Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Франц Лёзер

Тренировка памяти

11. Цепочка опор

Человеческое мышление похоже на мутную жидкость, которая с течением столетий медленно проясняется... Наконец, мысль становится прекрасной и чистой, как прозрачный мед, прозрачная вода, прозрачный воздух.
Кристиан Моргенштерн

Всегда ли надо читать?

Собрание началось. Докладчик направляется к трибуне, достает текст своей речи и начинает читать. На слушателей он почти не смотрит, так как его глаза не могут оторваться от бумаги. Контакт с аудиторией не устанавливается, внимание слушателей рассеивается, в зале начинается шум. Докладчик замечает это и теряет уверенность. Его риторический запал пропадает, и внимание слушателей еще более снижается. Даже хороший доклад в подобных условиях имеет мало шансов на успех.

Причина такого рода неудач, с которыми вам, вероятно, не раз приходилось сталкиваться, заключается прежде всего в неспособности докладчика запомнить содержание доклада и обойтись без помощи записей. Если бы он свободно произносил свою речь, а не механически ее зачитывал, результат был бы совсем иной. Во время доклада он мог бы активно размышлять, обращаться к слушателям с замечаниями и учитывать их реакцию. И тогда аудитория внимательно слушала бы его выступление.

Способность быстро и точно запоминать длинные тексты и воспроизводить их по памяти, не упуская ни одной важной мысли и не путая их последовательности, - кто не хотел бы овладеть ею? Она нужна не только при выступлении с докладами, но и вообще при воспроизведении самых разнообразных логически связанных материалов. Эта способность играет огромную роль при запечатлении любой значительной по объему информации, которую вы воспринимаете на слух, при чтении или зрительных наблюдениях и которую требуется в дальнейшем свободно, не обращаясь к записям, воспроизвести. Вспомните о лекциях, об учебниках, содержание которых вы хотите освоить, об инструкциях, которые вы получаете при выполнении своих профессиональных или общественных обязанностей в устной или письменной форме и которые в дальнейшем должны кому-то передать, об экзаменах, требующих запоминания значительных текстовых материалов, и т. п. Для представителей ряда профессий, например для учителей, актеров, административных и партийных работников, лекторов, словом, для всех, кому приходится выступать перед слушателями, способность запоминать тексты большого объема особенно важна.

Метод сцепленных опор поможет вам развить эту способность.

Метод сцепленных опор как познавательный процесс

Метод сцепленных опор основан на функции словесной опоры, описанной в гл. 9 и 10. Как вы уже знаете, опора служит для закрепления информации, которую надо забыть так, чтобы в будущем ее можно было припомнить. Именно эта функция опоры используется при построении цепочки опор. Текст, предназначенный для запоминания, следует читать таким образом, чтобы все существенные мысли отдельных частей текста закреплялись в сознательной памяти при помощи опор. Тогда опоры образуют как бы рамку текста, и его содержание вы при необходимости можете воспроизвести, ориентируясь на опоры. Для этого требуется запечатлеть все опоры такой рамки без пропусков. Чтобы облегчить запечатление, опоры соединяются не беспорядочно, а в определенной последовательности, имеющей вид цепочки. Отсюда и название: последовательность сцепленных опор, или цепочка опор.

Цепочка опор образуется в результате того, что следующие одна за другой опоры соединяются при помощи познавательных связей: первая опора - со второй, вторая - с третьей, третья - с четвертой и т. д. Такая связь поможет вам прочно закрепить в памяти основную нить текста. Неприятные случаи, когда внезапно во время публичного выступления вы обнаруживаете, что не знаете, что говорить дальше, при владении методом сцепленных опор не возникают. Итак, опоры, соответствующие отдельным частям текста, в логической последовательности соединяются в цепочку, запечатлев которую можно без труда воспроизвести весь текст. Схематически цепочку опор можно представить следующим образом:

  • 1-я опора - 1-я часть текста
  • 2-я опора - 2-я часть текста
  • 3-я опора - 3-я часть текста
  • 4-я опора - 4-я часть текста и т. д.

Основные принципы метода сцепленных опор

1. Мысленно или с помощью тех или иных пометок разбейте текст на части, содержащие наиболее важные мысли. При этом вы можете ориентироваться на уже имеющиеся в тексте подразделения, например абзацы.

2. Выберите опору для каждой части текста. Их должно быть не слишком мало, чтобы не упустить на одной важной мысли текста, но и не слишком много, чтобы цепочка опор не была чрезмерно длинной.

3. Каждая опора должна обеспечивать возможность воспроизведения соответствующей части текста.

4. Каждая опора должна легко включаться в цепочку опор.

5. После того как опоры выбраны, запишите их в последовательности, соответствующей последовательности частей текста.

6. К каждой опоре поставьте вопрос соответственно ее связи с определенным фрагментом текста. Эту связь повторяйте, пока она не будет запечатлена.

7. Соедините каждую опору с последующей. Для этого к каждой паре опор поставьте вопрос, который позволил бы выяснить связь между опорами. Эту связь повторяйте, пока она не закрепится достаточно надежно в вашей памяти.

8. Связав каждую опору с соответствующим фрагментом текста и последующей опорой, повторяйте всю цепочку опор, пока не запомните текст в достаточной степени.

9. Запомнив таким способом текст, можете теперь спокойно забыть его до того момента, когда он вам потребуется. Пока цепочка опор сохраняется в вашей памяти, вы в состоянии припомнить текст в любое время. Если же какая-нибудь опора вдруг забудется, вы можете быстро припомнить ее, незаметно для слушателей бросив взгляд на выписанную цепочку опор.

Упражнения

Упражнение 14: цепочка опор

Цель этого упражнения - закрепить метод сцеп" ленных опор. Прочитайте предлагаемый текст. Набранные жирным шрифтом слова я выбрал в качестве опор. Они пронумерованы соответственно их последовательности в тексте.

"Закрывшаяся в воскресенье очередная Лейпцигская ярмарка снова подтвердила, что она является важным центром международной торговли (1). Это обусловлено растущей экономической мощью социалистических стран (2). С каждой новой ярмаркой для ее посетителей все яснее становится положительное влияние экономической интеграции (3) на укрепление народного хозяйства стран - членов СЭВ. И на этот раз организаторы ярмарки с особой тщательностью представили для всеобщего обозрения промышленную продукцию (4) - плод экономического сотрудничества социалистических стран. Нет ни одной отрасли промышленности, которая не продемонстрировала бы здесь результаты координированного труда (5) социалистических стран: химическая аппаратура и автомашины, промышленное оборудование и ткацкие станки, медицинские препараты и предметы бытовой химии.

О каждой из этих отраслей можно было бы написать много интересного. Ведь речь идет о результатах интеграции (6), для которой уже давно был заложен солидный фундамент. Этот фундамент основан на единстве целей наших партий, на согласованности межгосударственных долгосрочных планов, на кооперации как предприятий, так и целых отраслей промышленности. Сегодня в планирующих органах (7) и научных лабораториях стран - членов СЭВ закладываются материальные и интеллектуальные основы для достижения еще более значительных успехов в будущем.

В Лейпциге было убедительно показано, что осуществление комплексных программ (8) экономической интеграции стало главным содержанием (9) экономического и научно-технического сотрудничества наших стран. Интеграция (10) преследует величественную цель (10): она служит повышению благосостояния народов социалистического содружества и сохранению мира. Это вновь подчеркнули руководители коммунистических и рабочих партий социалистических стран на их дружественной встрече (11), состоявшейся в конце июля в Крыму (11). Экономическое сотрудничество (12) социалистических стран, констатировали они, имеет огромное значение для построения социализма и коммунизма, для неуклонного повышения жизненного уровня и культуры народов этих стран. Они подтвердили, что вопросы осуществления комплексных программ экономической интеграции и основные направления дальнейшего совершенствования деятельности СЭВ должны и в будущем оставаться в центре внимания (13) коммунистических и рабочих партий стран - членов СЭВ.

Консолидация мировой системы социализма, дальнейшее укрепление сплоченности стран социалистического содружества и расширение всестороннего сотрудничества, говорится в решении политбюро ЦК СЕПГ (14) по поводу встречи в Крыму, имели и будут иметь решающее значение для эффективности нашей борьбы за мир (15) и прогресс.

Таким образом, любые наши достижения в области экономики и науки, любые шаги, направленные на повышение производительности труда и обусловленные социалистической интеграцией, знаменуют собой важные успехи в борьбе за мир, которая, как это отчетливо показано в материалах VIII съезда СЕПГ (16), способствует созданию благоприятных внешних условий для социалистического строительства.

Демонстрируя эти связи и успехи, Лейпцигская ярмарка служит тем самым мощным стимулом (17) для дальнейших трудовых усилий, для развертывания социалистического соревнования. Она дает возможность многочисленным участникам ярмарки и посетителям - гражданам ГДР оценить значение своего труда в более широкой перспективе (18). Столь представительная демонстрация продуктов общественного труда (19) позволяет трудящимся увидеть и осознать значение своего вклада в обеспечение благополучия других, оценить помощь братских стран в деле развития экономики ГДР и отдаленные последствия своего повседневного, казалось бы, скромного труда.

Посещение выставочных стендов Советского Союза и других дружественных государств внушает оптимизм (20) и уверенность, что в рядах этого могучего содружества мы планомерно движемся к достижению поставленных целей".

Внимательно прочитав текст, выпишите опоры в порядке их нумерации. В данном случае я проделал эту работу сам и частично построил также цепочку опор.

Цепочка опор

Опора
Связь с фрагментом текста
Связь с последующей опорой
1. Центр международной торговли Лейпцигская ярмарка снова подтвердила, что является важным центром международной торговли Чем это обусловлено?
2. Растущая экономическая мощь социалистических государств Это обусловлено растущей экономической мощью социалистических государств Под влиянием чего она возникла?
3. Экономическая интеграция Все яснее становится для посетителей ярмарки положительное влияние экономической интеграции на укрепление народного хозяйства стран - членов СЭВ Что она дает?
4. Промышленная продукция И на этот раз организаторы ярмарки с особенной тщательностью представили для всеобщего обозрения промышленную продукцию - плод экономического сотрудничества социалистических стран Чем она является?
5. Результат координированного труда Нет ни одной отрасли промышленности, которая не продемонстрировала бы результаты координированного труда: химическая аппаратура и автомашины, промышленное оборудование и ткацкие станки, медицинские препараты и предметы бытовой химии Почему это важно?
6. Результаты интеграции ... ...
7. Планирующие органы ... ...
8. Осуществление комплексных программ ... ...
9. Главное содержание ... ...
10. Величественная цель интеграции ... ...
11. Дружественная встреча в Крыму ... ...
12. Экономическое сотрудничество ... ...
13. Центр внимания ... ...
14. Решение политбюро ЦК СЕПГ ... ...
15. Борьба за мир ... ...
16. Материалы VIII съезда СЕПГ ... ...
17. Стимул ... ...
18. Широкая перспектива ... ...
19. Демонстрация продуктов общественного труда ... ...
20. Оптимизм ... ...

Легко заметить, что каждая опора связана с соответствующим фрагментом текста. В качестве первой опоры выбрано словосочетание "Центр международной торговли". Поставив вопрос: какая связь имеется между этой опорой и соответствующим фрагментом текста, вы соедините опору с текстом. Ответ: Лейпцигская ярмарка снова подтвердила, что она является центром международной торговли. Закрепите эту связь в памяти, повторив ее несколько раз. Затем соедините первую опору со второй. Проще всего это можно сделать, поставив вопрос о связи между ними, например: чем обусловлено, что Лейпцигская ярмарка стала центром международной торговли? Ответ будет следующим: растущая экономическая мощь социалистических государств. Чтобы запечатлеть эту связь между опорами, ее также следует несколько раз повторить.

Я составил вам цепочку пяти опор, остальное попытайтесь сделать сами. Запечатлев все опоры, включая их связи с текстом, повторяйте всю цепочку, пока она не запомнится. Затем забудьте текст, не забывая опоры. Через несколько часов постарайтесь воспроизвести весь текст, используя эту цепочку опор. Повторите текст таким же образом на следующий день.

Упражнение 15: овладение методом сцепленных опор

Чтобы вы могли пользоваться методом сцепленных опор без труда и с высокой эффективностью, выполните ряд упражнений. Используйте для этого тексты, с которыми вы имеете дело в вашей непосредственной работе. Начните упражнения с относительно коротких простых текстов и постепенно переходите к более сложным. Чем лучше вы овладеете методом сцепленных опор, тем короче будет необходимая для этого цепочка. Вскоре вы сможете свободно и безошибочно воспроизводить по памяти длинные и сложные тексты.

 
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100