Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Франц Лёзер

Тренировка памяти

13. Запоминание лиц и имен

Дети имеют более прочную память, взрослые же - более обширную.
С.Л.Рубинштейн

4 миллиарда лиц

Лица бывают умными и глупыми, сердитыми и добрыми, красивыми и уродливыми, добродушными и злобными. Иначе говоря, лицо человека выражает, его мысли и чувства, его характер и отношение к окружающим. Лицо говорит нам о том, что представляет собой тот или иной человек, оно позволяет, судить - в определенных пределах - о его месте среди других людей. Восприятие лиц является средством ориентировки человека в обществе. Поэтому запоминание и припоминание лиц принадлежит к одной из важнейших функций памяти. В процессе развития общества отношения между людьми становятся все более разнообразными, число людей, с которыми нам приходится поддерживать связь, непрерывно увеличивается. Отсюда становится очевидным, что запоминание лиц приобретает все большее значение. Особенно это важно для тех, кому в силу специфики работы приходится постоянно вступать в контакт с новыми людьми.

В настоящее время население Земли составляет около 4 млрд. человек. К счастью, нам приходится запоминать не все это множество лиц, а лишь незначительную часть их, которая составляет не более тысячи. Впрочем, и это доставляет нам, как вы, наверное, заметили сами, значительные трудности. Нередко возникают весьма неприятные ситуации. Например, к вам обращается человек, а вы не можете определить, знаком он вам или нет. Вы лихорадочно пытаетесь припомнить, встречалось ли вам это лицо и где, но безуспешно. В результате вы не знаете, как вести себя с этим человеком. Не исключено, что ваша неспособность припомнить его нанесет ему обиду. Понимая это, вы начинаете вести себя неуверенно. Ошибки в узнавании лиц, или ложное узнавание, также порой приводят к различным недоразумениям. Всего этого можно избежать, если при знакомстве с человеком применить специальный метод, обеспечивающий эффективное запоминание лиц.

Запоминание лиц как познавательный процесс

Метод запоминания лиц, как и другие описанные методы, основан на специальной организации процессов памяти. Давайте подумаем о том, как же происходит запоминание лиц. Вначале вы отмечаете наличие общих признаков, т. е. признаков, присущих всем лицам: профиля, носа, рта и т. п. После того как вы определили, что рассматриваемый предмет есть именно лицо, вы пытаетесь отличить его от всех остальных лиц. Для этого вы должны установить специфические признаки, присущие только данному лицу, т. е. присмотреться, какие у него профиль (выпуклый или вогнутый), нос (прямой или, скажем, с горбинкой), глаза (большие или маленькие) и т. д. Специфические признаки позволяют отличать лица одно от другого и узнавать их. Итак, общие и специфические признаки дают возможность запоминать и узнавать лица.

При запоминании лиц мы осуществляем процесс выделения общих и специфических признаков более или менее непроизвольно и, что очень важно, бессистемно. В результате лицо часто запоминается недостаточно точно, вследствие чего при необходимости узнать его возникают трудности. Для эффективного запоминания лиц необходимо усвоить общие и специфические признаки осознанно с соблюдением правил. Нужна определенная система, позволяющая шаг за шагом определять наличие тех или иных признаков в данном лице и запоминать их.

С учетом сказанного я разработал схему общих и специфических признаков лица, которая приведена на иллюстрациях. Чтобы сделать схему более простой и удобной для использования, число признаков в ней сведено к минимуму. Я взял десять общих признаков и для каждого общего признака выбрал три специфических. Однако читатель может, конечно, расширить предлагаемую схему или изменить ее в том или ином отношении. Важно одно - она должна помочь более эффективно устанавливать наличие нужных признаков.

Основные принципы запоминания лиц

Предлагаемый метод позволяет действовать при запоминании лиц по определенной системе, используя при этом схему признаков лица.

1. В течение нескольких секунд внимательно рассмотрите данное лицо как целое, а затем приступайте к определению специфических признаков, делая это последовательно для каждого общего признака. Начинайте с общего признака-формы головы. Установите, какая голова: овальная, круглая или четырехугольная.

2. Тщательно запомните установленный признак путем повторения.

3. Продолжайте действовать описанным способом для каждого общего признака, пока не запомните все десять.

4. Определите, не обладает ли данное лицо какими-либо особыми признаками и хорошо запомните их путем повторения.

5. Мысленно представьте себе лицо, последовательно "просматривая" еще раз все его признаки. Если вы обладаете способностью, можете также нарисовать лицо по памяти.

6. Сопоставьте ваше представление с реальным лицом.

7. Установите познавательную связь между запоминаемым лицом и какой-либо известной вам информацией. Если, например, вы хотите припомнить лицо, которое вам встретилось в определенной обстановке, скажем в школьном классе, в отделе вашего предприятия, во время отдыха и т.п., то свяжите его с этой обстановкой; в таком случае она будет служить как бы опорой. В тот момент, когда вы вновь попадете в данную обстановку, всплывет в памяти и лицо. Целесообразно связать лицо также с именем человека.

Имена

Говорят, что великий полководец древности Александр Македонский знал всех своих солдат по имени. Если учесть, что в его армии насчитывалось около десяти тысяч солдат, надо признать, что память у него была феноменальной. Аналогичной способностью обладали Суворов и Наполеон. Разумеется, я не ожидаю, что, прочитав эту книгу, вы приобретете подобные способности. Но вы сможете запоминать имена быстрее, прочнее и точнее, чем раньше.

Обычно имена забываются скорее, чем лица. Это обусловлено рядом причин. Чаще всего у людей доминирующим является зрительный анализатор, т. е. они воспринимают информацию преимущественно с помощью зрения. Поскольку лицо мы видим, а имя слышим, то лицо запоминается лучше. Необходимо добавить также следующее.
Разговаривая с человеком, мы постоянно видим его лицо. Восприятие лица многократно повторяется, в результате его образ в памяти становится все более прочным. Имя же человека мы часто слышим только тогда, когда его нам представляют. Следовательно, оно повторяется реже, и поэтому возникает возможность его оттеснения под воздействием другой информации. Наконец, образная информация (в частности, лица) вообще лучше запоминается, чем символическая (имена). С учетом этих особых трудностей целесообразно применить для запоминания имен специальный метод.

Основные принципы запоминания имен

1. Старайтесь правильно воспринимать имя.

Это правило на первый взгляд может показаться банальным. Однако известно, что многие имена не сохраняются в памяти только по тон причине, что первоначально были восприняты неправильно. Плохое восприятие имен, с одной стороны, обусловливается тем, что при знакомстве имя не всегда произносится достаточно отчетливо. С другой стороны, мы сами часто не прилагаем каких-либо усилий, чтобы правильно воспринять имя. Итак, прежде всего надо обеспечить правильное восприятие имени.

2. Повторите имя несколько раз сразу после восприятия.

Во избежание потери имени из мгновенной памяти необходимо его повторять по крайней мере в течение 20 секунд.

3. Представьте имя в образной форме.

В процессе повторения попытайтесь превратить имя в наглядный образ. Это можно сделать несколькими способами. Имя можно мысленно или фактически записать и таким образом "увидеть" его. Полезно бывает связать имя с образом человека, его лицом или какими-нибудь бросающимися в глаза особенностями его внешности или поведения. Другой способ образного представления имени состоит в том, чтобы придать ему определенное смысловое значение. Например, человека с фамилией Мельников можно представить как владельца мельницы, а человека по фамилии Кривоногов - как человека с кривыми ногами.

4. Образное представление имени несколько раз повторите.

Неоднократное повторение образного представления имени будет способствовать его более прочному закреплению в памяти.

Упражнения

Как и во всех предыдущих случаях, чтобы лучше усвоить метод запоминания лиц и имен, требуется выполнить ряд упражнений.

Упражнение 19: запоминание лиц

Внимательно рассмотрите изображенные ниже пять лиц. Первое лицо я описал сам в соответствии с предложенной выше схемой. Ознакомившись с этим рисунком, самостоятельно проделайте аналогичную работу для остальных лиц.

Поупражняйтесь в использовании схемы признаков лица применительно к людям, которых вы встречаете на работе, на улице, при поездках в общественном транспорте, сидя перед экраном телевизора. Пусть это войдет у вас в привычку. Вскоре вы заметите, что применение схемы занимает у вас всего несколько секунд и вы стали запоминать лица значительно лучше.

Упражнение 20: запоминание имен

Выпишите из телефонного справочника десять любых фамилий. Запомните их с помощью описанного метода и через несколько дней проверьте, можете ли вы их припомнить. Используйте для тренировки фамилии, с которыми вам приходится сталкиваться в повседневной жизни.

Упражнение 21: запечатление лиц и имен

Вырежьте из газет и журналов 20-30 фотографий лиц и такое же количество случайно выбранных имен. Каждому лицу, изображенному на фотографии, присвойте одно из выбранных имен, напишите эти имена на обратной стороне фотографий. Хорошо запомните какое-нибудь лицо и соответствующее имя, мысленно соединив их. Отложите эту фотографию и возьмите другую. Продолжайте работу до тех пор, пока все лица не будут связаны с определенными именами. Перемешайте теперь фотографии лиц и имена и попытайтесь припомнить установленные связи, сверяя точность воспроизведения с тем, какое имя написано на обороте фотографии.

 

 
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100