Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

В.Козаренко

Контрольная по генетике

Часто преподаватели оказываются неподготовленными к «встрече» с учениками прошедшими курс обучения технике запоминания. Несколько лет назад я проводил занятия по мнемотехнике в одном из медицинских училищ в Москве. Занятия были бесплатными - «обкатывались» методы запоминания учебного материала, содержащего большое количество сложной терминологии. И вот какую историю рассказал мне один из учащихся этого училища.

Преподаватель дал задание подготовиться к контрольной работе по теме «Генетика». Студент, успешно прошедший курс обучения технике запоминания, решил на практике применить свои знания и навыки. Ему показалось недостаточным той информации по генетике, которая содержалась в учебнике. Он, как добросовестный ученик, пошел в районную библиотеку, нашел там великолепную книгу «Современная ботаника» (П.Рейвн, Р.Эверт, С.Айкхорн) и запомнил информацию из главы 9 «Генетика эукариот».

На контрольную работу он пришел в великолепной настроении, в полной «боевой готовности» к любым неожиданным вопросам преподавателя. Раздали чистые листы бумаги. Контрольная работа началась.

Начинающий мнемоник самым дотошным образом выписал запомненную накануне информацию. Кто такой был Грегор Мендель. В каком году он родился и умер (1822-1884). В каком году его работа получила признание (в 1900 г.). Написал отличия аукариот от прокариот. Разъяснил правильное чередование мейоза и сингамии, описал процесс деления ядра, при котором число хромосом уменьшается от диплоидного до гаплоидного.

Дал подробное описание структуры хромосом эукариот. Написал, что хромосомная ДНК образует комплексы с разными белками, большинство которых составляют гистоны - положительно заряженные белки с высоким содержанием аргинина и лизина. Описал споры гаметы, диплоидные зиготы. Профазы, метафазы, анафазы, телофазы. Привел точные числовые данные возможных комбинаций хромосом - у человека 8388608.

Затем горе-мнемонист перешел к биографическим данным, так как они наиболее интересны с точки зрения человека, умеющего запоминать. Он рассказал в контрольной работе, что Мендель работал в саду августинского монастыря св. Фомы в австрийском городе Брюнне (столице Моравии; теперь город Брно в Чехословакии) с 1856 по 1863 гг. Написал точное название главного объекта для опытов Менделя - горох огородный (Pisum sativum). Отметил, что с юных лет Мендель собирал семена гороха с разными признаками и к 1856 г. уже хорошо знал, какие растения будут скрещиваться друг с другом, а какие - нет.

В виде стройной таблички учащийся выписал, какие семена были использованы Менделем, и каково было количество «потомства» с разными (доминантными и рецессивными) признаками. Например, по форме семян круглых было 5474, а морщинистых - 1850.

В заключение он привел ссылки на других ученых, сделавших важные открытия в генетике - Саттона, Моргана, Бидла и Татума, Уотсона и Крика, Бензера и других.

Довольный своим трудом, он сдал его на проверку преподавателю.

Как вы думаете, какую оценку ему поставили? Двойку. Возмущению ученика не было предела. Он готовился к контрольной работе целый день. Преподаватель заявил, что контрольная работа списана. Он это мотивировал тем, что ни один нормальный человек не может воспроизвести по памяти такое количество точной информации.

Юный мнемонист потребовал, чтобы ему устроили проверку. Он сказал, что может ответить на любой вопрос по точной информации в присутствии и под контролем преподавателя. Проверку устроили. И действительно, все данные, записанные в контрольной работе, были успешно и безошибочно воспроизведены. Оценку исправили на пятерку.

Правда, и это самое интересное, преподаватель между прочим тихо сказал: «А где ты набрался этой информации? Я не могу ее проверить. Ее нет в нашем учебнике». И публично запретил учащимся пользоваться дополнительной литературой при подготовке к контрольным и зачетам!

Аналогичные проблемы возникли и с преподавателем истории. (В медицинском училище изучают историю.) Наш юный мнемонист стал вступать в дискуссии с преподавателем (ох, молодость, молодость), заявляя на глазах у всего класса, что преподаватель сам не помнит исторических дат и точных имен и фамилий. И что он читает свои лекции, подглядывая в конспект. Разумеется, преподавателю историю такая «наглая ложь» не понравилась. Начались разборки в кабинете директора. Потом дело дошло до небольшой драчки на перемене. Результат этой истории печальный. Горе-мнемонист, а вместе с ним и преподаватель истории, были отчислены и уволены, соответственно.

Какой вывод можно сделать из этой истории? Если вы освоили мнемотехнику, не спешите применять свои знания в полном объеме. Не запоминайте более того, что от вас требуют ваши преподаватели. Как выяснилось, преподаватели реагируют на мнемонистов двумя способами. Первый - раздражение и неприязнь к ученику-выскочке. Второй - они вас поставят в пример остальным ученикам класса, и будут давать задания, выполнить которые могут только люди с тренированной памятью. Можете догадаться, как отреагируют на это ваши одноклассники или однокурсники.

Мнемотехника - «боевое» искусство. Это мощное «оружие» в борьбе за отличные оценки. А бряцать оружием не рекомендуется. Его нужно применять осторожно, незаметно и неожиданно. Короче, не будьте белой вороной. А то вас попытаются перекрасить в стандартный цвет.

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100