Главная Учебник Справочник Словарь Вопросы

 

В.Козаренко

Как тренироваться на программе "Мастер запоминания"

Программа "Мастер запоминания" - это просто генератор случайной последовательности двузначных чисел. Можно тренироваться в запоминании чисел и без этой программы, но с программой удобнее. Она контролирует результат запоминания: вычисляет среднюю скорость запоминания одного числа, подсчитывает количество допущенных при припоминании ошибок (в том числе и в процентах), показывает объем запоминаемых чисел, вычисляет "Коэффициент увеличения способности запоминания".

Сравнить способность запоминания разных людей - не совсем простая задача. Необходимо учитывать несколько факторов: объем информации, скорость запоминания, количество ошибок. Как определить, кто запомнил лучше: человек, запомнивший 80 чисел, но медленно и с большим количеством ошибок, или человек, запомнивший 50 чисел, но быстрее и с меньшим количеством ошибок?

Программа "Мастер запоминания" успешно решает эту задачу - задачу сравнения способности запоминания разных людей при существенных разбросах параметров скорости, объема и ошибок. В программу заложена "хитрая" формула, которая обобщает три этих параметра и приводит их к общему коэффициенту. По коэффициенту увеличения способности запоминания можно сравнивать результаты запоминания разных людей с точностью до сотых. Разумеется, тестирование должно проводиться на одной и той же программе.

В среднем, человек, не обученный специальной технике запоминания, способен запомнить лишь 5 двузначных чисел, предъявляемых программой однократно. Такая способность запоминания, присущая большинству, принимается за "нормальную". "Норме" соответствует коэффициент увеличения способности запоминания, равный единице.
Увеличение коэффициента говорит о том, во сколько раз увеличилась способность запоминания. Если коэффициент равен 20, это значит, что способность запоминания в 20 раз выше нормальной, то есть человек способен запомнить без ошибок с однократного восприятия около 100 двузначных чисел.

За нормативное время запоминания принимается время, равное 6 секундам на запоминание одного двузначного числа. Если средняя скорость запоминания, вычисляемая программой, будет меньше 6 секунд, то программа автоматически увеличивает коэффициент. Если средняя скорость запоминания превышает нормативное, то коэффициент будет уменьшаться.

На коэффициент влияет и количество допускаемых ошибок. Допущенные при припоминании ошибки будут занижать общий коэффициент увеличения способности запоминания.

Оценка, выставляемая программой, жестко связана с объемом запоминаемых сведений. На этой программе невозможно получить отличную оценку, запоминая маленький объем чисел. Для получения оценки 4 необходимо запомнить объем, равный примерно 140 двузначных чисел. На тройку - примерно 60 чисел. На пятерку - около 240 двузначных чисел. При этом необходимо уложиться в среднюю скорость запоминания (6 секунд на одно число) и припоминать практически без ошибок. Программа допускает не более 10 процентов ошибок при припоминании.

Программа имеет три режима.

Вводное тестирование

Это самый простой тест. Программа показывает последовательно 20 чисел. Время предъявления чисел - фиксированное. Каждое число показывается ровно 6 секунд.
Вводный тест можно использовать для проверки фоновой способности запоминания у людей, не обученных мнемотехнике. Вводный тест используется также для допуска к экзаменационному тесту. Зачем? Экзаменационное тестирование может продолжаться час и больше. Поэтому, ученик должен сначала доказать, что он обладает элементарными навыками запоминания, чтобы не тратить зря время экзаменатора. Для допуска к экзаменационному тесту необходимо запомнить не менее 18 чисел из 20. (Экзаменационный режим включается и отдельно, без вводного теста).

Тренировка

В этом режиме отключены ограничения по времени запоминания и ограничения по количеству допускаемых ошибок. Это значит, что вы можете запоминать как угодно долго и можете делать сколь угодно много ошибок при припоминании. Программа вас не отключит. Она исправно покажет вам результат вашего запоминания: объем запоминаемых чисел, среднюю скорость запоминания, количество допущенных ошибок. В табличке, на которой отражаются результаты запоминания, для сравнения приводятся нормативные показатели, к которым нужно стремиться.

Экзаменационное тестирование

Этот режим такой же, как и режим "Тренировка", с той лишь разницей, что включаются ограничения по скорости запоминания и по количеству допускаемых ошибок. Скорость запоминания не может превышать нормативную в два раза. Как только программа вычислит, что вы запоминаете одно число более 12 секунд, загорается табличка "Тест не пройден". Вам даже не придется вспоминать то, что вы успели запомнить.
Программа прерывает тестирование и в том случае, когда на этапе ввода вспоминаемых чисел, вы допустите более 10 процентов ошибок. Тестирование прерывается без возможности анализа ошибок.

Как тренироваться

На программе хорошо отрабатывать образные коды двузначных чисел. Для эффективного запоминания любых числовых сведений эти образные коды нужно знать до автоматизма. Это значит, что при восприятии любого из 100 двузначных чисел соответствующий зрительный образ должен появляться в воображении рефлекторно, автоматически, очень быстро, в независимости от вашего желания.

На программе хорошо закреплять опорные образы. Их припоминание также должно быть доведено до автоматизма.

Перед тем как тренироваться на программе, образные коды следует заучить. Вы не сможете пользоваться программой "Мастер запоминания", если не знаете образных кодов двузначных чисел.

Допустим, вы уже достаточно хорошо выучили образные коды двузначных чисел и в вашей памяти есть хотя бы 100 опорных образов, сформированных методом Цицерона.
Включите режим "Тренировка" и начинайте запоминать числа.

Вспомните первый опорный образ, преобразуйте показываемое программой число в образный код (число должно само преобразовываться в образ в вашем воображении). Соедините образный код числа с опорным образом. Зафиксируйте в воображении получившуюся картинку несколько секунд. Нажмите кнопку "Следующее число", вспомните второй опорный образ и свяжите его с образным кодом числа. Выведите следующее число, вспомните третий опорный образ и соедините его с образным кодом третьего числа. И так далее.

В процессе запоминания вам не следует беспокоиться о сохранности в мозге предыдущих связей. Всегда следует концентрироваться только на создаваемой связи, во всяком случае, при первоначальных тренировках.

Главная характеристика, по которой оценивается способность запоминания - это объем запоминаемой за один раз информации. Объем запоминаемой информации отражает устойчивость вашего внимания. Если вы способны запомнить одно-два иностранных слова, то это совершенно ни о чем говорит. Любой человек способен на такое и без специальной тренировки. Но чтобы эффективно запоминать реальный учебный материал, вы должны быть способны запомнить на "одном дыхании" около 200 иностранных слов. Без специальной тренировки мозг человека просто "отключается" уже через 10-15 минут. Мозг устает, и человек перестает выполнять задание на запоминание.

Устойчивость внимания тренируется постепенным увеличением объема запоминаемой за один раз информации.

Сначала запоминайте 20 чисел. На следующий день запоминайте 30 чисел. На третий день - 40. И так далее. Постепенно увеличивайте объем запоминаемых сведений. Вместе с увеличением объема будет тренироваться устойчивость вашего внимания. Это своего рода "силовая выносливость" вашего мозга.

Первое время не гонитесь за скоростью. Запоминайте каждое число основательно. Для этого вполне достаточно 6 секунд на образование одной связи.

При припоминании возможны ошибки. Ничего страшного. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Чем больше вы будете тренироваться, тем меньше ошибок вы будете допускать. Ошибки исчезают вместе с увеличением устойчивости вашего внимания.

После того, как вы вспомнили числа, их не следует больше повторять. Связи разрушаться сами очень быстро и опорные образы освободятся для запоминания новых чисел-образов.
Вы можете запоминать разные числа на одни и те же опорные образы несколько раз подряд. В этом случае новые связи будут стирать предыдущие.

Не следует очень долго фиксировать в воображении какую-либо связь, а то вы "испортите" опорный образ. Если связь будет фиксироваться долго, да еще и повторяться, она очень хорошо закрепиться в мозге, и запомненное на опорном образе число будет мешаться при запоминании других чисел на тот же образ.

В качестве опорных образов вы можете использовать и сами образные коды двузначных чисел. В этом случае, чтобы не путать порядковый номер с запоминаемым числом, порядковый номер представляйте большим образом, а запоминаемое число - средним по размеру.

Например, программа показывает число 35 (кубик). Вы быстро вспоминаете образный код единицы (еж) и создаете связь: Ежик держит в лапках кубик. Следующее число 69 (шар). Вы вспоминаете образный код числа 2 (яд) и образуете связь: на яде лежит шарик. И так далее. Запоминая двузначные числа под порядковыми номерами, вы очень быстро закрепите образные коды двузначных чисел. Так как они в данном случае используются и в качестве опорных образов.

Для практического использования наиболее оптимальны многоуровневые системы опорных образов. Создав такую систему - обычно блок опорных образов состоит из 125 конечных образов - ее необходимо закрепить в мозге, прежде чем вы начнете фиксировать на этих образах нужные вам сведения. Блок опорных образов очень быстро и качественно закрепится в вашем мозге, если вы несколько раз запомните на него по 125 двузначных чисел.

Когда вы уверенно запоминаете сотню двузначных чисел со средней скоростью 6 секунд, можете начать работать над скоростью запоминания. В мнемотехнике наблюдается интересный эффект. Оказывается, при увеличении скорости запоминания качество запоминания не ухудшается, а наоборот улучшается. То есть, мнемонист не только быстрее запоминает, но и ошибок делает меньше. В этом нет ничего странного. Это объясняется тем, что при увеличении скорости запоминания, у вас просто не остается времени отвлекаться.

Качество запоминания обычно снижается потому, что при образовании связи между двумя образами в воображении человека самопроизвольно возникают другие образы, не относящиеся к запоминаемым образам, и это делает основную связь некачественной. При увеличении скорости запоминания ненужные образы просто не успевают появляться в вашем воображении и не портят образуемые вами связи.

Есть еще одна хитрость, позволяющая сделать запоминание практически безошибочным. При образовании очередной связи, на некоторое время зафиксируйте ее в воображении и быстро просмотрите две-три предыдущие связи. Таким образом, при запоминании вы повторите информацию три-четыре раза. Что и обеспечит отличное сохранение связей в мозге.

После того, как вы осилите объем в сто образов, не успокаивайтесь и продолжайте ежедневно наращивать объем запоминаемых чисел. Мой личный опыт показывает, что для достижения состояния сверхустойчивого внимания (постпроизвольное внимание, состояние СК-1, самадхи - все эти слова обозначают одно и то же), необходимо достичь объема запоминаемых за один раз сведений, равного 250-300 двузначных чисел (образов, связей). После этого объема вам уже будет безразлично, какой объем информации запоминать.

Состояние постпроизвольного внимания характеризуется мощной концентрацией и резким снижением утомляемости. На физиологическом уровне мозг вынужден приспосабливаться к возрастающей нагрузке, и включаются механизмы самостимуляции. В мозг выбрасываются наркотические вещества, снижающие утомляемость. Состояние постпроизвольного внимания чем-то похоже на "второе дыхание" в спорте.

Состояние постпроизвольного внимания включается сразу (быстро), но продолжается длительное время (несколько часов) даже после прекращения нагрузки на мозг.
Субъективно это воспринимается как возникающая легкость, невесомость, все вокруг окутывается белой дымкой, ничто не может отвлечь от выполняемой задачи, речь воспринимается, но не осознается.

Со стороны, человек, находящийся в состоянии постпроизвольного внимания, слегка похож на пьяного или влюбленного. Глаза блестят, зрачки расширены.

Почувствовав несколько раз состояние "творческого подъема", вы запомните эти ощущения и сможете вводить себя в подобные состояния в будущем сознательно и довольно быстро. В таком состоянии течение времени перестает замечаться и человек способен эффективно заниматься умственной работой в течение длительного времени без отвлечений и без утомления.

Программа "Мастер запоминания"

 

Главная Учебник Справочник Словарь Вопросы
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100