Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Франц Лёзер

Тренировка памяти

14. Какова моя память теперь?

Все жалуются на свою память, и никто не жалуется на свой ум.
Ларошфуко

Чему вы научились?

Итак, подведем итоги. Что же дала вам эта книга?

Во-первых, вы узнали, что у большинства людей работа памяти осуществляется преимущественно стихийно, т. е. люди пользуются памятью, не зная ее механизмов и законов, лежащих в их основе. Неудивительно, что продуктивность памяти у нас в общем относительно низка и не соответствует ни нашим возможностям, ни требованиям, которые ставит перед нами жизнь. Чтобы повысить продуктивность памяти, необходимо прежде всего понять принципы ее работы. Поэтому в книге были охарактеризованы принципы организации важнейших функций памяти: восприятия, концентрации, запечатления, повторения, забывания и припоминания.

Во-вторых, вам стало известно, что для улучшения памяти необходимо, чтобы эти процессы протекали более организованно на основе применения специальных методов. Вы ознакомились с тем, как надо концентрироваться на существенной информации и отбрасывать несущественную, как рационально запечатлевать и повторять запоминаемую информацию, как осознанно использовать приемы забывания и припоминания.

Наконец, вы усвоили некоторые приемы, способствующие улучшению запоминания ряда специальных видов информации, а именно информации, не связанной по смыслу: лиц, имен и чисел. Тем самым вы получили инструмент, который позволит при условии дальнейшей тренировки достигнуть значительных результатов при запоминании самой различной информации. Однако, как вы, наверное, хорошо поняли, непременным условием повышения качества вашей памяти является тренировка. И если, работая над этой книгой, вы тренировались упорно и интенсивно, то вы, несомненно, добились успеха. Чтобы вы могли убедиться в этом, я предлагаю вашему вниманию заключительный тест.

При его выполнении вы должны применять навыки, приобретенные в процессе чтения этой книги.

Заключительный тест состоит из четырех разделов, соответствующих тем четырем заданиям, которые включал вводный тест (гл. 2). Поэтому, выполнив заключительный тест, вы получите возможность сравнить продуктивность вашей памяти до и после чтения этой книги.

Заключительный тест

Тест 1: запоминание логически не связанного материала

Запомните приведенные ниже 20 слов вместе с их порядковыми номерами в списке. Как и прежде, ответ считается правильным только при условии, что слово называется вместе с его порядковым номером. На запоминание 20 слов дается 40 секунд. После этого запишите слова (вместе с их номерами), которые сможете припомнить. При выполнении задания используйте метод ассоциаций.

1. Яблоко
2. Дыра
3. Буря
4. Авторучка
5. Буква
6. Печень
7. Мир
8. Философия
9. Лес
10. Чулок
11. Пруд
12. Берлин
13. Пророк
14. Сосна
15. Пушка
16.Чернила
17. Стол
18. Клей
19. Банан
20. Кувшин

Вычислите продуктивность запоминания по уже известной вам формуле:

(число правильно воспроизведенных слов : 20) х 100 = ...%

Тест 2: запоминание чисел

Запомните приведенные ниже числа вместе с их порядковыми номерами. На запоминание дается 40 секунд. Затем запишите запомненные числа. (И в этом случае также можете использовать метод ассоциаций.)

1. 13
2. 44
3. 67
4. 92
5. 37
6. 30
7. 82
8. 69
9. 52
10. 16
11. 75
12. 16
13. 83
14. 49
15. 79
16. 77
17. 38
18. 61
19. 74
20. 4

Вычислите продуктивность запоминания, подставив количество правильно воспроизведенных чисел в следующую формулу:

(количество правильно воспроизведенных чисел : 20) х 100 = ... %.

Тест 3: запоминание лиц с именами и фамилиями

Запомните изображенные на странице 10 лиц с именами и фамилиями. В вашем распоряжении 30 секунд. Затем обратитесь к концу страницы, где изображены те же лица, но в другой последовательности и без указания имен и фамилий. Постарайтесь припомнить их имена и фамилии. Ответ считается правильным только при условии, что правильно названы как имя, так и фамилия. Подсчитайте продуктивность запоминания по формуле:

(число правильных ответов : 10) х 100 = ...%


Александр Володин

Галя Рекс

Петр Сидоров

Александр Дойтчман

Владимир Попов

Татьяна Генкина

Валерий Ким

Гизела Линас

Рената Майер

Валентин Смирнов

Тест 4: запоминание логически связанного материала

Прочитайте предлагаемый текст и запомните 10 его главных мыслей, которые напечатаны жирным шрифтом и пронумерованы соответственно их последовательности в тексте. Вы должны воспроизвести главные мысли в той же последовательности. На запоминание дается 60 секунд.

"Можно ли преодолеть "заседательскую болезнь"?

Нравится ли вам участвовать в заседаниях? А почему бы нет? Разве не считаем мы, что уровень творческого мышления индивида повышается в условиях коллективного труда (1) и что при этом мыслительная деятельность может превращаться в истинную потребность, приносить подлинное удовлетворение? Это, конечно, правильно, но отсюда нельзя делать вывод, что творческое мышление индивида будет оптимальным в любом коллективе (2). К сожалению, иногда бывает и наоборот (3). Красноречивым примером этого может служить "заседательская болезнь" (4), приобретающая все более грандиозные масштабы. С одной стороны, эта болезнь порождена стремлением привлечь всех граждан к управлению государством (5), а с другой - она обусловлена недостаточным уровнем научной организации дискуссий и обсуждения (6), который не отвечает требованиям социалистического общества (7). Слишком продолжительные и нецеленаправленные заседания (8), совершенно не соответствующие огромным творческим возможностям трудящихся, - таков результат. В чем же причина этого? Во-первых, недостаточно исследованы и не всегда учитываются психологические и моральные законы коллективной умственной деятельности (9) и, во-вторых, мы не располагаем знанием законов и методов проведения дискуссии, совещания и т. п. (10)".

Запишите главные мысли текста, которые вы запомнили, с учетом их логической последовательности. Вычислите продуктивность запоминания по формуле:

(число правильно воспроизведенных мыслей : 10) х 100 = ...%

Вычислите теперь среднюю продуктивность запоминания, просуммировав результаты, полученные во всех четырех тестах, и сумму разделив на четыре:

Тест 1 ... %
Тест 2 ... %
Тест 3 ... %
Тест 4 ... %

Сумма : 4 = ...%

Улучшилась ли ваша способность к запоминанию?

С помощью простой формулы вы можете определить рост продуктивности своей памяти, сопоставив результаты заключительного и вводного тестов. Для этого надо вычесть результат вводного теста (А) из результата заключительного теста (Б); разность составит прирост продуктивности запоминания (В). Затем разделите прирост продуктивности запоминания (В) на результат вводного теста (А) и полученное частное умножьте на 100. Таким образом вы определите относительный рост продуктивности запоминания в процентах.

Допустим, средняя продуктивность запоминания в вводном тесте (А) равнялась 50%, а в заключительном (Б) - 60%. Прирост продуктивности запоминания (Р) составит тогда

В = Б - А = 60% - 50% = 10%,

а относительный рост продуктивности запоминания будет равен

(В : А) х 100 = (10 : 50) х 100 = 20%

Вычислите теперь по этой формуле прирост продуктивности запоминания (В) для каждого из четырех заданий в отдельности и на основе средних результатов - для вводного и заключительного тестов в целом. Для этого прежде всего занесите результаты, полученные при выполнении вводного и заключительного тестов, в следующую таблицу.

Вводный тест А

Эталон для сравнения
1 2 3 4
Средняя продуктивность запоминания
90-100
Отлично
...... ...... ...... ...... ......
70-90
Очень хорошо
..... ...... ...... ..... .....
50-70
Хорошо
...... ...... ...... ...... .....
30-50
Удовлетворительно
...... ..... ..... ..... ....
10-30
Плохо
..... ...... ...... ..... ....
0-10
Очень плохо
...... ...... ...... ..... .....

Заключительный тест Б

Эталон для сравнения
1 2 3 4
Средняя продуктивность запоминания
90-100
Отлично
...... ...... ...... ...... ......
70-90
Очень хорошо
..... ...... ...... ..... .....
50-70
Хорошо
...... ...... ...... ...... .....
30-50
Удовлетворительно
...... ..... ..... ..... ....
10-30
Плохо
..... ...... ...... ..... ....
0-10
Очень плохо
...... ...... ...... ..... .....

 

Теперь переходите к заполнению таблицы, по которой вы сможете оценить изменение продуктивности запоминания после тренировки памяти как по отдельным заданиям, так и по всему тесту в целом.

 
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Среднее значение
Относительный рост
продуктивности запоминания, %
         

Как и в случае вводного теста, заключительный тест следует через неделю повторить. В течение этой недели не заглядывайте в тестовые материалы.

Повторный тест (проводится через неделю после заключительного теста)

Цель этого теста состоит в том, чтобы установить, что именно из материалов заключительного теста сохранилось в вашей памяти по истечении семи дней. Не заглядывая в тестовые задания, припомните материал каждого из них. Время не ограничивается, можете вспоминать как угодно долго.

Тест 1: запоминание логически не связанного материала

Попытайтесь вспомнить 20 слов (вместе с их порядковыми номерами), входивших в первый раздел заключительного теста. Смотреть слова еще раз нельзя. Вычислите продуктивность запоминания.

(число правильно воспроизведенных слов : 20) х 100 = ...%

Тест 2: запоминание чисел

Попытайтесь вспомнить и запишите ряд чисел из второго раздела заключительного теста (подглядывать нельзя). Числа надо припоминать вместе с их порядковыми номерами. Вычислите продуктивность запоминания.

(количество правильно воспроизведенных чисел : 20) х 100 = ...%

Тест 3: запоминание лиц с именами и фамилиями

Обратитесь к концу страницы и запишите по памяти имена и фамилии изображенных на ней лиц. Вычислите продуктивность запоминания.

(число правильных ответов : 10) х 100 = ...%

Тест 4: запоминание логически связанной информации

Вспомните и запишите в их логической последовательности десять главных мыслей текста, приведенного в четвертом разделе заключительного теста. Вычислите продуктивность запоминания.

(число правильно воспроизведенных мыслей : 10) х 100 = ...%

Средняя продуктивность запоминания по истечении недели.

Тест 1 ... %

Тест 2 ... %

Тест 3 . . . %

Тест 4 ... %

Сумма : 4 = ...%

Улучшилась ли продуктивность вашей памяти?

Вам, конечно, интересно узнать, насколько результаты воспроизведения только что выполненного вами повторного теста (Б) отличаются от результатов воспроизведения для повторного теста, который вы выполняли, работая над гл. 2 (обозначим их буквой А). Как и в предыдущих случаях, прирост продуктивности можно получить по формуле

В = Б - А

Теперь можно определить рост продуктивности отсроченного на 7 дней запоминания в процентах по формуле

(В : А) х 100 = ...%.

Результаты занесите в таблицы.

Повторение вводного теста

Эталон для сравнения
1 2 3 4
Средняя продуктивность запоминания
90-100
Отлично
...... ...... ...... ...... ......
70-90
Очень хорошо
..... ...... ...... ..... .....
50-70
Хорошо
...... ...... ...... ...... .....
30-50
Удовлетворительно
...... ..... ..... ..... ....
10-30
Плохо
..... ...... ...... ..... ....
0-10
Очень плохо
...... ...... ...... ..... .....

Повторение заключительного теста

Эталон для сравнения
1 2 3 4
Средняя продуктивность запоминания
90-100
Отлично
...... ...... ...... ...... ......
70-90
Очень хорошо
..... ...... ...... ..... .....
50-70
Хорошо
...... ...... ...... ...... .....
30-50
Удовлетворительно
...... ..... ..... ..... ....
10-30
Плохо
..... ...... ...... ..... ....
0-10
Очень плохо
...... ...... ...... ..... .....

 

 
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Среднее значение
Относительный рост
продуктивности запоминания, %
         

 

Вместо награды

К сожалению, сидя за своим письменным столом, я не могу видеть выражение вашего лица в тот момент, когда вы сравниваете результаты заключительного и вводного тестов. Но если вы работали достаточно старательно, то ваше лицо наверняка будет сиять. Улучшились и средняя продуктивность запоминания, и продуктивность запоминания в каждом из четырех тестов.

Весьма вероятно, что достигнутые успехи еще не предел ваших возможностей, и вам следует продолжить работу по улучшению своей памяти. Для этого необходимо проводить тренировки еще в течение одного-двух месяцев, а затем регулярно повторять их с интервалом полгода - год. Но и сейчас я сердечно поздравляю вас с достигнутыми успехами. Правда, я не имею возможности вручить вам приз за эти успехи. Но важнее всякой награды для вас, безусловно, будет сознание того, что ваша память значительно улучшилась и это должно благотворно отразиться на всей вашей деятельности. Отныне вы знаете, что плохая память - это не таинственный феномен и не неотвратимая беда. Работая рационально и упорно, вы можете добиться значительных результатов в ее совершенствовании. И я желаю вам больших успехов.

Дополнение к русскому изданию

Основные приемы для составления словесно-числового списка на русском языке

Прежде всего вам необходимо запомнить таблицу цифро-буквенного кода.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
ГЖ
ДТ
КХ
ЧЩ
ПБ
ШЛ
СЗ
ВФ
РЦ
НМ

Это легко сделать, если обратить внимание на то, что, как правило, буквы либо созвучны цифрам, с которыми они сочетаются: 2 (два) - "д", "т"; 5 (пять) - "п", "б"; 4 (четыре) - "ч"; 6 (шесть) - "ш"; 7 (семь) - "с", "з"; 0 (нуль) - "н"; либо сходны по написанию 1 - "г"; "к" состоит из трех палочек, а "х" созвучно "к", 9 - это перевернутое "р"; "г" и "ж" в латинском алфавите обозначаются одной и той же буквой. Специального запоминания требуют буквы "щ", "л", "ц" и "м".

Теперь можно составить список из 100 слов, включающих в себя те согласные, которые определяют порядковый номер слова.

1. еж;
2. яд;
3. ухо;
4. щи;
5. Обь;
6. аул;
7. усы;
8. ива;
9. яйцо;
10. огонь;
11. гагара;
12. год;
13. гайка;
14. гуща;
15. губа;
16. галка;
17. гусак;
18. гвоздь;
19. гора;
20. дом
и т.д.

Необходимо отметить, что для слов с порядковыми номерами от 1 до 9 - это единственная согласная в слове, для слов с двузначными порядковыми номерами - это первая и вторая согласные.

На основе цифро-буквенного кода составьте для себя список из 100 слов. Например:

43 - чайка;
87 - овес;
46 - чашка;
99 - царь;
30 - конь;
40 - щенок;
77 - сазан;
100 - Жанна
и т. п.

При этом крайне важно, чтобы выбранные вами слова имели конкретный, наглядно-образный характер, чтобы их можно было представить себе зрительно. При запоминании новых слов с помощью составленной вами "сетки" вы также должны устанавливать образные связи, причем, чем более необычна эта связь, тем лучше (вспомните пример из текста книги: универсам на спине у майского жука).

Вам придется потрудиться при составлении словесно-числового списка, а также - при его запоминании.

Потренируйтесь в запоминании предложенных в тексте книги 20 слов с помощью данного здесь словесно-числового списка. Например:

"вор", в темноте схвативший "ежа";
"универсам", расположенный на "ухе";
"автомобиль", плывущий по "Оби".

Описанные здесь основные принципы составления словесно-числового списка и цифро-буквенный код были изложены в письмах читателей "Недели" С.С.Блинкина из Харькова и П.А.Скоболова из Челябинска. Откликаясь на публикацию уроков по тренировке памяти, эти читатели сообщили, что в течение не одного десятка лет они хранят в памяти "сетку" слов, составленную ими, и успешно применяют ее для запоминания.

Пользуюсь случаем поблагодарить С.С.Блинкина и П.А.Скоболова за ценную информацию, которая оказалась полезной при издании данной книги на русском языке.

Н. К. Корсакова

 

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100