Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека

 

В.Козаренко

АНАЛИЗ КНИГИ "УСОВЕРШЕНСТВУЙТЕ СВОЮ ПАМЯТЬ" ТОНИ БЬЮЗЕНА

Перевод с английского Е.А.Самсонова по изданию MASTER YOUR MEMORY by Tony Buzan. - London: BBC Worldwide Limited. 2000

Аннотация

Широкому кругу читателей предлагается знакомство с последним великим изобретением в прошедшем тысячелетии, касающимся человеческой памяти.

В этом обзоре я предлагаю читателям познакомиться с "Изобретением тысячелетия". Именно так представляют издатели одну из серии книг Тони Бьюзена "Усовершенствуй свою память", которая появилась на книжных лотках Москвы в апреле 2003 года.

Книга начинается с простого теста на память. Автор предлагает читателям вспомнить количество планет в Солнечной системе и, по возможности, название и последовательность планет.

Сначала мне этот тест показался шуткой. Тони Бьюзен заявляет, что по проведенному им опросу только 10 человек из 1000 могут последовательно перечислить планеты Солнечной системы. И что только 100 человек из 1000 могут назвать количество планет.

Однако зря я смеялся над этим тестом. Тут же проведенный мною опрос родственников, друзей и знакомых показал, что Тони Бьюзен оказался прав. Большинство моих знакомых не смогли назвать не только планеты Солнечной системы, но даже их количество. На мой вопрос "Что вы делали 11 лет в школе?" они только пожимали плечами, ссылаясь на то, что у них часто болел учитель по астрономии... (астрономию обычно преподает учитель физики). Причем здесь учитель и школа вообще? Когда информация о планетах Солнечной системы присутствует буквально в каждой детской книжке.

В этой же главе автор предлагает простой способ запомнить последовательность планет Солнечной системы. Строго говоря, никакой системы в этом способе нет. Предлагается обычный для таких случаев "Метод рассказа". При этом "Метод истории" Тони Бьюзена предполагает обширные энциклопедические знания. Например, нужно знать кто такой Фрэдди Меркюри, как звали бога войны, нужно быть знакомым с некоторыми персонажами мультфильмов Уолта Диснея. Интересно, откуда все это будут знать люди, которые не знают количество планет в Солнечной системе? Метод рассказа явно рассчитан на эрудированных читателей, а эрудированный читатель такие элементарные вещи, как количество планет и без того знает хорошо.

Четвертая глава книги посвящена принципам и приемам запоминания. Мнемоника Тони Бьюзена базируется на трех фундаментальных принципах.

1. Принцип ассоциации - работа памяти зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. Здесь следует добавить, что на этом принципе базируется естественная память человека и животных.

2. Второй принцип - умение представлять яркий, "глубоко прочувствованный" образ. Под словом "образ" Т.Бьюзен понимает комплексный образ, включающий в себя ощущения по всем органам чувств. Такое понимание образа полностью совпадает с трактовкой образа в психологии. Чтобы не создавать терминологическую путаницу я бы предпочел отличать слово "образ", как "зрительный образ" от слова "представление", которое может быть отнесено к любой анализаторной системе (зрительной, слуховой, двигательной и пр.)

3. Третий принцип - локализация или фиксация. Здесь Тони Бьюзен имеет в виду то, что запоминаемые образы должны фиксироваться на заранее заученных опорных образах, благодаря которым и удается последовательно воспроизводить информацию.

Тони Бьюзен выделяет и 12 вспомогательных мнемонических принципов. Я добавляю свои комментарии, потому что по тексту книги иногда трудно понять смысл. Некоторая эрудированность в области мнемотехники позволяет мне читать между строк переводчика (литературу по мнемонике очень трудно переводить на другой язык).

1. Синестезия (слияние чувств).

Я раньше думал, что синестезии - это заболевание. И практически невозможно вызывать эффект синестезии у психически здорового человека.

2. Движение.

Образы рекомендуется вращать и подстраивать друг под друга. И это абсолютно верно.

3. Ассоциация.

Под ассоциациями Бьюзен понимает привязку к хорошо знакомой информации. Например, число 917 может быть ассоциировано с революцией и образом красного флага. Как и другие авторы книг по тренировке памяти Бьюзен не дает вразумительного толкования термину "ассоциация" (соединение нескольких элементов одной информации).

4. Сексуальность.

Без комментариев.

5. Юмор.

Старая песня о том, что смешные и кровавые ассоциации запоминаются лучше. Если у вас лучше запоминаются смешные соединения образов, то делайте их таковыми.

6. Воображение. Чем больше вы используете воображение, тем лучше будет запоминаться.

Это как бы само собой разумеется. Все запоминание в мнемонике происходит именно в воображении.

7. Счет (нумерация)

Здесь, по-видимому, Бьюзен имеет в виду запоминание под порядковыми номерами. В системе "Джордано" запоминание под порядковыми номерами не рекомендуется в целях долговременного запоминания, только в качестве упражнения.

8. Символизм

Это всегда был один из центральных приемов кодирования - преобразования абстрактных понятий в простой зрительный образ.

9. Цвет

Цвет представлять хорошо, но для мозга более важен контур. И далеко не все люди способны представлять цвета.

10. Порядок и последовательность

Здесь имеются в виду разные способы фиксации последовательности информации, не только под порядковыми номерами.

11. Позитивность образа. Приятные образы запоминаются лучше неприятных.

В этом вопросе Бьюзен принципиально расходится с рекомендациями некоторых других авторов, которые как раз рекомендуют представлять неприятные и отвратительные образы.

12. Преувеличение. Создавая свои образы, свободно предавайтесь гротеску, т.е. преувеличению, в отношении их размеров, формы, цвета и звукового сопровождения, ассоциированного с ними.

Как преувеличить размер - это понятно. Но как преувеличить форму и цвет?.. Наверное, форму и цвет можно только изменить.

Затем следует глава "Современные данные, подтверждающие знания древних греков". Все "современные данные" сводятся к широко известной теории асимметрии полушарий головного мозга. Древние греки как раз об этом ничего не писали. Современная информация о деятельности мозга полностью отсутствует.

Глава пятая называется "Главная система"

В этой главе Тони Бьюзен знакомит читателей с буквенно-цифровым кодом. Когда каждой цифре от 0 до 9 присваивается несколько согласных букв алфавита. Тот буквенно-цифровой код, который дает переводчик, нельзя назвать удачным. Вот он.

0 = З, С, СС
1 = Т, Д
2 = Н
3 = М
4 = Ч
5 = Л
6 = Ш, Ж, ДЖ
7 = К, Г
8 = Ф, В
9 = Б, Р, П

Откуда взялся такой странный код? Судя по всему, переводчик просто перевел английские буквы на русские. Так поступать нельзя. Есть очень хороший (можно сказать, стандартный) код для русского алфавита. Под который, к тому же, составлены образные коды чисел от 00 до 99 и от 000 до 999. Только из-за этого стоит использовать код: 1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм. Система кодирования простая: 6 - Шесть, 7 - Семь, 8 - Восемь. Вторые буквы созвучные первым. Кодирование одной цифры двумя буквами нужно для подбора слов для трехзначных чисел (получается 8 комбинаций букв при кодировании трехзначного числа).

В литературе по мнемонике можно найти множество вариантов буквенно-цифрового кода. Например, такие коды есть в книгах Слоуща и Челпанова. Тут не важен сам код. Каждый может (если не лень) составить свой собственный код и основанную на нем систему образных кодов чисел. Главное - принцип. Принцип кодирования цифр в сочетания букв - старый как мир, и давно используется в мнемонике.

Затем в книге дается "Базовая сотня" основной системы.

Под этим загадочным названием подразумеваются образные коды на двузначные числа от 00 до 99. Дается таблица (матрица) списка образных кодов.

На мой взгляд, представление списка образных кодов в виде таблицы (матрицы) совершенно не обоснованно. Так как сильно усложняет понимание. Гораздо проще было бы просто дать список образных кодов - слов-образов, соответствующих числам от 00 до 99, как это делается во всех книгах по мнемонике.

Сами образные коды в этой книге - сплошное недоразумение. Трудно сказать кто автор этого недоразумения. Я надеюсь, что не Тони Бьюзен.

Дело в том, что такие слова как "Ной", "Май", "дух", "лай", "бай", "На-на" и т.п. совершенно не годятся в качестве образных кодов чисел. Образные коды должны быть совершенно конкретными: карандаш, ластик, стол, ворона. Это важнейшее условие. Слова, представленные в списке образных кодов в переводе книги Тони Бьюзена, сами нуждаются в дополнительной "обработке" мнемоническими приемами. Нельзя ведь запомнить слово "май". Прежде чем его запоминать, слово нужно чем-то символизировать, например, образом "белый голубь".

Система образных кодов даже на первую сотню чисел (00 - 99) заучивается очень долго. Требуется не менее двух недель. Способы заучивания образных кодов в книге Тони Бьюзена не приводятся. Не комментируется и главный принцип запоминания образных кодов: образные коды должны быть заучены до автоматизма. Так, чтобы двухзначное число мгновенно вызывало в воображении зрительный образ (без буквенно-цифрового кода, который необходим только на этапе заучивания слов-образов-заменителей двузначных чисел).

Не даются никакие правила обращения с образными кодами. По-видимому, Тони Бьюзен с ними не знаком.

В заключение главы о "базовой сотне" приводится пример запоминания десяти слов под порядковыми номерами. Для запоминания нужно соединять в воображении образ, обозначающий порядковый номер с запоминаемым словом, преобразованным в зрительный образ. Метод старый и очень известный.

Однако Тони Бьюзен необоснованно усложняет этот метод.

Вот как предлагает запоминать Тони Бьюзен.

1 (дух) - бананы. Представьте себе, что вы оказались на складе, где хранятся тропические фрукты. "Банановый дух" столь силен, что у вас в буквальном смысле "текут слюнки". Вы в совершенном восторге от предложения хозяина склада угоститься бананами в любом количестве и абсолютно бесплатно! В своем представлении вы должны ощущать запах (дух), вкус и даже осязать бананы, которыми вас угощают.

А вот как нужно запоминать (система "Джордано")

1 - гЖ - еЖ + бананы.

Представьте ёжика и связку бананов на иголках.

По поводу метода, описываемого Тони Бьюзеном, возникает щекотливый вопрос. Как сам Тони Бьюзен умудряется ставить рекорды по скорости запоминания? Ведь его метод предполагает ОЧЕНЬ ДЛИТЕЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ всего одного слова. Получается, что он сам запоминает совсем не так, как описывает в своей книге...

С главы шестой описывается "Генеральная мнемоническая матрица (СЕМ3): глобальный мнемонический метод.

На этом методе я бы хотел остановиться более подробно, так как Тони Бьюзен затронул здесь действительно один из самых больных вопросов мнемотехники: создание универсальной системы опорных образов (локи).

Тони Бьюзен утверждает, что решил этот вопрос. Его СЕМ 3 - это аббревиатура английского сокращения SEM 3, расшифровываемого как Self-Enhahcing Master Memory Matrix, при этом три последних слова были сокращены до М3, т.е. "трижды М".

Собственно из-за этого его метода я и купил книгу "Усовершенствуй свою память", так как в остальном в ней изложено всего два мнемонических приема: буквенно-цифровой код и образные коды на двузначные числа. Ни о какой мнемотехнике даже и речи не идет в данной книге.

Метод СЕМ3 здорово запутан, то ли самим автором, то ли переводчиком (скорее всего второе). Мне, человеку хорошо знакомому с теоретическими вопросами мнемотехники, понадобилось определенное время, чтобы разобраться в том, что представляет собой метод саморасширяющейся мнемонической матрицы Тони Бьюзена. Каково же будет другим читателям, которые не столь хорошо знакомы с мнемотехникой?

Сначала суть основной проблемы мнемотехники.

В норме припоминание у человека осуществляется по ассоциации. Для того чтобы мозг что-то вспомнил, в мозг должен попасть стимул. Заболел зуб - вспомнился зубной врач. Увидели обложку кассеты фильма - вспомнилось содержание фильма. Услышали музыку - вспомнился летний вечер на юге десять лет назад.

Без специального обучения человек не может управлять потоком воспоминаний. Воспоминания всегда стихийны, случайны, зависят от стимулов, поступающих в мозг. Сложно (почти невозможно) последовательно пересказать текст. Зато легко ответить на вопросы по тексту: вопросы служат стимулами (подсказками).

Любая информация в мнемотехнике запоминается последовательно. Не только для припоминания этой информации в строгом порядке, но и для того чтобы иметь возможность целенаправленно и равномерно повторять запомненные сведения в целях их закрепления в памяти.

Запоминание последовательности осуществляется с помощью системы вспомогательных образов (опорные образы, локи, вешалки). Теоретически, если в мозге сформировано большое количество опорных образов, человек способен запоминать информацию последовательно без ограничений.

Если в мозге есть 1000 опорных образов, то вы сможете легко запомнить последовательность 1000 случайных двузначных или трехзначных чисел. Или такое же количество телефонных номеров. Или 1000 исторических дат. Или 1000 анекдотов или абзацев текстового материала.

Проблема заключается в том, что в языке насчитывается всего около 3000 слов, обозначающих конкретные зрительные образы. А нужны именно зрительные образы, а не слова их обозначающие. Такие слова как "Ной", "май", "любовь" не подходят в качестве опорных образов. Так как такие слова перед использованием придется символизировать другими словами: плот, белый голубь, сердечко.

Частично проблема нехватки слов в орфографическом словаре решается так.

Используются специальные слова: жиклер, суппорт, колодка, транзистор, резистор. Эрудированные люди способны подобрать много подобных образов.

Один зрительный образ может видоизменяться и трансформироваться. Ведь для запоминания главное не слово, а зрительный образ. При этом разные опорные образы могут называться одинаково, главное чтобы контуры у них были разные. Можно представить сердечко в виде надувного шарика, в виде рисунка на карте, в виде настоящего сердца, в виде сердца, нарисованного на стене.

Опорные образы должны быть организованы в систему. Чтобы мнемонист мог вспоминать опорные образы всегда в одинаковой последовательности (соответственно и информацию, зафиксированную на них).

Древние мнемонисты для формирования системы опорных образов применяли исключительно метод Цицерона - последовательность образов на улице или в помещениях. Каждый пятый образ отмечался специальной меткой, чтобы удобнее было просчитывать опорные образы в воображении.

В системе "Джордано" проблема формирования опорных образов решается количественными методами. Предлагается для создания систем опорных образов комбинировать 10 основных приемов запоминания последовательности образов.

Можно брать метод Цицерона в чистом виде. Можно в каждом образе, выделенном методом Цицерона, выделять ещё по пять образов (части образа). Используются произвольно взятые образы, заученные короткими последовательностями по 5 штук. Каждый из таких образов можно в свою очередь разделить ещё на несколько образов. В результате удается формировать в памяти не просто последовательность образов, а иерархические структуры опорных образов, организованных по принципу дерева. Это позволяет очень быстро перемещаться в воображении по опорным образам (как по папкам в компьютере).

Для формирования опорных образов используются и другие приемы. Можно выделять из образа невидимые части.

Для временного запоминания можно использовать хорошо заученные образные коды букв алфавита, двузначных и трехзначных чисел. Однако такой способ запоминания (который и составляет основу саморасширяющейся мнемонической матрицы Тони Бьюзена) не рекомендуется для долговременного запоминания информации. Так как противоречит одному из основных правил обращения с образными кодами в системе "Джордано": образные коды не должны быть основой ассоциации и образные коды нельзя связывать между собою.

Рассмотрим этот вопрос подробнее. Почему нельзя для долговременного запоминания фиксировать информацию, используя в качестве опорных образов образные коды двузначных чисел, например?

Вы можете запомнить 100 телефонных номеров, соединив в воображении образ "хозяина" телефонного номера с образным кодом числа. Например, на ежа (1) вы можете привязать образ "самолет" - телефон аэропорта. На образ яд (2) вы можете привязать образ милицейской машины - телефон местного отделения милиции. И так далее, к каждому образу-числу от 1 до 100 можно привязать какой-нибудь образ, обозначающий конкретный телефонный номер. Сам же телефонный номер фиксируется в образе "хозяина". Например, числа телефонного номера аэропорта размещаются на частях образа самолет.

Вот здесь и становится ясно, почему образные коды чисел нельзя использовать в качестве опорных образов. Ответ простой. Потому что эти образные коды (чисел) многократно используются для запоминания другой информации - телефонных номеров, кодов и паролей, исторических дат и пр.

Если вы связали с образом 1 (еж) образ "самолет". А потом этот же образ 1 (еж) вы многократно соедините с другими образами (при запоминании телефонных номеров), то связь "ежа" с образом "самолет" будет разрушена. Либо эта связь сохранится, но будет разрушена связь "ежа" в ассоциациях с телефонным номером.

Это называется в системе "Джордано" "Эффект стирания связи". Об этом эффекте нельзя судит по запоминанию всего нескольких элементов информации. Эффект стирания связи хорошо наблюдается при запоминании нескольких десятков элементов информации.

Можно объяснить этот эффект теоретически. Но я этого не будут здесь делать, чтобы не утомлять читателей. Кто хочет разобраться в эффекте стирания связей, рекомендую познакомиться со схемой образования электрической связи в учебнике, в разделе "Механизмы памяти".

Для сохранности информации в мозге просто пользуйтесь годами проверенным правилом. Любые образные коды могут быть только элементами ассоциации. То есть, образные коды записываются на что-то. На сами образные коды ничего записывать нельзя. Нельзя и соединять образные коды вместе.

Тут может возникнуть идея. А что если каждый раз при запоминании, чтобы избежать эффекта стирания связей, модифицировать образный код? Именно это и предлагают делать большинство авторов книг по тренировке памяти. НО... Здесь возникает большое НО.

Образные коды нельзя модифицировать. Они должны быть всегда одинаковыми, неизменяемыми, фиксированными. Почему? Во-первых, хорошо заученные образные коды гораздо лучше запоминаются и гораздо лучше сохраняются в памяти. Во-вторых, только при использовании фиксированных образных кодов вы получаете возможность делать выборки информации в своей памяти. Получаете возможность мгновенно находить в своем мозге информацию, содержащую одинаковые элементы (числа, названия месяцев, имен и т.п.) Вдумчивый читатель усмотрит в этом правиле далеко идущие последствия. Использование фиксированных образных кодов при запоминании - это фундамент для аналитического мышления, для генерации новой информации. Ведь новая информация - это всего-навсего новая комбинация старых элементов. И аналитическое мышление специально развивать не нужно. Достаточно лишь правильно запомнить информацию из разных учебных дисциплин и ваш мозг начнет анализировать эту информацию, искать в ней ОДИНАКОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, создавать новые комбинации, новые связи, новую информацию. Чтобы аналитическая функция мозга была реализована, достаточно всего лишь "забить" в мозг необходимое количество данных.

Вернемся к системе Тони Бьюзена. Тони Бьюзен предлагает использовать для долговременного запоминания образные коды чисел! На этом можно было бы прекратить анализ его системы опорных образов. Так как все будет стираться с такой системы опорных образов, основанной на образных кодах чисел (если сами образные коды чисел будут использоваться для запоминания числосодержащей информации).

Тем не менее, рассмотрим её более подробно. Просто, чтобы понять, в чем её суть.

Итак, представьте, что вы выучили 100 образных кодов двузначных чисел. От 00 до 99. Следовательно, вы можете запомнить строго под порядковыми номерами 100 элементов информации, например, сто слов.

Сто образных кодов выучить относительно просто. На это вам потребуется примерно две недели каждодневных тренировок. Заучивать образные коды чисел гораздо сложнее, чем новые иностранные слова.

Но вы хотите запоминать больше. На сайте Mnemonikon есть образные коды трехзначных чисел от 000 до 999. Заучив эти образные коды, вы уже сможете строго под номерами запомнить 1000 элементов информации. Сможете воспроизводить информацию в прямом и обратном порядке, а также сразу по порядковому номеру. Например, сможете мгновенно сказать, что у вас записано в памяти под числом 672. Для этого вы должны будете увидеть число 672, в вашем воображении рефлекторно появится зрительный образ "ЛюСТра" (заранее связанный с этим числом), а с образа "люстра" вы считаете информацию, которую там зафиксировали.

Однако такой способ запоминания более сложный, так как заучить 1000 образных кодов - задача сложная, требующая упорных тренировок.

Я ещё раз хочу напомнить, что в системе "Джордано" образные коды чисел используются совсем не для того, чтобы на них что-то запоминать. Наоборот, с помощью образных кодов запоминаются любые числосодержащие сведения. Мы сейчас анализируем систему опорных образов Тони Бьюзена.

Тони Бьюзен вполне осознает, что заучить даже 1000 образных кодов трехзначных чисел, для того чтобы использовать их в качестве опорных образов - задача невыполнимая для слушателей месячных курсов мнемотехники. Поэтому он предлагает саморасширяющуюся систему. Смысл его системы заключается в том, что используется всего лишь базовая сотня - образные коды на двузначные числа от 00 до 99. Другие образные коды получаются путем модификации сотни произвольно взятых образов. Модифицирующими образами служат образы, соответствующие числам от 00 до 99.

Так как буквенно-цифровой код и образные коды двузначных чисел в русском переводе книги Тони Бьюзена совсем никуда не годятся, я для анализа его метода буду использовать образные коды из системы "Джордано". Смысл при этом не изменится, но будет гораздо понятнее.

Для получения образов, кодирующих числа от 100 до 999 Бьюзен советует использовать зрительные образы. Для чисел от 1000 до 1999 - звуковые образы. От 2000 - до 2999 - обонятельные образы. 3000 - 3999 - вкусовой образ. 4000 - 4999 - осязательный образ. 5000 - 5999 - моторно-чувственный образ. 6000 - 6999 - млекопитающие. 7000 - 7999 - птицы. 8000 - 8999 - цвета радуги. 9000 - 9999 - солнечная система.

Таким образом, путем модификации сотни произвольных образов (разделенных на десятки по вкусу, обонянию, осязанию и пр.) образами базовой сотни (образные коды 00-99) предполагается получить 10000 образов!

Следует понимать, что вкусовые образы, осязательные образы, звуковые образы, птицы и млекопитающие - это всего лишь ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ. Введенные Тони Бьюзеном представления разных анализаторных систем сбивают с толку. Кажется, что нужно представлять вкус, запах, цвет. На самом деле (если внимательно прочитать анализ запоминания в этой книге) всегда нужно представлять только зрительные образы.

Например, если "обработать" методом Тони Бьюзена образный код единицы (еж), используя "звуковой образ", то нужно представить в воображении ежа с мегафоном, который что-то громко кричит.

Как бы Тони Бьюзен не называл свои образы - они всегда сводятся к комбинациям зрительных образов. А вызов в воображении вкусовых и других ощущений - это уже по вашему желанию. Но я, например, уверен, что человек не способен вызывать в воображении четкие вкусовые ощущения и запахи по своему желанию. Под гипнозом - да. А сознательно - нет. К тому же для запоминания важно соединение контуров образов. При чем здесь запахи и вкусы? Непонятно.

Как предлагается модифицировать образы?

Вам нужно запомнить десять коротких последовательностей произвольных образов. В первой последовательности образов будет всего девять (вместо первого слова используются сами образные коды от 00 до 99), а в остальных - по десять слов.

Как раз для упрощения запоминания этих коротких последовательностей произвольных слов Бьюзен и предлагает систематизировать их по "Зрение", "Слух", "Запах" и т.д. Девять "зрительных" слов, десять "слуховых" слов, десять "обонятельных" слов и т.д.

Вот какие слова на "Зрение" он предлагает:

динозавр (100-199),
дворянин (200-299),
полнолуние (300-399),
ущелье (400-499),
молния (500-599),
церковь (600-699),
Конкорд (самолет такой) (700-799),
пожар (800-899),
квартира (900-999).

Допустим, вы уже выучили образные коды на числа от 00 до 99: бочки (00), еж (01), яд (02), ухо (03), чай (04), обои (05), юла (06), оса (07), ива (08), яйцо (09), огонь (10) и т.д. (см. справочник образных кодов на сайте).

Чтобы получить сотню образов от 100 до 199 нужно образ "динозавр" модифицировать образными кодами базовой сотни: бочка (00) + динозавр, еж (01) + динозавр, яд (02) + динозавр, ухо (03) + динозавр, чай (04) + динозавр. При этом желательно не просто соединять два образа, а именно получить один комбинированный образ: динозавр в виде ежа с колючками (101), дохлый динозавр (102), динозавр, пьющий чай (104).

Для получения следующей сотни образов от 200 до 299 нужно модифицировать образными кодами от 00 до 99 образ "дворянин": небритый дворянин (колючки, как у ежа) (201), мертвый дворянин (отравился ядом) (202), дворянин с большими ушами (203), дворянин пьёт чай (204) и т.д.

Для получения сотни образов от 300 до 399 нужно модифицировать образными кодами от 00 до 99 образ "полнолуние" (круглая луна, наверное): колючая луна (301), мертвая луна (302), ушастая луна (303) и т.д.

Принцип, наверное, вам уже ясен. Совершенно необязательно использовать предлагаемые Бьюзеном слова-модификаторы, систематизированные по "зрению", "слуху", "запаху". Для этих целей вы можете использовать любые слова, выбранные совершенно произвольно.

Например, каждую последовательность из десяти произвольных слов можно запомнить приемом "Цепочка". А начало каждой из десяти цепочек зафиксировать на образе, выделенном методом Цицерона.

Возьмем в качестве примера совершенно произвольную (случайную) последовательность образов. Пусть это будет вторая десятка (от 1000 до 1999):

ворона (1000-1099),
ластик (1100-1199),
карандаш (1200-1299),
велосипед (1300-1399),
верблюд (1400-1499),
канистра (1500-1599),
лампочка (1600-1699),
вилка (1700-1799),
книга (1800-1899),
ножницы (1900-1999).

Следовательно, образ "ворона" будет использоваться для получения образов от 1000 до 1099. Для этого образ вороны нужно обработать образными кодами от 00 до 99. Колючая ворона (1001), дохлая ворона (1002), ушастая ворона (1003), ворона пьёт чай (1004).

Для получения образов от 1100 до 1199 нужно обработать образными кодами (00 - 99) второе слово последовательности "ластик": колючий ластик (1101), ластик, облитый ядом (1102), ушастый ластик (1103), ластик в виде чая (1104) и так далее.

Однако... Возникает несколько вопросов к этому способу формирования системы опорных образов, основанной на сотне произвольных слов, модифицированных образными кодами чисел от 00 до 99.

Вопрос 1. Как перемещаться по числовому ряду? Как определить, что колючий ластик обозначает именно число 1101? В принципе, это сделать можно, но для этого потребуется слишком много времени, чтобы вычислить, что ластик занимает первое место во второй десятке произвольных слов. И что ластик обозначает диапазон чисел от 1100 до 1199). Здесь систему нужно усовершенствовать. Тони Бьюзен не дает никаких рекомендаций по быстрому поиску диапазона числа по образу. Просчитывать это в воображении при быстром запоминании очень трудно.

Вопрос 2. Динозавр, он и Африке динозавр. Хоть он дохлый (102), или небритый (101), или с ушами (103). Но, запоминая на образ "динозавр" другие образы, вы всегда будете образовывать связь с одним и тем же образом, с образом "динозавр". Здесь не нужно быть теоретиком мнемотехники, чтобы понять, что каждая новая связь с образом "динозавр" будет стирать предыдущую связь с похожим образом. Решить этот вопрос теоретически можно. Нужно придумать сто разных динозавров, четко отличающихся своими контурами. Практически у меня, например, на это не хватает воображения.

Вопрос 3. Кто-нибудь практически освоил такую систему формирования локи?

Вопрос 4. Если образные коды чисел использовать не в качестве опорных образов для запоминания последовательности, а по своему прямому назначению, для запоминания числосодержащей информации? Например, при запоминании кода сейфа (102 101 103)? Используя систему кодирования Тони Бьюзена, придется на разные части сейфа фиксировать практически одинаковые образы: на сейфе лежит дохлый динозавр (102), на замке сидит небритый динозавр (101), у основания - ушастый динозавр (103). Я сомневаюсь, что такие похожие образы будут вспоминаться без ошибок, особенно когда запоминаются десятки и сотни единиц информации.

Вопрос 5. А как же "основная система" (буквенно-цифровой код), изложенная Тони Бьюзеном в этой же книге? Ведь этот код и нужен для того, чтобы кодировать числа в образы. И ещё более для того, чтобы потом по образам вспоминать слова, а по согласным буквам слов - восстанавливать (генерировать) числа. Например, вспомнив СТаНок - легко восстановить по этому слову число 720, вспомнив ШЛеМ - легко прочитать по нему число 660.

В своем "изобретении тысячелетия" Тони Бьюзен совсем позабыл о фундаментальных приемах мнемотехники, забыл для чего, собственно, создавался буквенно-цифровой код. Как по "ушастой луне" быстро вспомнить число? Вспоминается, что этот образ содержит цифру три (так как базовая сотня должна быть хорошо заучена, а 3 - это "уХо"). А вот в какую сотню и тысячу попадает луна - вспомнить быстро не так-то просто (100 произвольных образов, каждый из которых соответствует своей сотне в диапазоне от 100 до 10000).

Тем не менее, система, изложенная Тони Бьюзена, может рассматриваться как хорошая, но очень сырая идея. Метод требует значительной доработки. Проблема создания емкой системы вспомогательных опорных образов - центральная проблема в современной мнемотехнике. И я приглашаю читателей поразмыслить над методом Тони Бьюзена и над его усовершенствованием. Основные цели следующие:

- метод, позволяющий формировать до 10000 локи не должен требовать длительного времени для заучивания; образы должны не заучиваться, а генерироваться по четкой системе (алгоритму);

- должно обеспечиваться свободное перемещение по опорным образам, в том числе и по их порядковым номерам.

Я уверен, что совместными усилиями мы решим эту проблему и порадуем Тони Бьюзена усовершенствованной версией его СЕМ3.

Свои идеи по этому вопросу вы можете присылать автору сайта по адресу mnemotexnika@narod.ru.

Похожий принцип (модификации образов) уже используется в системе "Джордано". Но несколько иначе и для других целей. Модификации подлежат сами образные коды двузначных чисел для быстрого формирования образного кода трехзначного числа. Однако такой прием рекомендуется в крайних случаях, когда под рукой нет справочника образных кодов трехзначных чисел.

Этот же прием частично использовался при составлении списка образных кодов трехзначных чисел (000 - 999): 35 (Кх пБ) - КуБ; 435 (Чщ Кх пБ) - Черный КуБ. Это вынужденная мера, так как в русском языке очень мало слов, содержащих буквы Ч и Щ.

Собственно, в системе "Джордано" проблема формирования большого количества опорных образов решена. Для этого применяется принцип нумерации произвольных образов образными кодами двузначных и трехзначных чисел. Метод позволяет получать неограниченное количество опорных образов. Но и этот метод имеет существенный недостаток - необходимость предварительного заучивания системы опорных образов.

Пример. Возьмите ЛЮБОЙ ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ОБРАЗ, например, образ "ворона". Обозначьте этот образ образным кодом числа 520 (ПауТиНа). Образный код должен быть элементом ассоциации. Т.е., образ "ворона " - большой образ. А образ "паутина" средний относительно вороны. Связь примерно такая: на глазу вороны - паутина. Мы получили опорный образ под номером 520. Теперь запоминаемую информацию следует связывать с частями образа вороны. Образный код числа ни с чем не связывается, он "сидит" на "вороне" изолированно.

Пример. Представьте другой ЛЮБОЙ ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ОБРАЗ, например, образ "кактус". На верхушке кактуса зафиксируйте образный код числа 960 (РеВуН), а на иголочке кактуса - образный код числа 989 (ЦиФеРблат). Вы получили опорный образ под номером 960989. Теперь на опорный образ "кактус" можно записать любую нужную вам информацию.

Опорные образы не должны повторяться. Это фундаментальный принцип классической мнемотехники.

Описанный выше способ формирования системы опорных образов (принцип нумерации образными кодами чисел произвольных образов) слишком сложен и требует упорных тренировок: заучивание образных кодов трехзначных чисел, подбор, нумерация и закрепление в памяти нескольких тысяч произвольных (разных) образов. Но этот метод позволяет создавать практически неограниченное количество опорных образов - до миллиарда и более!!! Никто не сможет достигнуть этого числа, так как человеку требуется примерно 20 лет, чтобы только досчитать до миллиарда.

Создание опорных образов путем нумерации произвольных образов - метод для профессионалов. Обычному пользователю мнемотехники, который не желает затрачивать более двух месяцев на обучение, этот метод не годится. Создание простого и эффективного метода формирования большого количества опорных образов - задача номер один в современной мнемотехнике. И эта задача пока не решена.

26 мая 2003

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2020
Адрес сайта: https://mnemonikon.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника