письменной речи у школьников средних и старших классов

11.7 Определение профессиональной направленности личности

11.8 Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации

11.9 Профессиональная мотивация учащегося

11.10 Сфера профессиональных предпочтений учащихся

11.11 Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности

11.12 Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации

11.13 Подготовка первичной профконсультации

Часть двенадцатая. Медико-психологическая диагностика: нарушения психических функций, состояний речевой деятельности и личностных свойств

12.1 Диагностика нарушений мышления с помощью методики «Исключение слов»

12.2 Исследование утомляемости и работоспособности с помощью таблицы Крепелина

12.3 Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

12.4 Оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения

12.5 Диагностика периферических нарушений речи у детей

12.6 Методика исследования отношения к себе (Q-сортировка)

Часть тринадцатая. Социально-психологическая диагностика. Психологическая экспертиза

13.1 Диагностика социально-психологического климата группы

13.2 Методика изучения привлекательности работы как одного из показателей социально-психологического климата

13.3 Анализ структуры и качества рабочих отношений в организации

13.4 Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя

13.5 Проектирование деловых игр

13.6 Инженерно-психологическая оценка технического устройства

13.7 Судебно-психологическая экспертиза

13.8 Психологическая экспертиза дорожно-транспортного происшествия

Часть четырнадцатая. Активные методы психологии: консультирование, психотренинг, автогенная тренировка, психотерапия, коррекция

14.1 Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре

14.2 Использование теста Лири в практической работе психолога службы знакомств

14.3 Ведение беседы в проблемной ситуации психологического консультирования (ролевая игра)

14.4 Анализ трудых ситуаций общения в малой группе в процессе психологической подготовки

14.5 Методика фонационного тренинга

14.6 Тренировка техники чтения (Л.Н.Засорина)

14.7 Психолого-педагогическая коррекция дислалии в дошкольном и младшем школьном возрасте

14.8 Метод аутогенной тренировки (Ю.И.Филимоненко)

14.9 Методика групповой психотерапии при алкоголизме

Этические принципы и правила работы психолога

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2020
Адрес сайта: https://mnemonikon.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника