Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Франц Лёзер

Тренировка памяти

10. Припоминание

Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.
В.И.Ленин

Припоминание как познавательный процесс

"Горячо - холодно"

Вам, конечно, приходилось встречать давно забытых знакомых и вспоминать их. Это один из видов припоминания - узнавание. Забытая информация воспринимается сознанием и запускает процесс припоминания. Однако при тренировке памяти решающую роль играет не узнавание, а такой вид припоминания, при котором забытая информация воспроизводится в условиях отсутствия повторного восприятия, только благодаря работе памяти. Поэтому в дальнейшем главное внимание мы будем уделять именно этому последнему виду припоминания. Как и в предшествующих случаях, вначале попытаемся охарактеризовать данный познавательный процесс в основных чертах.

Вы, наверное, помните детскую игру "горячо - холодно". Ребенок ищет спрятанный предмет, ориентируясь по возгласам "холодно", "холоднее", "горячо", "теплее". Припоминая, человек тоже приближается к забытому при помощи ориентиров, которые ему предоставляет забытая информация. Но, конечно, припоминание намного более сложный процесс, чем игра "горячо-холодно". Как и все рассмотренные выше процессы памяти, припоминание - не механический процесс, его нельзя отождествлять с простым извлечением из ящика когда-то положенного туда предмета. Это творческий процесс, в ходе которого забытое заново воссоздается при помощи незабытого.

Смысл ранее описанных фаз памяти - восприятия, концентрации, запечатления, повторения и забывания - состоит главным образом в сохранении информации таким образом, чтобы ее можно было не" пользовать при необходимости. Последняя фаза памяти - припоминание - органически продолжает предшествующие фазы и завершает реализацию функции памяти, обеспечивая воспроизведение сохраняемой информации и ее поступление в распоряжение сознания. Можно сказать, что припоминание - это обратная сторона забывания. Если в процессе забывания информация оттесняется из сознательной памяти в латентную, то в результате припоминания она, напротив, возвращается из латентной памяти в сознательную. При этом, как далее будет показано более детально, исходной всегда является незабытая информация, т. е. знания, хранящиеся в сознательной памяти. Следовательно, структура сознательной памяти является важнейшим фактором, который определяет уровень припоминания, иначе говоря, эффективность воспроизведения забытой информации. Информация, хранящаяся в сознательной памяти, служит основой для создания познавательных связей с забытой информацией. Особенности этих связей, сформированных при запечатлении информации, которая подверглась затем забыванию, оказывают существенное влияние на способность человека воссоздать забытое. В конечном итоге правильное использование приемов забывания и припоминания определяет точность и скорость воспроизведения.

Снижение эффективности припоминания может быть одной из главных причин плохой работы памяти. Вместе с тем оно нередко обусловлено - за исключением случаев болезненного нарушения памяти - нерациональным осуществлением всех ее процессов, начиная с неправильного восприятия, при котором воспринимается несущественная информация, а существенная теряется полностью или частично. Снижение продуктивности припоминания может быть следствием недостаточной концентрации, неправильного запе-чатления и нерационального повторения. Если, кроме того, некорректно выполняется также и забывание, то даже самая хорошая память не в состоянии удовлетворительно выполнять свои функции. Не приходится удивляться, если при этом мы часто либо вообще не можем припомнить требуемый материал, либо делаем это с большим трудом.

Поэтому вы должны совершенно отчетливо себе уяснить, что процесс припоминания будет протекать с высокой эффективностью только в том случае, если вы в достаточной степени овладеете описанными выше приемами улучшения работы каждой фазы памяти.

Теперь обратимся к технике припоминания.

Техника припоминания

Если вы хорошо усвоили предыдущий материал, то сможете ответить на вопрос: какая информация используется для воссоздания забытого? Незабытая информация! Точнее говоря, мы воссоздаем забытую информацию с помощью словесных опор, с которыми она связана в сознательной памяти. Когда эта опора смысловая, мы ориентируемся на связь ее смысла с релевантной областью знаний. Рассмотрим в качестве примера смысловую опору "Пагуошская конференция", использованную при выполнении упражнения 12. Взяв ее за отправную точку, будем размышлять о смысле Пагуошской конференции, который мы запечатлели, т. е. "просматривать" свои знания, точнее - релевантные знания, пока не припомним требуемую информацию. Аналогичным образом нужно поступать с ассоциативными и структурными опорами, т. е. прослеживать ассоциативные или структурные связи словесной опоры с соответствующими релевантными знаниями, хранящимися в памяти. Например, исходя из опоры "6 фаз памяти", будем "просматривать" наши знания до тех пор, пока не переведем информацию о 6 фазах памяти из латентной памяти в сознательную.

Конечно, не всю забытую информацию удается воспроизвести сразу. Важнейшие причины этого, как уже говорилось ранее, следует искать в неправильном выполнении действия запечатления или слишком сильном оттеснении информации вследствие редкого ее использования. Однако словесная опора помогает и в этом случае, если использовать ее для мобилизации способности к припоминанию следующим образом. Ориентируясь на опору, попытайтесь установить возможно больше связей с релевантной областью знаний. При этом ставьте перед собой вопросы такого типа: какие смысловые связи с забытой информацией вам известны, в каких ассоциативных и структурных связях она находится? Таким путем нередко удается воспроизвести некоторые фрагменты забытой информации, например отдельные буквы или звучание забытых слов, части или ритм предложения, форму, цвет или запах предметов, ассоциации или отрывки мыслей. Совершая такой поиск в релевантной области знаний памяти, вы постепенно можете воссоздать из этих фрагментов всю информацию в целом.

Основные принципы припоминания забытой информации

1. Припоминание начинается с опоры.

Словесная опора связана со всей припоминаемой информацией в целом. Вид опоры (смысловая, ассоциативная, структурная) служит указателем того, где и как можно найти припоминаемую информацию.

2. Определяется релевантная область знаний.

Прослеживается запечатленная ранее познавательная связь опоры с релевантной областью знаний и последняя таким образом фиксируется.

3. Опора стимулирует способность к припоминанию.

Обследуется релевантная область знаний и на этой основе осуществляется воспроизведение требуемой информации или, если необходимо, воссоздание ее из фрагментов знаний.

Упражнения

Упражнение 13: припоминание

В упражнении 12 вам было дано задание запомнить пять небольших сообщений и затем забыть их. Тогда же вы нашли пять опор, записали их и закрепили в сознательной памяти. Теперь вы должны эти пять сообщений припомнить.

Вначале запишите по памяти пять опор:

  • 1-я опора: ...........
  • 2-я опора: ...........
  • 3-я опора: ...........
  • 4-я опора: ...........
  • 5-я опора: ...........

Примените метод припоминания. Начинайте и опоры. Установите ее вид и проследите ее познавав тельные связи с релевантной областью знаний. Затем воссоздайте информацию. Продолжайте выполнять такие упражнения самостоятельно, пока полностью не освоите методы забывания и припоминания. Старайтесь строить упражнения так, чтобы восприятие, концентрация, запечатление, повторение, забывание и припоминание сливались в единое действие. Иначе говоря, осваивая метод припоминания, учитывайте и применяйте предшествующие методы.

Этой главой мы заканчиваем описание тренировки памяти. Вы познакомились с шестью основными методами (соответствующими фазам памяти), которые призваны повысить общую продуктивность вашей памяти. В последних трех главах мы коротко остановимся на методах, которые помогут вам улучшить продуктивность памяти в специальных областях. Однако следует иметь в виду, что специфические приемы улучшения работы памяти основываются на описанных ранее общих приемах. Поэтому изученный материал надо использовать и закреплять при чтении последующих глав.

 
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100