Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Роберт Солсо

Когнитивная психология

Перевод с английского Н.Ю.Спомиор

Когнитивная психология. - СПб.: Питер, 2002. - 592 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").

ISBN 5-318-00397-4
ISBN 0-205-30937-2 (англ.)

Аннотация

Вы держите в руках книгу, которая является самым популярным изданием в мире по когнитивной психологии. Её автор, Р.Солсо, профессор Университете Невада-Рено (США) - всемирно признанный бесспорный авторитет в этой области. К тому же он владеет блестящим стилем изложения и мастерством говорить просто о сложных вещах, что делает эту книгу увлекательной и полезной не только для специалистов. В данной книге наиболее полно представлены классические и новейшие достижения основных разделов когнитивной психологии - восприятия, памяти, мышления, воображения, искусственного интеллекта. Рассмотрены как теоретические проблемы когнитивной психологии, так и их пркладные аспекты. Книга может служить хорошим учебным пособием для студентов различных специальностей - как гуманитарного, так и технического профиля, - связанных с различными видами деятельности человека в условиях современной техники.

Об авторе

Роберт Солсо - профессор отделения психологии Университета Невада-Рено (США), один из известнейших в мире специалистов и бесспорный авторитет в области когнитивной психологии. Неоднократно приезжал в СССР и Россию (он признавался, что полюбил нашу страну и ее людей), читал лекции в ведущих университетах, в том числе в Московском и Ленинградском, проводил исследования в Институте психологии Академии наук. Его книга "Когнитивная психология" выдержала шесть международных изданий и признана одним из самых значительных современных трудов по этой теме.

Книга "Когнитивная психология" была написана в 1981 году, а на русском языке вышла впервые в 1995. С тех пор она не переиздавалась в России и, получив признание в кругу психологов и студентов, стала настоящей библиографической редкостью. И вот, наконец, вы держите в руках новое издание. В данной работе наиболее полно представлены классические и новейшие достижения основных разделов когнитивной психологии - восприятия, памяти, воображения, мышления, искусственного интеллекта. Рассмотрены как теоретические проблемы когнитивной психологии, так и ее прикладные аспекты.

Книга адресована психологам и студентам, обучающимся на факультетах психологии; преподавателям психологии; специалистам по информатике и искусственному интеллекту, а также всем, кто серьезно интересуется психологией.

Содержание

Предисловие

Глава 1. Введение

Информационный подход
Сфера когнитивной психологии

Восприятие
Распознавание образов
Внимание
Память
Воображение
Язык
Психология развития
Мышление и формирование понятий
Человеческий интеллект
Искусственный интеллект


Предыстория современной когнитивной психологии

Репрезентация знаний: древний период
Репрезентация знаний: средневековый период
Репрезентация знаний: начало XX века
Возрождение когнитивной психологии

Концептуальные науки и когнитивная психология

Когнитивные модели

Часть I. Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов

Глава 2. Обнаружение сенсорных сигналов

Ощущение и восприятие

Порог

Теория обнаружения сигналов

Критерий наблюдателя и концепция порога

Теория связи и теория информации

Объем восприятия

Иконическое хранение
Влияние задержки инструкции на воспроизведение
Емкость
Иконы и иконоборцы
Эхоическое хранение

Функции сенсорных хранилищ

Глава 3. Распознавание паттернов

Подходы к распознаванию зрительных паттернов

Принципы гештальта

Принципы обработки информации: "снизу-вверх" и "сверху-вниз"
Сравнение с эталоном
Подетальный анализ
Прототипное сравнение

Роль наблюдателя в распознавании паттернов

Глава 4. Внимание

Сознание
Сознание и специфичность полушарий

Пропускная способность и избирательность внимания

Слуховые сигналы
Зрительные сигналы

Модели избирательного внимания

Модель с фильтрацией (Бродбент)
Модель делителя (Трейсман)
Модель уместности (Дойч/Норман)
Оценка моделей внимания

Возбуждение и внимание

Возбуждение и внимание в контексте деятельности

Управление и внимание

Автоматическая обработка

Часть II. Память

Глава 5. Модели памяти

Краткая история

Строение памяти

Два хранилища памяти

Место памяти в когнитивной сфере

Модели памяти

Модель Во и Нормана Модель Аткинсона и Шифрина
Уровень воспроизведения (УВ)
Уровни обработки (УО)
Эффект отнесения к себе (ЭОС)
Эпизодическая и семантическая память по Тульвингу

Глава 6. Память: структуры и процессы

Кратковременная память

Объем КВП
Кодирование информации КВП
Воспроизведение информации из КВП

Долговременная память

ДВП: структура и хранение
Сверхдолговременная память (СДВП)
Забывание

Глава 7. Семантическая организация памяти

Теории семантической организации

Кластерная модель
Групповая модель
Модель сравнительных семантических признаков
Сетевые модели

Ассоцианизм и его развитие

Свободное воспроизведение: кластеры по Бусфилду
Организационные переменные (Бауэр)

Когнитивные модели семантической памяти

Групповые модели
Модель сравнительных семантических признаков
Сетевые модели
Пропозициональные сети
ЭЛИНОР (ELINOR)

Часть III. Мнемоника и образы

Глава 8. Мнемоника и память

Мнемонические системы

Метод размещения
Система слов-вешалок
Метод ключевых слов
Организующие схемы
Воспроизведение чисел
Воспроизведение имен
Воспроизведение слов

Способности к мнемонике

Организация
Опосредование

Выдающиеся мнемонисты

Грегор фон Фейнегль
"S." (С. Д. Шерешевский)
"V.P."
Другие

Глава 9. Мысленные образы

Исторический обзор

Количественная оценка

Когнитивный подход

Гипотеза двойного кодирования
Концептуально-пропозициональная гипотеза
Функциональная эквивалентность
Радикальная теория образов

Против мысленных образов

Часть IV. Языки развитие познания

Глава 10. Язык, раздел 1: слова и чтение

Ранние системы письменности

Объем восприятия

Тахистоскопическое предъявление букв и слов
Обработка текста

Теория информации

Знакомость: частность слов и опознание слов

Влияние контекста
Опознание слов
Логоген Мортона
Лексические задачи
Орфография и намерения
Понимание

Знания и понимание текста

"Мыльная опера" и "Воры"
Модель понимания по Кинчу
Пропозициональная репрезентация текста и чтения

Глава 11. Язык, раздел 2: структура и абстракции

Лингвистическая иерархия

Фонемы
Морфемы
Синтаксис

Грамматика преобразований

Психолингвистические аспекты

Врожденные способности и влияние окружения
Гипотеза лингвистической относительности
Абстрагирование лингвистических идей
Кодирование и забывание "естественного" языка

Невербальное абстрагирование

Синтаксис музыки
"Язык" движения

Глава12. Когнитивное развитие

Ассимиляция и аккомодация: Жан Пиаже

Общие принципы
Сенсомоторная стадия
Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет)
Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет)
Стадия формальных операций (отрочество и зрелость)
Критика взглядов Пиаже

Разум в обществе: Лев Выготский

Выготский и Пиаже
Развитие мышления и интериоризация речи

Информационный подход

Развитие навыков приобретения информации
Кратковременная (рабочая) память
Познание "высшего порядка" у детей
Формирование прототипа у детей

Часть V. Мышление и интеллект - естественный и искусственный

Глава13. Мышление, раздел 1: формирование понятий, логика и принятие решений

Мышление

Формирование понятий

Примеры концептуальных задач
Усвоение правил
Ассоциация
Проверка гипотез
Логика
Формальное мышление

Принятие решений

Индуктивное рассуждение
Оценка вероятностей
Рамки решения
Репрезентативность
Изучение поведения животных
Теорема Байеса и принятие решений

Принятие решений и рациональность

Этнические аспекты мышления

Формальное мышление
Принятие решений

Решение задач

Искусственный интеллект (ИИ) и решение задач
Внутренняя репрезентация и решение задач
Творчество
Творческий процесс
Анализ творчества

Человеческий интеллект

Проблема определения
Факторный анализ интеллекта
Когнитивные теории интеллекта

Глава 15. Искусственный интеллект

Истоки искусственного интеллекта

Машины и разум: "имитирующая игра" и "китайская комната"

"Имитирующая игра" или "тест Тюринга"
"Китайская комната"
Опровержение "китайской комнаты"

Какого рода компьютером является человек?

Восприятие и искусственный интеллект

Распознавание линий
Распознавание паттернов
Распознавание сложных фигур
"Квалифицированное" зрительное восприятие у машин

Память и искусственный интеллект

Пассивная система памяти
Системы активной памяти

Язык и искусственный интеллект

Решение задач и искусственный интеллект

Компьютерные шахматы
Универсальный решатель задач (УРЗ)

Роботы

Приложение. Современные методы нейрофизиологии

ЯМР И ЭПС
КАТ-сканирование
ПЭТ-сканеры
ПЭТ и внимание
Нейрокогнитология памяти
Неврология и язык

Словарь терминов
Предметный указатель
Литература
Дополнительная литература на русском языке

 

От Mnemonikon

Роберт Солсо постоянно держит руку на пульсе когнитивной психологии и оперативно отражает в своих публикациях новейшие достижения в этой области. Он не боится отказаться от устаревших взглядов. Но и не спешит выбрасывать на свалку истории теории, которые пока нечем заменить. Р.Солсо пишет, что существующие модели памяти - это всего лишь метафоры, что нельзя понимать их буквально. Модели памяти призваны как-то систематизировать наши знания, модели памяти помогают понять и обосновать другие, самые разнообразные проявления психики человека.

Предчувствуя появление в самое ближайшее время новой модели памяти, на основе которой, возможно, придется переписать всю когнитивную психологию, Роберт Солсо в этом издании своей книги вообще не дает формулировку памяти. Он выступает в роли систематизатора знаний, в роли мирового судьи. С одной стороны, Р.Солсо пишет о "кончине кратковременной памяти", а, следовательно, и о кончине двухкомпонентной теории памяти, которая делит память на два "хранилища" - долговременное и кратковременное. С другой стороны, он включил эти модели памяти в новое издание: "эти гипотетические структуры - кратковременная и долговременная память - являются физическими объектами не более чем любовь, ненависть и сравнение, но в них заключен наш способ представления информации о явлениях. Теория двойственной памяти несовершенна, но, учитывая предназначение когнитивных моделей, она все же полезна; отказ от неё при отсутствии другой, лучшей модели скорее внесет путаницу, чем научит нас чему-то".

Тема "Образы и мнемоника" занимает целых 50 страниц в книге Р.Солсо - это рекордный объем в научных психологических публикациях.

Книга очень интересная, написана простым и понятным языком (наверное, и автора перевода за это стоит поблагодарить), содержит много иллюстраций.

На мой взгляд, книга Р.Солсо "Когнитивная психология", 2002, отражает переходный период в когнитивной психологии. Следующее издание книги, в котором уже будет сформулировано понятие "память" и будут описаны механизмы памяти, может существенно отличаться от этого издания. Потому что модель памяти нужна не только для понимания памяти, но и для систематизации всех наших знаний по психологии.

В.Козаренко

8 ноября 2004

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100