Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Франц Лёзер

Тренировка памяти

12. Метод ассоциаций

Мужчина проявляет в жизни интерес к разнообразным вещам, поэтому его память хранит лишь такие события, которые несколько серьезней, чем поцелуй. У женщин дело обстоит иначе...
В.Г.Белинский

Ораторское искусство Марка Туллия Цицерона

Известный политический деятель древнего Рима Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до н.э.) был одним из самых блестящих ораторов в истории человечества. Важнейшая причина успеха и силы воздействия ораторского искусства Цицерона состояла в том, что его аргументация строилась на реальных фактах, которые он хранил в памяти, никогда не пользуясь записями. Эта способность, по словам самого Цицерона, основывалась на специальных приемах запоминания. Готовя свои речи, он произносил их дома, переходя из комнаты в комнату. При возникновении какой-либо важной мысли он на короткое время останавливался, запоминал ту часть обстановки комнаты, которая была перед глазами, и мысленно связывал ее с соответствующей частью своей речи. Произнося затем речь в Римском сенате, он мысленно повторял свой маршрут по дому; таким образом ему удавалось последовательно привести все подготовленные факты и аргументы, не прибегая к записям. В основе метода Цицерона лежит принцип, аналогичный методу сцепленных опор, о котором мы говорили в предыдущей главе. Цепочка внешних опор (различные предметы обстановки дома, которые прочно "оседают" в сознательной памяти) используется, чтобы связать фрагменты информации, расположенные в логической последовательности, с сознательной памятью. Вспоминая затем эти опоры, Цицерон тем самым припоминал и соответствующие моменты подготовленной речи. Метод Цицерона получил в мнемотехнике применение и для запоминания логически не связанной информации, то есть информации, которая не представлена логически расчлененным текстом.

Повседневная жизнь постоянно ставит нас перед необходимостью запоминания такой информации, например различных терминов, инструкций, оценок, бесед с сотрудниками, статистических данных, указаний, покупок и т. п. Подобная информация неуклонно растет, и становится все труднее ориентироваться в информационных джунглях с помощью только календарей, записных книжек и других привычных средств. Нужны приемы, которые позволят запоминать эту разноликую информацию быстро, точно и эффективно.

Одним из приемов, обеспечивающих такую возможность, является метод ассоциаций.

Цифро-буквенный код

Метод ассоциаций, предлагаемый ниже, предусматривает использование 100 словесных опор, а именно слов, с которыми связывается (ассоциируется) запоминаемая информация. Слова представлены в виде списка и пронумерованы так, чтобы место каждого запоминаемого фрагмента информации было точно зафиксировано. Нумерация слов осуществляется с помощью специального цифро-буквенного кода, в котором определенным согласным условно поставлены в соответствие цифры от 0 до 9.

На конкретных примерах покажем, по какому принципу подбирается это соответствие:

нуль соответствует букве z, поскольку арабское слово zero означает нуль. Могут использоваться также похожие по звучанию буквы;

цифра 1 изображается буквой t. Эту связь нетрудно запомнить, имея в виду, что у буквы t одна вертикальная линия. С тон же цифрой можно также соотнести букву d, сходную по звучанию с t;

2 - буквой n, которая имеет две вертикальные линии;

3 - буквой m, имеющей три вертикальные линии;

4 - буквой r: в слове vier (четыре) четвертая буква г;

5 - буквой l: римская буква L означает 50;

6 - сочетаниями букв ch и sch: в слове sechs (шесть) содержатся как ch, так и sch;

7 - буквой k, так как при каллиграфическом написании этой буквы ее вертикальная линия напоминает цифру 7. С той же цифрой можно также соотнести буквы ck и g;

8 - буквой f, которая при рукописном написании имеет две петли и тем самым напоминает цифру 8. Той же цифрой можно представить сочетание pf, а также v и w (все они сходны с f по звучанию);

9 - буквой р, поскольку, если цифру 9 перевернуть вокруг вертикальной оси, то получится символ, похожий на букву р. По созвучию с р с цифрой 9 можно также соотнести букву b.

Предлагаемый цифро-буквенный код можно представить в виде следующей таблицы:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
T
D
N
M
R
L

CH,
SCH

K
G
CK
F
PF
V
W
P
B
Z
S

Помните, что цифровые значения присвоены только тем согласным, которые приведены в таблице. Остальные согласные (j, x, у, q), а также гласные (а, е, i, о, u) цифрового эквивалента не имеют. Но при образовании слов гласные можно использовать, вставляя их между "оцифрованными" согласными.

Чтобы показать, как с помощью цифро-буквенного кода образуются слова, рассмотрим примеры. Слово "Mama" имеет числовое значение 33, так как буква "m" означает 3, а поскольку она дважды входит в слово, то и получается 33. Гласные "а" не учитываются. В качестве упражнения запишите в соответствии с цифро-буквенным кодом слова: "Tee", "Маsche", "Schaf", "Pfeife". Они будут выглядеть так: 1, 36, 68, 88.

Переведите теперь числа 11, 21 и 22 в словесные обозначения. Легко заметить, что для такого перевода имеется много возможностей. Число 11 эквивалентно, например, словам: Toto, Tod, Tito, число 21: Note, Niete, Not, 22: Noni, Nana и т. д.

Итак, цифро-буквенный код позволяет, используя заданные согласные, строить разнообразные слова, имеющие определенный числовой "эквивалент".

Теперь перейдем к последней части метода ассоциаций. На основе цифро-буквенного кода составляется словесно-числовой список. Я предлагаю вам свой список, состоящий из 100 слов. Разумеется, вы не обязательно должны пользоваться именно этим списком. Взяв его за образец, вы можете составить аналогичный список самостоятельно, включив в него какие-либо другие слова.

Далее, такой список вы используете как цепочку опор, позволяющую устанавливать связи (ассоциации) с информацией, которую в дальнейшем вам потребуется припомнить. Преимущество такого списка по сравнению с цепочкой опор состоит в том, что один и тот же список можно применять для запоминания самой разнообразной информации.

Словесно-числовой список

1 = Tee (чай)
2 = Noah (Ной)
3 = Mai (Май)
4 = Reh (серна)
5 = Li (Ли, китайск. имя)
6 = Schuh (ботинок)
7 = Kuh (корова)
8 = Fee (фея)
9 = Pa (па, от папа)
10 = Dose (коробка)
11 = Tod (смерть)
12 = Тоn (звук)
13 = Dom (собор, храм)
14 = Тur (дверь)
15 = Таl (долина)
16 = Tisch (стол)
17 = Toga (тога)
18 = Topf (горшок)
19 = Tuba (муз. труба)
20 = Nase (нос)
21 = Note (нота)
22 = Nana (Нана, женск. имя)
23 = Name (имя)
24 = Nero (Нерон)
25 = Nil (Нил)
26 = Nische (ниша)
27 = Nicki (пуловер)
28 = Napf (миска)
29 = Nabe (втулка)
30 = Mieze (кошечка)
31 = Mode (мода)
32 = Mohn (мак)
33 = Mama (мама)
34 = Месг (море)
35 = Maul (морда)
36 = Masche (петля)
37 = Mig (Миг, тип самолета)
38 = Mowe (чайка)
39 = Mob (чернь)
49 = Rose (роза)
41 = Rat (совет)
42 = Ruine (развалина)
43 = Rom (Рим)
44 = Rohr (труба)
45 = Ruhia (Рула, город в Тюрингии)
46 = Reich (государство)
47 = Reck (турник)
48 = Riwa (название мыльного порошка)
49 = Rabe (ворон)
50 = Los (жребий)
51 = Laute (лютня)
52 = Leine (веревка)
53 = Leim (клей)
54 = Leier (лира)
55 = Lilie (лилия)
56 = Loch (дырка)
57 = Locke (локон)
58 = Lowe (лев)
59 = Lupe (лупа)
60 = SchoB (пола, подол)
61 = Schote (зеленый горошек)
62 = Schiene (рельс)
63 = Schaum (пена)
64 = Schur (Tave) (фамилия известного нем. спортсмена)
65 = Schule (школа)
66 = Schach (шахматы)
67 = Scheck (чек)
68 = Schaf (овца)
69 = Scheibe (диск)
70 = Kase (сыр)
71 = Goethe (Гёте)
72 = Kanu (каноэ)
73 = Gum (ГУМ)
74 = Kur (лечение)
75 = Kohle (уголь)
76 = Kuche (кухня)
77 = Kakao (какао)
78 = Kopf (голова)
79 = Кар (мыс)
80 = Fa6 (бочка)
81 = Fehde (вражда)
82 = Fohn (фен)
83 = Feme (фема, судилище)
84 = Feuer (огонь)
85 = Wal (кит)
86 = Fisch (рыба)
87 = Feige (инжир)
88 = Pfeife (трубка)
89 = Vipa (название напитка)
90 = Bus (сокращение от автобуса)
91 = Bad (купание)
92 = Bahn (дорога)
93 = Baum (дерево)
94 = Bar (бар)
95 = Beil (топор)
96 = Busch (куст)
97 = Backe (щека)
98 = Beef (Steak) (говядина)
99 = Baby (ребенок)
100 = Tasse (чашка)

 

 

Метод ассоциаций

Принцип использования словесно-числового списка прост. Самое главное прочно закрепить этот список в памяти и не забывать. При запоминании списка приучите себя видеть в порядковых номерах не числа, а слова. Хорошо запомнив список, можно дач лее использовать его для запоминания необходимой информации, связывая (ассоциируя) ее с теми или иными словами списка. Как это делать? Чтобы связи с запоминаемой информацией создавались быстро и были достаточно прочными, надо представить слова списка в виде наглядных образов, картинок и прочно закрепить их в памяти.

Для первых двадцати слов списка я предложил вам картинки. Но, разумеется, вы можете придумать что-нибудь свое. Обязательным при этом является только следующее условие: образы, картинки, какими бы они ни были, должны фиксироваться в памяти с предельной четкостью. Необходимо, чтобы вы ясно видели эти картинки в тот момент, когда думаете о соответствующих словах, а еще лучше - о числах словесно-числового списка. Как я уже говорил, целесообразно с самого начала запомнить список возможно лучше. Ведь вы можете с большой пользой применять его в течение всей своей жизни.

После того как вы хорошо усвоите и представите в виде картинок все слова списка, попытайтесь с их помощью запомнить следующие двадцать слов.

1. Вор
2. Теннисная ракетка
3. Универсам
4. Хлеб
5. Автомобиль
6. Луна
7. Карлик
8. Редиска
9. Пиво
10. Дом
11. Треугольник
12. Башня
13. Пылесос
14. Банан
15. Торт
16. Дерево
17. Водка
18. Вишня
19. Дверь
20. Картофель

Свяжите последовательно каждое из этих слов с соответствующим числом и словом приведенного выше словесно-числового списка. В качестве примера предлагаю вам следующие ассоциации для первых трех слов, которые подкреплены картинками.

1. Чай (Tee) ассоциируется с вором: представьте себе, что вор украл у вас чашку ароматного чая.

2. Ной (Noah) - с теннисной ракеткой: вообразите себе, как старина Ной плывет в своем ковчеге и работает теннисной ракеткой как веслом.

3. Май (Mai) - с универсамом: представьте себе майского жука, который тащит на спине универсам.

Важно, чтобы вы научились строить свои собственные ассоциации. Поэтому продолжайте работу до тех пор, пока не построите ассоциации для всех двадцати слов. Хорошо запомните их. Теперь вы сможете воспроизвести любое из двадцати слов тотчас же, как припомните соответствующую картинку.

Оправдан ли труд?

Для хорошего запоминания 100 слов, расположенных в определенном порядке в словесно-числовом списке, конечно, потребуется известное время и значительные усилия. Оправдан ли этот труд? Безусловно! Ведь работа, которую вы должны выполнить однажды, будет приносить плоды всю вашу жизнь. И если сразу вам не удастся запомнить все слова достаточно хорошо, не огорчайтесь. В дальнейшем, используя их при запоминании различной информации, вы будете все глубже и прочнее закреплять их в памяти, так что со временем сможете припоминать их без всяких усилий. Значительные результаты, которые могут быть достигнуты при помощи описанного метода, и те возможности, которые он открывает, позволяют считать, что труд не был напрасным.

Метод ассоциаций может найти применение при запоминании самой разнообразной информации. Приведем некоторые примеры.

Повседневные дела не забываются

В повседневной жизни вам приходится ежедневно, еженедельно выполнять множество всевозможных дел. Составьте перечень этих дел и свяжите их в требуемой последовательности со словесно-числовым списком. Вы убедитесь, что ни одно из них не будет забыто.

Запоминание информации, не связанной по смыслу

Метод ассоциаций особенно удобен для запоминания логически не связанной информации. Например, руководящему работнику требуется запомнить большую и разнообразную информацию: имена сотрудников, указания вышестоящих организаций, статистические данные, термины и т. п. Составив один или несколько перечней, элементы которых соответствуют частям запоминаемой информации, можно связать ее с различными частями словесно-числового списка. Это позволит без труда запомнить все необходимое.

Можно обойтись без записной книжки

Вы ведете важную беседу и хотите запомнить ее существенные моменты, не прибегая к записям. Метод ассоциаций поможет и здесь. Во время беседы старайтесь связывать ее узловые моменты с какими-то частями словесно-числового списка. Это даст возможность не просто зафиксировать в памяти отдельные важнейшие детали беседы, но и обеспечит сохранение их логической последовательности. Позднее вы сможете расшифровать запомненные образы и записать беседу достаточно подробно.

Подготовка к экзаменам

При подготовке к экзаменам, как правило, приходится запоминать большой объем материала. Опираясь на словесно-числовой список, вы создаете ассоциации, которые помогут запомнить этот материал в требуемой последовательности. В результате вам окажется доступным воспроизведение материала с сохранением его внутренней логики, более того, вы сможете обращаться к его различным частям, пропускать ненужное, двигаться по списку вперед и назад и т. п., не теряя при этом основной нити содержания.

Можно легко запоминать и числа

Числовой материал, как правило, запоминается с трудом по той причине, что его нельзя перевести в ассоциативно-образную форму. Словесно-числовой список позволяет сделать это по крайней мере для чисел от 1 до 100 и тем самым обеспечивает возможность их сравнительно легкого запоминания. Можно, например, запомнить следующий список чисел, включая их порядковые номера, таким образом:

1.13 Tee ассоциируется с Dom (чай-собор).

2. 27 Noah ассоциируется с Nicki (Ной - пуловер).

3. 45 Mai ассоциируется с Ruhia (май-Рула).

4. 31 Reh ассоциируется с Mode (серна - мода).

5. 97 Li ассоциируется с Backe (Ли-щека).

Для запоминания чисел свыше 100 можно использовать комбинации слов списка, например:

523 == Li - Name (Ли - имя)

2451 == Nero - Laute (Нерон - лютня)

Если нужно запомнить очень большие числа, то можно, используя цифро-буквенный код, самостоятельно придумать новые слова и их комбинации. Например, 1041554 можно изобразить так: Tor (104) - Teller (1554) (ворота-тарелка соответственно).

Легко запомнить перечень нужных покупок

Как часто, придя в магазин, вы забываете многое из того, что вам надо купить! Конечно, можно заранее составить перечень необходимых покупок. Но то он окажется неполным, то вдруг куда-то запропастится. Теперь вам поможет словесно-числовой список. Названия предметов, которые вам нужно купить, постарайтесь связать со словами из этого списка. Отныне при посещении магазинов вам не придется страдать от своей забывчивости.

Чудеса памяти - магия или методика?

Я не думаю, что, прочитав эту книгу и овладев техникой запоминания, вы оставите свою профессию и, став мнемонистом, будете демонстрировать в цирке чудеса памяти. Но на праздновании дня рождения, вечеринке сослуживцев, на банкете или в кругу друзей вы, конечно, сможете иногда блеснуть своей памятью.

Демонстрация феноменальной памяти нередко воспринимается как некая смесь трюка с чудом. В действительности это не так. Мнемонисты, помимо исключительных способностей, в частности к концентрации и формированию ассоциаций, обладают также особыми приёмами запоминания, как правило, весьма индивидуальными. Именно эти приемы и являются главным условием, позволяющим достигать результатов, поражающих воображение. В качестве такого приема можно использовать и метод ассоциаций.

Попросите, например, кого-нибудь записать на листке бумаги двадцать или больше любых слов. Предложите присутствующим ознакомиться с этими словами в течение короткого времени и затем назвать их вместе с порядковыми номерами. Вряд ли кто-либо успешно справится с этим заданием. Тогда, используя словесно-числовой список, вы сможете продемонстрировать, насколько проста такая задача для вас.

Упражнения

Чтобы усвоить метод ассоциаций и добиться повышения продуктивности памяти, вам следует, как и в предыдущих случаях, проделать ряд упражнений. Прежде всего вы должны выучить и запомнить свой словесно-числовой список, как таблицу умножения, Для этого надо тренироваться в применении описанного метода в течение по крайней мере нескольких недель, работая с самыми различными материалами.

Попытайтесь, например, не записывать, а запоминать с помощью метода ассоциаций некоторые важные сведения, с которыми приходится иметь дело в повседневной жизни. При этом целесообразно обращаться каждый раз не к началу списка, а попеременно к различным его частям. Например, один раз использовать слова от первого номера до двадцатого, в следующий раз - от 21 до 40, затем - от 41 до 60 и т. д. Это полезно по двум причинам. Во-первых, таким образом углубляется запоминание всего списка целиком, а не только отдельных его частей. Во-вторых, это обеспечивает наиболее простой способ "стирания" уже использованных и ставших ненужными ассоциаций. Работая с ассоциациями, основанными на одной части списка, и не пользуясь остальными его частями, вы тем самым создаете условия для "освобождения" этих частей списка от прежних ассоциаций и повышения их "готовности" к приему новой информации.

Обратимся теперь к специальным упражнениям, которые следует систематически выполнять в течение нескольких недель.

Упражнение 16: овладение методом ассоциаций

Напишите 10 произвольно выбранных слов и свяжите их с первыми 10 словами из словесно-числового списка. Затем запишите 10 других слов и свяжите их со следующими 10 словами списка, т. е. со словами от номера 11 до 20. Через два-три дня проверьте, можете ли припомнить эти слова. Если нет, это значит, что вы недостаточно хорошо запомнили словесно-числовой список или ассоциации оказались недостаточно образными.

Продолжайте такие упражнения, постепенно увеличивая количество запоминаемых слов. Обращайтесь попеременно то к одной, то к другой части списка. Отбирайте для запоминания информацию, с которой вы сталкиваетесь в вашей повседневной деятельности.

Упражнение 17: использование метода ассоциация для запоминания чисел

Запишите 20 любых чисел и пронумеруйте их. Переведите эти числа в слова в соответствии с цифро-буквенным кодом и постройте для них ассоциации, опираясь на словесно-числовой список. Через несколько дней проверьте, запомнились числа или нет.

Продолжайте такие упражнения до тех пор, пока не будете в состоянии запоминать числа без всякого труда.

Упражнение 18: метод ассоциаций как игра

Запишите на листке бумаги двадцать слов, пронумеруйте их. Задача состоит в том, чтобы запомнить эти слова вместе с порядковыми номерами после одного прочтения (на каждое слово дается 3 секунды). Кто запомнит больше слов, тот победитель.


 
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100